"Что мы Родиной зовём?"
статья
«Использование ЭОР в организации работы по формированию у детей первичных представлений об Отечестве»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Что мы Родиной зовём?»
«Использование ЭОР в организации работы по формированию у детей первичных представлений об Отечестве»
Опыт работы Мирошниченко Ольги Викторовны
с детьми 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи со сложными дефектами
А что же такое Родина? В этом слове уже заложен смысл патриотического воспитания. Родина. Велика и прекрасна наша страна Россия - гостеприимная, протянувшаяся от холодного Баренцева моря до сурового Тихого океана, от бурятских степей до Земли Франца – Иосифа. Россия – огромная страна, она богата лесами, реками, морями. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и быт, свои достопримечательности, памятные места. Но самое главное, это - семья, и родной город, и детский сад, который посещает ребенок, улица и дом в котором он живет со своей семьей.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Воспитание любви дошкольников к Родине – это и есть воспитание патриотизма
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» говорится, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цели и задачи
Воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
«Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове отчизна». Цицерон
Актуальность вопроса.
И государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 гг.», которая формулирует актуальность и значимость патриотического воспитания молодежи в современных условиях, и все программы, по которым мы работали и работаем в детском саду, уделяют вопросам формирования у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках большое внимание.
Любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие "Родина" и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет.
С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди.
Человек растет и вместе с ним растет и его понятие "Родины": это его близкие, дом, улица, друзья, детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Человек узнаёт, что мир не ограничивается его городом, страной, он гораздо шире, в нем существуют разные материки, океаны, реки, озера, страны, и народы. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости. В его сознании уже сформировалось понятие, его "Родина".
«Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим». А. Граф
Я, работаю с детьми 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, со сложными дефектами. На фоне различных отклонений в смысловой и произносительной сторонах речи, у детей с которыми я работаю. снижен уровень речевого развития, познавательной сферы; недостаточно развиты сенсорные процессы; низкий уровень внимания и памяти, слабо развиты образное мышление и моторика; им трудно воспринимать сложные инструкции.
Всё это вызывает трудности в формировании у детей с ТНР: образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в группе и детском саду; гендерной, семейной, гражданской принадлежности; любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. (ФГОС ДО).
Мой опыт работы показал, что дети мало знают о родной семье, её истории, традициях, достижениях; о родном районе - знают магазины, и развлекательные центры; о красивейшем городе СПб- скромные представления о его достопримечательностях; о стране - название страны и её флаг ( триколор). Дети часто равнодушно относятся к близким людям, товарищам; испытывают недостаток сочувствия сострадания; не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине.
Работа, которая проводится в нашем детском саду по формированию у детей с ТНР первичных представлений о малой родине и Отечестве, заинтересовала меня, вызвала желание самой больше узнать о своей Родине, ее народах. Начался поиск таких форм, методов, технологий, которые были бы интересны детям, вызвали бы их интерес.
Новизна в работе
- Углубленная работа с детьми с ТНР по формированию у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве проводится со средней группы в тесном контакте с учителем-логопедом, с которым прорабатывается возможность включения во все лексические темы и коррекционную работу. Например, при изучении лексической темы «Транспорт» мы знакомимся с родиной КАМАза Татарстаном; при изучении лексической темы «Одежда», знакомимся с одеждой народов России и т.д.
- Использование ИКТ: слайдфильмов, мультфильмов, Мимио Студии, ( где дети с помощью стилуса выполняют различные задания), которые эффективно дополняют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного района, города, страны и интересны детям.
- Активное использование исследовательской и проектной деятельности.
- Участие родителей в нашей деятельности.
Цель моей работы
Сформировать у детей интерес и желание узнать больше о своей семье, районе, родном городе, крае, своей стране, своей Родине. Приобщать детей к социокультурным нормам и ценностям нашего народа, традициям семьи, общества и государства для формирования у них первичных представлений о малой родине и Отечестве. Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и действий ребенка в различных видах деятельности, становление сознания.
Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, я поставила следующие задачи:
Воспитывать у детей:
∙ стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
∙ стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
∙ воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
∙ воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
∙ Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
∙ чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
∙ представление о России как о родной стране;
∙ умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
∙ стимулировать детскую активность через разнообразные виды детской деятельности
Развивать у детей:
∙ познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
∙ представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Санкт-Петербург.
Свою работу веду последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному ( район, город , страна). на принципах: научности и системности знаний; воспитывающей и развивающей направленности; учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Данные задачи осуществляются во всех видах детской деятельности - на занятиях, в беседах - «путешествиях» - использую карту путешествий и личные паспорта, сделанные с детьми в совместной деятельности), самостоятельной, познавательной (посещение Этнографического музея - игровые занятия: «ТЕРЕМОК»
В ходе экскурсии дети знакомятся с русской избой, обычаями, связанными с
ее строительством, внешним и внутренним убранством., об особенностях трудового воспитания детей в традиционной культуре, распределении обязанностей в семье, участии и помощи детей в нелегком крестьянском труде. В стилизованном интерьере русской избы юные посетители знакомятся с особенностями ведения домашнего хозяйства. С детьми посещаем библиотеку имени А.П.Чехова ,где с детьми проводят познавательные интерактивные игры , викторины по темам «Мой любимый Фрунзенский район», «Санкт-Петербург» - цикл Петербурговедение, «Осенины» и другие мероприятия), в игровой деятельности.
