Доклад на тему: «Приобщение дошкольников к искусству русского слова»
материал
Слова как ключи.
Правильно подобрав,
можно открыть любую душу...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavkina_kristina_alexeevna_1.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Павкина Кристина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/с «Сказка»
ОП «ЦРР Д/с «Улыбка» г. Ковылкино
Доклад на тему:
«Приобщение дошкольников к искусству русского слова»
Слова, как ключи.
Правильно подобрав,
можно открыть любую душу…
Неизвестный автор
Актуальность
Язык – это ключ, открывающий мир! Даётся этот ключ каждому в момент рождения. Все ли одинаково могут им пользоваться и открывать дверь этим ключом в окружающий мир, к сердцам других людей. Как грамотно приобщить дошкольников к искусству русского слова? Как расставить приоритеты и овладеть чудесными свойствами русской речи в условиях современности?
Маленький ребенок приобщается к культуре речи с момента появления на свет. Сначала это происходит стихийно, так как жизнь любой семьи неразрывно связана с жизнью общества в целом: мы все живем в общем информационном пространстве и большую её часть получаем и передаем с помощью языка. В детском саду в процессе общения со сверстниками и взрослыми, благодаря разнообразным совместным видам деятельности, особенно играм и занятиям, речь становится для малыша не только средством передачи информации, но и предметом познания. Ребенок учится более свободно пользоваться речью, более осознанно к ней относиться и постепенно входит в языковую среду своего народа.
Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Знакомя ребенка до школы с языковыми явлениями, мы усложняем ему задачу освоения пространства культуры и языка, так как ему приходится находиться в культурном контексте своего народа.
Ключевые слова: язык, речь, информационное пространство, культурный контекст, художественный мир слова.
Еще в середине девятнадцатого века педагог К.Д.Ушинский выразил мысль о том, что именно в дошкольном возрасте, то есть до семи лет, у ребенка происходит психологическое и языковое вживание в свои народные традиции. Этот процесс «обрастания корнями», по сути, является осознанием себя частью своего этноса, продолжением своего семейного рода, носителем своего родного языка и характеризуется принятием духовных и культурных ценностей своей страны. В современном обществе существует проблема получения информации из общедоступных источников. По данным многочисленных наблюдений и исследований педагогов, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, компьютерные игры. Отсутствие интереса к книгам - новая болезнь современных детей. Обязательно нужно вернуть детям любовь к книге!
Методы приобщения к искусству слова через восприятие художественной литературы
Что касается художественной литературы, то она является искусством, связанным с речью, важнейшей формой человеческого общения. И речь эта не обыкновенная, а художественная, особым образом воздействует на читателя. Говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической функций.
В чудесный мир художественной литературы вводят малыша первые незатейливые песенки, потешки, напевность русских народных сказок. Для этого в перечень художественных произведений нужно включить произведения русского народного творчества, малые формы фольклора, произведения классической литературы, разработать и определить критерии отбора книг для чтения и пересказывания, при этом учитывать индивидуальные возрастные и психологические особенности. В своей работе целесообразно использовать различные методы приобщения детей к книге: творческие задания, инсценировки, литературные игры, встречи родителей и детей в литературных гостиных: «Поэзия осени», «Весна в стихах», «В гостях у дедушки Крылова», экскурсии в библиотеку, организация «Центров книги» в группах.
Формирование потребности в художественном слове через фольклор
Народная поэзия с давних времен привлекала детей героикой и романтикой, остротой занимательных и динамических сюжетов, простым образным языком. В своем поэтическом творчестве для детей народ воплотил прекрасное знание и понимание психологических особенностей ребенка, выработал для них особые фольклорные жанры. К.Д.Ушинский был убежден в исключительной важности фольклора для духовного развития ребенка. Большое внимание переработке народной поэзии для детей уделял Л.Н.Толстой. Он считал фольклор незаменимым средством нравственного и эстетического воспитания.
Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую. Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи. У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность. Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом. В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость. Она утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы. С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом.
Хочется напомнить всем педагогам и родителям, всем, кто общается с маленькими детьми, что мы сами, и не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни, в быту, на улице и дома, в любых обстоятельствах и в любом настроении, являемся носителями родного языка и культурных ценностей собственного народа. Соответственно от нашего поведения, отношения к языку, от нашей собственной речи и общения друг с другом во многом зависит, как будет относиться к речи и как будет ею пользоваться ребенок.
Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим богатством и многообразием – долг и задача каждого из нас. Конечно, никто не может заставить человека говорить не только правильно, но и ярко, точно, выразительно, если он сам этого не захочет. Но помочь человеку понять, для чего ему нужно стремиться к овладению всеми тонкостями родной речи, - это долг каждого, кому дорог наш язык, а особенно специалистов, работающих с маленькими детьми. Убедить никого невозможно, но можно собственной речью показать пример. Нельзя забывать о великой ответственности перед словом.
Литература:
1.Бударина Т. А., Куприна Л.С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
2.Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
4.Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
5.Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
6.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему:"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
В проекте раскрыта актуальность темы, постановка проблемы, поставлены цели и задачи, показаны методы и формы работы....
Организация развивающей предметно- пространственной среды в рамках лексической темы:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус.Накопление всевозможных народных промыс...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.
данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...
Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »
Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....
Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...