Семинар-практикум для родителей «В гостях у волшебной кисточки»
методическая разработка на тему

Васечкина Ольга Викторовна

Кто не наблюдал, как рисуют дети? Не свои, так чужие. Не дома, так на улице? Самые маленькие, еще не знают чем и на чем можно рисовать. С увлечением рисуют всем, что оставляет цвет на асфальте, стекле, бумаге, песке. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего мира. Следовательно, для того, чтобы они могли что-то нарисовать или слепить, им необходимы различные впечатления, которые они получают через чтение, рассматривание иллюстраций, наблюдений и т.д. Они  без устали наблюдают, накапливая массу образов и сведений, пытаются размышлять, творчески перерабатывая свои знания. Т.е. рисование взаимосвязано с техническим развитием ребенка,  с его познавательной деятельностью, речью, игрой, эмоциональным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_v_gostyah_u_volshbnoy_kistochki.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «родничок»

Семинар-практикум для родителей

«В гостях у волшебной кисточки»

Е.И. Сапожникова,

педагог дополнительного образования

О.В. Васечкина

педагог-психолог

г.п. Междуреченский

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками.

Задачи: 

  • Дать понятие, что такое нетрадиционные техники рисования.
  • Показать значение нетрадиционных приемов рисования в развитие познавательных процессов, творческого мышления и творческой активности.
  • Показать влияние изодеятельности на эмоциональное состояние ребенка.
  • Способствовать созданию положительных эмоциональных чувств у родителей, в ходе семинара-практикума.

Педагог-психолог 

Кто не наблюдал, как рисуют дети? Не свои, так чужие. Не дома, так на улице? Самые маленькие, еще не знают чем и на чем можно рисовать. С увлечением рисуют всем, что оставляет цвет на асфальте, стекле, бумаге, песке. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего мира. Следовательно, для того, чтобы они могли что-то нарисовать или слепить, им необходимы различные впечатления, которые они получают через чтение, рассматривание иллюстраций, наблюдений и т.д. Они  без устали наблюдают, накапливая массу образов и сведений, пытаются размышлять, творчески перерабатывая свои знания. Т.е. рисование взаимосвязано с техническим развитием ребенка,  с его познавательной деятельностью, речью, игрой, эмоциональным развитием.

Педагог дополнительного образования

Дети  с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в  своём изобразительном творчестве.  Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды  важно учитывать  возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт,  катушки ниток, свечи и т. д.) Вышли погулять, присмотритесь,  а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений,  пух  тополя и одуванчика. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать чем хочешь, и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные  эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том что его радует, что его огорчает.  

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Ниткография

Способ рисования: Альбомный лист приготовим для работы – согнем его пополам и разогнем. На газетном листочке растягиваем кусочек нитки (30-50 см). Раскрашиваем его каким-нибудь цветом. На кисточку берем много воды и много краски. Хвостики оставляем не раскрашенными. Берем за хвостики раскрашенную нитку. Раскладываем каким-нибудь узором на одной половинке альбомного листа. Хвостики оставляем свисающими с листа. Закрываем второй половинкой. Крепко одной ладошкой нажимаем, а другой вытягиваем нитку за хвостики. Вытянули. Раскрыли.

В этой технике можно нарисовать цветы, человечков, птичек.

Рисование мыльными пузырями

Способ рисования: Опустить соломинку для выдувания мыльных пузырей в банку с краской предварительно капнув в нее любое мыльное средство, подуйте в трубочку, для образования пены «шапочкой» в банке. Затем прикладывая лист бумаги на образовавшуюся цветную «шапочку» получаем отпечаток пены. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Граттаж

Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter -  скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом – концом кисти, зубочисткой - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

Практический этап.

Педагог дополнительного образования

        Сегодня мы попробуем рисовать тремя разными способами.

Техника рисования кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования.

Примерные темы для использования техники в домашних условиях: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. д.

Педагог-психолог 

Эту технику можно применять с детьми испытывающими страхи (боязнь пауков, боязнь животных).

Техника рисования тычком

Педагог дополнительного образования

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Примерные темы для использования техники в домашних условиях: «Травка на полянке», «Мой котенок», «Мой цыпленок», «Цветы», «Снег идет» и т. д.

Педагог-психолог 

Эту технику можно применять с детьми для снятия эмоционального напряжения, приступов агрессии. Ребенок силой тычка и его ритмом проявляет свою эмоцию.

