«Детский сад – ячейка общества»
рабочая программа (средняя группа)

Чернова Анастасия Владимировна

В связи с новыми требованиями, соответствуя им, роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования растет на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, которые стоят на сегодняшний день перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

ПРИНЯТО                                                                                УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете                                                Заведующий _________ А. С. Горовая

протокол от 27.02.2019  № 157

приказ № 1  от 22.08.2019

Рабочая программа родительского клуба

«Детский сад – ячейка общества»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Чернова Анастасия Владимировна

Смоленск 2019

Пояснительная записка

В связи с новыми требованиями, соответствуя им, роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования растет на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, которые стоят на сегодняшний день перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, как основные социальные заказчики ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними не имеет возможности без учета интересов и запросов семьи.

Намечены новые подходы к педагогическому взаимодействию МБДОУ и семьи.

Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности во взаимоотношениях семьи и детского сада. Через сотрудничество педагогов и родителей появляется возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка.

Большая часть родителей – не профессиональные воспитатели. В их багаже нет специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, что часто приводит к трудностям в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны совместно  изыскивать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, необходимо стремление к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющую роль в установлении такого взаимодействия должны играть педагоги и специалисты. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Работу и взаимодействие нужно начинать с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекая и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями имеет место понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, иначе говоря, активное участие родителей в работе МДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

- Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка

- Педагогическое просвещение родителей

- Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ

Этап первый: беседы с родителями, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.

Этап второй: коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, вечера вопросов и ответов. “Круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые). Уместны устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.

Необходимо сориентировать родителей в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего.

Исходя из этого, будет легче понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома.

Этап третий: Первостепенная задача - создание условий для развития нормальных отношений в семье, что может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Формы совместной работы с родителями:

- родительские конференции, консультации, беседы. Вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги.

- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины. Спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории.

По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

При тесном контакте с взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;

- педагогическая и психологическая неграмотность;

- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;

- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;

- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;

- как поступать в критических ситуациях.

Исходя из выше сказанного был организован родительский клуб «А ну-к дружно, а ну-ка вместе». Участниками этого клуба являются дети 3-6 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.

Цель: Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

 Задачи программы:

- Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

- Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

В содержании работы включены следующие методы:

- продуктивной деятельности (аппликация, рисование)

- игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания)

- музыкальной терапии

- психомышечной тренировки

- групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком

- обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия

- обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике

- анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта

- анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем

- анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

Информированность родителей – основное средство профилактики отношений в развитии детей, педагогов, повышение их психолого - педагогической культуры. Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям входят:

- возрастные особенности детей

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

- адаптация к условиям ДОУ

- новообразования в развитии детей

- медицинская информация

- игры и упражнения для развития и обучения детей.

Иными словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Общая структура занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Этапы работы клуба:

- Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

- Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

- Непосредственная работа “Родительского клуба”.

Структура совместных мероприятий:

- Слово воспитателя по теме собрания;

- Представление семейного опыта;

- Выступление специалиста (по запросу родителей);

- Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;

- Просмотр видеофильма;

- Выступления желающих родителей;

- Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;

- Выступление детей;

- Подведение итогов.

В результате данной работы педагога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор.

Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.

Перспективно-тематический план на 2019-2020 учебный год

Тема занятия

участники

форма

сроки

«Как организовать интересный досуг семьи?»

Цель: познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Дети

Родители

Воспитатель

Игровое общение

октябрь

«Наши дети – какие

они?»

Цели:

- познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующими развитию гармоничных взаимоотношений, создание благоприятного климата в семье;

-осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка

Родители

Воспитатель

Практическое занятие

ноябрь

«Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?»

 Цель: ознакомление с возрастными кризисами детей дошкольного возраста; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка; обучение методам релаксации и саморегуляции.

Родители

Воспитатель

Семинар

декабрь

«Агрессивный ребенок»

Цель: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение родителей практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков поведения и воспитания агрессивного ребенка; обучение навыкам “ненасильственного” общения — “активного” слушания.

Родители

Воспитатель

Практическое занятие с элементами тренинга

февраль

«Стиль семейных отношений и эмоциональное благополучие ребенка»

Цель: укреплять внутрисемейные и межсемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания.

Родители

Воспитатель

Практическое занятие с элементами тренинга

март

«Игра и игрушки в жизни ребенка»

Цель: развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы; обучение приемам эффективного взаимодействия посредством игры.

Дети

Родители

Воспитатель

Семинар

апрель

«Я дарю свое тепло»

Цель: получение “обратной связи”; обмен полученными знаниями и опытом; самоанализ; подведение итогов.

Родители

Воспитатель

Рефлексия

май

Ожидаемые результаты:

- Преодолен барьер недоверия родителей к МБДОУ

- интерес родителей к работе детского сада

- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах

- улучшение детско-родительских отношений

- возрастание интереса к занятиям физической культурой и спортом

- взаимопонимание между родителями и педагогами в воспитании ребенка.

- Установлены доверительно-партнерские отношения между родителем и ребенком, семьей и педагогами.

- Удовлетворены потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществлены адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Список литературы:

1.        Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст): пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;

2.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.

3.        Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006

4.        Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001

5.        Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;

6.        Крюкова С.В., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.: Генезис,2000

7.        Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: речь, 2001

8.        Пазухина И.А., Давай поираем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб.: Детство – пресс,2005;

9.        100 игрушек из бумаги – СПб.: Кристалл,1998;

10.        Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Гном и Д,2000.

12. . Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006

13. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008

14. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005

15. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

16. Г. В. Мищенко «Отправляемся в путешествие» Сценарии встреч в семейном клубе. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ ГРУППОВОЙ ЯЧЕЙКИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ( С 5-6 ЛЕТ )

Общая площадь групповой ячейки 119 м. Группа расположена на 2 этаже основного здания.Помещение группы состоит из:1. Раздевалки 33 м, 1 окна, 2 люстры, 20 шкафов2. Моечная 2 м, 1 люстра.3. Групповая ко...

статья "Семья-уникальная ячейка общества"

Актуальная статья, так как большой упор в воспитании детей делается на духовность и высокую культуру семьи воспитываемого, особенно на современном этапе....

Положение о смотре-конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Положение о смотре-конкурсе в ДОУ«Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»...

ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках

ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны...

Модель развивающей предметно – пространственной среды групповой ячейки

Как создать развивающую предметно-пространственную среду...

Презентация "Пополнение РППС в групповых ячейках по духовно-нравственному воспитанию"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами программы "Тропинка добра" (для дошкольников 4-7 лет)....

Содержание групповой ячейки. Подготовительная группа МБДОУ Д/с №14 г.Белореченска Краснодарского края. Воспитатель Скоридченко С.А.

Создавая развивающую среду в подготовительной  группе, мы - воспитатели группы, прежде всего, уделили внимание созданию условий в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...