Кружковая работа.
материал (подготовительная группа)
Вокальный кружок "Звездочки"
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный годовой план работы
Вокального кружка »Звездочки»
2019 – 2020 учебный год
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»
список детей | мероприятия | результат | дата выступления |
подготовительная гр. 1.Пшиков Илья 2.Домничева Виктория 3.Матвеева Алиса 4.Московский Женя 5.Котов Даниил 6.Дидикина Вероника 7. Губанова Лиза 8.Трофимова Ульяна старшая гр.
| «Ходит осень-несмеяна» | выступление на родительском собрании | сентябрь |
«Осенние встречи» | выступление в «Доме ветеранов» | октябрь | |
«Мамина сказка» | «День матери» выступление перед детьми детского сада | ноябрь | |
«Новогодний калейдоскоп» | сольное участие в утренниках | декабрь | |
«Детский сад – волшебная страна» | встреча с детьми стационарного отделения «Росток» | январь | |
«Папа – самый лучший друг» | выступление перед детьми детского сада | февраль | |
«Мама – солнышко» | Выступление перед детьми детского сада | март | |
«Физкульт- ура!» | выступление на губернаторских состязаниях | апрель | |
«День Победы» | участие в поселковом фестивале «Красные маки» | май | |
«Международный день защиты детей» | участие в фестивале «Разноцветные капельки» | июнь | |
График работы кружка: четверг 2 половина дня. |
Репертуар вокального кружка »Звездочки»
На 2019 – 2020 учебный год
Сентябрь | «Ходит осень-несмеяна» М. Еремеева |
Октябрь | «До свидания, журавли!» З. Роот |
Ноябрь | «Осень холодная» Я.Жабко |
Декабрь | «Раз – снежинка!» Л.Олиферова |
Январь | «Пороша» Ю.Горячева. С. Есенин |
Февраль | «Песенка про папу» В.Шаинский |
Март | «Мы обо всем с мамой поем» М. Еремеева |
Апрель | «Праздник - безобразник» Л.Гомонова |
Май | «Прадедушка» Е.Зарицкая |
Июнь | «Детский сад» И.Пономаревой |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
«Путешествие язычка»
Конспект занятия
вокального кружка «Звездочки»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»
Музыкальный руководитель
Гаврикова Л.П. п. Игрим
Программные задачи:
- Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
- Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
- Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку.
- Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Выразительно читать стихи; петь каноном.
- Способствовать развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Оборудование:
Фланелеграф, иллюстрации, мыльные пузыри.
Ход занятия:
(Дети заходят в зал)
Муз.рук.: ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.
/дети пропевают: ''Здрав-ствуй-те''/
Муз.рук.: а сейчас я вас попрошу сесть на стульчики, закрыть глаза.
/дети закрывают глаза, 1-2 мин. отдыхают /
Муз.рук.: откройте глазки, откройте ушки. Молодцы.
Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной. Скажите, а что вам помогало поздороваться?
Дети: Язычок!
Муз.рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?
Жил на свете язычок. Был у него свой домик.
В домике этом красные двери,
А у дверей сидят белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались, что это за домик? Правильно: это домик – рот. Двери в домике то открываются,
то закрываются - вот так.
/ открываем, то закрываем рот /
Муз.рук.: непоседа - язычок не сидит на месте. Он очень любопытный, ему все хочется знать. Однажды проснулся язычок, поиграл со своими зверюшками.
/ выполняем разные движения языком и губами/
и решил выглянуть из домика своего, посмотреть, что же творится на белом свете. Язычок широко открыл дверь, выглянул на улицу, посмотрел вниз – нет ли луж на земле;
посмотрел вверх – светит ли солнышко - и вдруг увидел тучку.
/ провожу пальчиковую игру/
Тучка по небу плыла,
Дождик за собой вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких галошках.
Дождик по крыше похлопал,
По дорожке походил,
На крылечке наследил,
В темной луже потоптался
И умчался.
Муз.рук.: закончился дождик, появились облака.
/пальчиковая игра/
Облака, облака,
Кучерявые бока,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные,
Ветерку послушные.
А одно облачко было похоже на лошадку.
Сел язычок на лошадку из облачка и поскакал.
/дети цокают язычком/
Лошадка привезла язычок на поляну.
А там прыгает тютюшечка – не зверек, не птушечка. Кто же это?
Дети: лягушка.
Муз.рук.: Правильно!
/читаю стихотворение вместе с детьми/
- Вот лягушка по дорожке /дети говорят средним
Скачет, вытянувши ножки голосом/
Ква, ква, ква
Ква, ква, ква
- Вот из лужицы на кочку / пищат /
Да за мошкою вприскочку,
Ква, ква, ква
Ква, ква, ква
- Больше есть ей неохота, /низким голосом/
Прыг, опять в свое болото.
