Доклад на тему: «Приобщение дошкольников к искусству русского слова»
материал

Слова как ключи.

Правильно подобрав,

можно открыть любую душу...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavkina_kristina_alexeevna_1.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Павкина Кристина Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/с «Сказка»                                                                    

ОП «ЦРР Д/с «Улыбка» г. Ковылкино

Доклад на тему:

«Приобщение дошкольников к искусству русского слова»

Слова, как ключи.

Правильно подобрав,

можно открыть любую душу…

Неизвестный автор

Актуальность

      Язык – это ключ, открывающий мир! Даётся этот ключ каждому в момент рождения.  Все  ли одинаково могут им пользоваться и открывать   дверь этим ключом  в окружающий  мир, к  сердцам других людей.  Как грамотно приобщить дошкольников к искусству русского слова? Как расставить приоритеты и  овладеть  чудесными свойствами  русской речи в условиях современности?

      Маленький ребенок приобщается к культуре речи с момента появления на свет. Сначала это происходит стихийно, так как жизнь любой семьи неразрывно связана с жизнью общества в целом: мы все живем в общем информационном пространстве и большую её часть получаем и передаем с помощью языка. В детском саду в процессе общения со сверстниками и взрослыми, благодаря разнообразным совместным видам деятельности, особенно играм и занятиям, речь становится для малыша не только средством передачи информации, но и предметом познания. Ребенок учится более свободно пользоваться речью, более осознанно к ней относиться и постепенно входит в языковую среду   своего народа.

      Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Знакомя ребенка до школы  с языковыми  явлениями,    мы   усложняем ему задачу освоения пространства культуры и языка, так как  ему приходится находиться в культурном контексте своего народа.

     

         Ключевые слова: язык, речь, информационное пространство, культурный контекст, художественный мир слова.

       

         Еще   в середине девятнадцатого века педагог  К.Д.Ушинский  выразил мысль о том, что именно в дошкольном возрасте, то есть до семи лет, у ребенка происходит психологическое и языковое вживание   в свои народные традиции. Этот процесс «обрастания корнями», по сути, является осознанием себя частью своего этноса, продолжением своего семейного рода, носителем своего родного языка и характеризуется принятием духовных и культурных ценностей своей страны. В современном обществе  существует проблема получения информации из общедоступных источников. По данным многочисленных наблюдений и исследований педагогов, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, компьютерные игры. Отсутствие интереса к книгам - новая болезнь современных детей. Обязательно нужно вернуть детям любовь к книге!  

          Методы приобщения   к искусству слова через восприятие художественной литературы

       Что касается художественной литературы, то она является искусством, связанным с речью,  важнейшей формой человеческого общения. И речь эта не обыкновенная, а художественная, особым образом воздействует на читателя. Говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической функций.  

       В чудесный мир художественной литературы вводят малыша первые незатейливые песенки, потешки, напевность русских народных сказок. Для этого в перечень художественных произведений  нужно включить произведения русского народного творчества, малые формы фольклора, произведения классической литературы, разработать и определить критерии отбора книг для чтения и пересказывания, при этом учитывать индивидуальные возрастные и психологические особенности. В своей работе целесообразно  использовать  различные методы приобщения детей к книге:   творческие задания, инсценировки, литературные игры, встречи родителей и детей  в литературных гостиных: «Поэзия осени», «Весна в стихах», «В гостях у дедушки Крылова», экскурсии в библиотеку, организация «Центров книги» в группах.

Формирование потребности в художественном слове через  фольклор

        Народная поэзия с давних времен привлекала детей героикой и романтикой, остротой занимательных и динамических сюжетов, простым образным языком. В своем поэтическом творчестве для детей народ воплотил прекрасное знание и понимание психологических особенностей ребенка, выработал для них особые фольклорные жанры.  К.Д.Ушинский был убежден в исключительной важности фольклора для духовного развития ребенка. Большое внимание переработке народной поэзии для детей уделял Л.Н.Толстой. Он считал фольклор незаменимым средством нравственного и эстетического воспитания.

        Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую. Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи. У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность.       Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом. В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость. Она утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы. С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом.

         

 

         Хочется напомнить всем педагогам и родителям,   всем, кто общается с маленькими детьми, что мы сами,  и не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни, в быту, на улице и дома, в любых обстоятельствах и в любом настроении,  являемся носителями родного языка и культурных ценностей собственного народа. Соответственно от нашего поведения, отношения к языку, от нашей собственной речи и общения друг с другом во многом зависит, как будет относиться к речи и как будет ею пользоваться ребенок.

        Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры.   Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим богатством и многообразием – долг и задача каждого из нас. Конечно, никто не может заставить человека говорить не только правильно, но и ярко, точно, выразительно, если он сам этого не захочет. Но помочь человеку понять, для чего ему нужно стремиться к овладению всеми тонкостями родной речи, - это долг каждого, кому дорог наш язык, а особенно специалистов, работающих с маленькими детьми. Убедить никого невозможно, но можно   собственной речью показать пример.  Нельзя забывать о великой ответственности перед  словом.  

Литература:

 1.Бударина Т. А., Куприна Л.С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2.Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.

3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

4.Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

5.Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

6.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему:"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В проекте раскрыта актуальность темы, постановка проблемы,   поставлены цели и задачи, показаны методы и формы работы....

Организация развивающей предметно- пространственной среды в рамках лексической темы:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».

Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус.Накопление всевозможных народных промыс...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »

Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....

Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".

ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...