Прогнозируемые итоговые результаты.
Ребенок знает: - адрес своего дома, телефон; фамилию, имена и отчества родителей, близких родственников; профессии родителей; историю своей семьи в связи с историей страны; знают праздники и традиции своей семьи. - номер и адрес детского сада; его традиции и активно и успешно участвует в них; имя, отчество сотрудников детского сада, уважает их труд; принимает участие в оформлении группы. - традиции и праздники района; почему так названы улицы; его достопримечательности. - краткие сведения об истории и возникновении города его основателях; герб, флаг, гимн города; архитектурные символы города; достопримечательности; музеи. - название страны – Россия; столицу России – Москва; герб, флаг, гимн страны; государственные праздники; жители России – россияне. - о защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Для продуктивной, успешной работы над темой проведено оснащение педагогического процесса:
- мини-музеи «Север», «Татарстан», «Карелия», «Дагестан», оснащение артефактами (для выставки);
- подобраны и оформлены дидактические, развивающие, настольно – печатные, подвижные игры ( при подборе игр учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка);
- Созданы слайд – фильмы;
- Созданы и подобраны игры для Mimio –Studio
- Подобраны сказки, стих, литературных произведений, фольклора народов России;
- Подобрана музыка народов России;
- Подобраны - физминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, координацию движений, разных видов гимнастик: пальчиковой, артикуляционной, дыхательной, для глаз.
Система работы по воспитанию патриотических чувств с использованием ИКТ
1. Образ.Я.
2. Семья
3. Детский сад
4. Родной район
5. Родной город
6. Страна, столица, символика
7. Армия
8. Россия. Кто такие россияне.
Образ Я | Мимио | «КГН » |
Семья | С/Ф | Профессии моей семьи – презентация «Книжкины именины», традиции д/с «Мать, Мама, Мадонна», «Памятники профессиям в СПб» |
Мимио | «Моя семья», «Вся семья вместе» | |
Д/С | С/Ф | «Кто работает в д/с», «День жаворонка», «Осенины» |
Мимио | «Расставь матрешек по росту» «Что нам осень принесла» | |
Район | С/Ф | «Фрунзенский район» , «Парк Интернационалистов», «Мосты нашего района» |
Мимио | «Собери символ района ,«Найди и раскрась наш район» | |
Город | С/Ф | «Осень в СПб», «Мосты СПб», «Нева-река»,«Зоопарк СПб», «Памятники профессиям в СПб»,«Ботанический сад» |
Мимио | «Сложи символы СПб», «Узнай силуэты», «Обведи по точкам» | |
Страна, столица | С/Ф | «Россия –Родина моя» |
Мимио | «Символы России», «Наша Родина –Россия», «День России», | |
Армия | С/Ф | «Места связанные Александром Невским в СПб», «ВОВ в фотографиях» |
Мимио | «Помоги разведчику найти танки», «Собери военную технику из геометрических фигур», «Выбери и покажи только военную технику», | |
Россияне | С/Ф | «Где-то на белом свете там, где всегда мороз», «Энциклопедия Севера» «Путешествие на родину КАМаза» и др. |
Мимио | «Одень в национальный костюм», «Раскрась костюмы», «Достань из сундука предметы назови и сосчитай» |
Система заключается в том, что вся работа по воспитанию патриотических чувств ведется со средней группы, данный раздел имеет 7 пунктов, по каждому из которых составлена системная паутинка, включающая все виды деятельности детей, педагога и родителей.
Работа с родителями.
Особую значимость при решении задач по воспитанию патриотических чувств у детей имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Взаимодействие осуществляется через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу (анкетирование, консультации, беседы, рекомендации, буклеты);
- участие в организации тематических выставок «Дары Лета», «Золотые руки народные», «Осенние фантазии» - (совместное творчество родителей и детей, поделки из природного материала).
-создание фотоальбомов, фотоколлажей «Моя семья», «Люблю по городу гулять», «Мой папа самый, самый…» ;
- участие в создании проектов в рамках «Традиции д/с» - «Книжкины именины». Родителями нашей группы совместно с детьми по данной теме нарисованы книги: «Профессии моей семьи», «Народы России», «День Победы» и много других, которые в дальнейшем мы используем в работе с детьми на занятиях и в совместной деятельности;
- участие в организации экскурсий в Этнографический музей, библиотеку, прогулки по городу;
- Проведен конкурс рисунков на тему «С днём рождения, Детский Сад», «С праздником, Мой Любимый Город» (сотворчество детей и родителей).
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старались научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию патриотических чувств.
Достигнутые результаты
Проведенная диагностика показывает , что уровень знаний детей по данной теме повысился, а так же появилась мотивация к познавательной деятельности, любознательность и интерес к семье, району, городу, области, стране, к народам России и их культуре, его традициям и обычаям. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Опыт моей работы представлен педагогам ДОУ на педсовете, семинаре-практикуме, коллеги успешно внедряют его в своей работе. Это подтверждает необходимость продолжения целенаправленной работы по воспитанию патриотических чувств.
Перспектива
Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом же направлении. Подобрать методический материал для ознакомления детей с традициями и обычаями других народов (башкиры, якуты мордва, коряки). Создать лэпбуки по теме « Народы России». Создать новые игры Mimio по данной теме. Пополнять предметно-развивающую среду в группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
"Малая Родина - милая Родина"
занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"
Предлагаю вам конспект игры-путешествия в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...