Ква, ква, ква
Ква, ква, ква
Муз.рук.: только ускакала лягушка в болото, как на полянке, на лугу, язычок услышал
''Му – у – у''. Кто же это мычал? Правильно, коровы. Каждая корова мычит по-своему, у каждой коровы своя окраска голоса.
Послушайте, я вам спою песенку – дразнилку про корову.
/ пою песенку - дразнилку/
Муз.рук.: давайте споем ее вместе.
А теперь обыграем песенку. Сейчас мы будем двигаться по залу, исполнять песенку. Как только она закончится, показываем друг другу рожки, бодаемся, и каждая ''коровка'' мычит по-своему. /хвалю детей, затем предлагаю ''помычать'', как ''мычит коровка'' у Кати, у Олега./
Муз.рук.: молодцы, хорошо поиграли!
Ой, ребята, смотрите, стоит теремок, а у ворот важно ходит кот.
(попевка ''Ходит кот у ворот''
дети поют попевку с показом движения мелодии руками)
Муз.рук.: Интересно, кто же в теремке живет? Кого сторожит кот?
звучит музыкальный фрагмент ''Баба Яга''
Дети: Баба Яга!
/ предлагаю спеть песню, выполнить соответствующие движения руками, мимикой, ногами.
Игра ''Бабка Ежка''
Муз.рук.: Не догнала Баба Яга Язычок и ребят. Побежал Язычок дальше и увидел много мыльных пузырей, и ему так захотелось с ними поиграть.
А вам, ребята, хочется поиграть? Подуть на мыльные пузыри так, чтобы они полетели высоко-высоко!
Игра с мыльными пузырями
Муз.рук.: наигрался Язычок с мыльными пузырями, отдохнул и решил спеть песенку. Давайте, ребята, и мы вместе с ним споем. Какую песню вы хотели бы спеть?
Дети поют песню по желанию.
Муз.рук.:
Язычок наш устал. Захотелось ему спать.
Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.
Вот и закончилась сказка про Язычок. И наше занятие подошло к концу.
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи.
дети поют: ''До-сви–да-ни–я''
Предварительный просмотр:
«Звездочки» вокальный кружок МБДОУ «Звездочка»
Наш кружок родился в 2000 году. Сколько «звездочек» за это время выросло в детском саду!
Уже много лет подряд мы принимаем участие в поселковом фестивале патриотической песни «Красные маки».
Большой честью для нас стало выступление в заключительном концерте.
1 июня в День защиты детей мы обязательно принимаем участие в фестивале «Разноцветные капельки».
Для нас стали доброй традицией встречи с людьми старшего поколения: ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Мы видим улыбки на лицах бабушек и дедушек и радуемся, что своим выступлением смогли согреть сердца таких замечательных людей!
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
Программа развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
на занятиях вокального кружка «Звездочки».
2019-2020 г.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО».
музыкальный руководитель
Гаврикова Л.П.
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря тексту, песня доступнее детям, чем любой другой музыкальный жанр. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, я выстроила программу развития певческих навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка. В кружке занимаются музыкально одарённые дети 5-7-летнего возраста.
Цель – формирование эстетической культуры, развитие певческих навыков дошкольников;
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Планируемый результат:
- Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
- Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
- Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основопологающие принципы программы:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип последовательности;
Принцип системности;
Принцип интеграции;
Принцип развивающего обучения;
Принцип гуманизации;
Принцип сотрудничества;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
* песни хором в унисон;
*хоровыми группами (дуэт, трио и т.);
*при включении в хор солистов;
*пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
*игровой характер занятий и упражнений,
*активная концертная деятельность детей,
*доступный и интересный песенный репертуар,
*атрибуты для занятий;
*звуковоспроизводящая аппаратура,
*сценические костюмы.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Звездочки» предназначена для детей 5 – 7 лет
Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:
- Артикуляционная гимнастика.
Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. В артикуляционную гимнастику входит: работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки). Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.
После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование.
2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ''Волшебная коробочка'' Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д. 3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.
На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.
4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Артикуляционная гимнастика.
- Покусать кончик языка.
- Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
- Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
- Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
- Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
- Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
- Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
- Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи пальцами.
- Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
- Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели.
Игры-упражнения на артикуляцию.
«Обезьянки»
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг.
«Град» (массаж лица).
Град, а, град,
Ты чему так рад?
Прыгаешь, смеешься,
Да еще дерешься.
«Вовсе я не рад»,
Отвечает град.
«Просто солнца луч
Проколол бока у туч,
И я вывалился, лечу,
С досады всех колочу.
«Ночной лес».
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в),
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),
Кто то топал (топ-топ-топ-топ),
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау),
(«тонким» голосом): Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом сказал:
Список литературы
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников/Дошкольное воспитание.,1940,
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.. 2019
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб: Лань, 1999.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. №5 М., 2016
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
10. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
11.»Музыкальный руководитель» журнал М. 2000-2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...