Техника рисования граттаж

Педагог дополнительного образования

Техника царапанья. Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом – концом кисти, зубочисткой - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Примерные темы для использования техники в домашних условиях: «Зимняя ночь», «Звездное небо», «Северное сияние», «Салют», и т. д.

Педагог-психолог 

Эту технику можно применять с детьми имеющими страх темноты. Использование этой техники снимает нервное напряжение и отвлекает от грустных мыслей. Обеспечивает эмоционально-положительное состояние вызывает радость и удивление.

Педагог-психолог 

Рассматривая работы детей, вы по-разному реагируете на них. Одни хвалят, другие посмеиваются, а есть и такие, которые просто отмахнутся. А что еще можно увидеть в рисунках детей?

        Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Первоначально нужно обратить внимание на расположение рисунка относительно листа и его размер. Дети, страдающие повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, как правило, рисуют сюжет не на всей площади листа, а в какой-то его части. Они могут перерисовывать несколько раз то, что уже нарисовано, стирая детали, которые не нравятся, снова и снова. За норму считается расположение рисунка на средней линии листа. Если рисунок сдвинут к верхнему краю, значит, у малыша завышена самооценка и своим положением в обществе он недоволен. Рисунок, расположенный в нижней части, говорит об эмоциональном неблагополучии, низкой самооценке и неуверенности в себе. Дети, рисунок которых смещен влево, постоянно чувствуют себя утомленными, у них отсутствует интерес, желания и стремления. А «правосторонние» рисунки получаются у активных и заряженных положительными эмоциями детей.

Преобладание какого-либо цвета в рисунках может говорить не только об особенностях характера, его темперамента, но и о том, в чем нуждается ребенок, чего боится и о чем мечтает.

Педагог дополнительного образования

        Изотерапия, где дети имеют возможность отразить свое настроение и реализовать свои возможности с использованием разнообразных изобразительных средств. Рисование само по себе несет множество развивающих функций, совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира является способом выражения разного рода эмоций.  Рисование развивает познавательную, зрительную способности, мелкую моторику, память, воображение. Но главное, рисование это один из самых первых и доступных способов совместной творческой активности родителей и ребенка, зона эмоционального сближения.

         А теперь мы предлагаем ответить на вопросы небольшой анкеты о проведенном мероприятии.

  1. Имеются ли у вас дома принадлежности для рисования (бумага, краски, карандаши, мелки, гуашь, раскраски и т.д.)?
  • Да
  • Нет
  1. Достаточно ли вы уделяете времени для совместного творчества с ребенком?
  • Считаю, что достаточно
  • Считаю, что не достаточно
  • Хотелось бы больше, не хватает времени
  • другое________________________________________________
  1. Узнали ли вы сегодня что-то новое?
  • Да
  • Нет
  1. Будете ли вы использовать знания полученные на семинаре-практикуме со-своим ребенком?
  • Да
  • Нет
  1. Оцените организацию проведенного мероприятия по пятибалльной шкале.
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Желаем удачи, до новых встреч!


Анкета для родителей

Уважаемые родители просим вас ответить на вопросы о проведенном мероприятии.

  1. Имеются ли у вас дома принадлежности для рисования (бумага, краски, карандаши, мелки, гуашь, раскраски и т.д.)?
  • Да
  • Нет
  1. Достаточно ли вы уделяете времени для совместного творчества с ребенком?
  • Считаю, что достаточно
  • Считаю, что не достаточно
  • Хотелось бы больше, не хватает времени
  • другое________________________________________________
  1. Узнали ли вы сегодня что-то новое?
  • Да
  • Нет
  1. Будете ли вы использовать знания полученные на семинаре-практикуме со-своим ребенком?
  • Да
  • Нет
  1. Оцените организацию проведенного мероприятия по пятибалльной шкале.
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Спасибо!

Анкета для родителей

Уважаемые родители просим вас ответить на вопросы о проведенном мероприятии.

  1. Имеются ли у вас дома принадлежности для рисования (бумага, краски, карандаши, мелки, гуашь, раскраски и т.д.)?
  • Да
  • Нет
  1. Достаточно ли вы уделяете времени для совместного творчества с ребенком?
  • Считаю, что достаточно
  • Считаю, что не достаточно
  • Хотелось бы больше, не хватает времени
  • другое________________________________________________
  1. Узнали ли вы сегодня что-то новое?
  • Да
  • Нет
  1. Будете ли вы использовать знания полученные на семинаре-практикуме со-своим ребенком?
  • Да
  • Нет
  1. Оцените организацию проведенного мероприятия по пятибалльной шкале.
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

                                        Спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....