"Что мы Родиной зовём?"
статья

Мирошниченко Ольга Викторовна

«Использование ЭОР  в  организации  работы  по  формированию  у  детей  первичных  представлений  об  Отечестве»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Что мы  Родиной  зовём?»

                                     

«Использование ЭОР  в  организации  работы  по  формированию  у  детей  первичных  представлений  об  Отечестве»

Опыт работы  Мирошниченко  Ольги  Викторовны

с детьми 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи со сложными дефектами

А что  же такое Родина?                                                                                                                                      В этом слове  уже  заложен смысл патриотического воспитания.                                                                            Родина. Велика  и  прекрасна  наша  страна  Россия -  гостеприимная,  протянувшаяся  от  холодного  Баренцева  моря  до  сурового  Тихого  океана,  от  бурятских  степей  до  Земли  Франца – Иосифа.                                                                                                                          Россия – огромная  страна,  она  богата  лесами,  реками,  морями.  Любой  край,  область,  даже  небольшая  деревня  неповторимы.  В каждом  месте  своя  природа,  свои  традиции  и  быт,  свои  достопримечательности,  памятные  места.                                                                   Но  самое  главное,  это  - семья, и родной город, и  детский сад, который  посещает ребенок, улица  и дом  в  котором  он  живет  со  своей  семьей.                                                 

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».                                                                                                                               

Воспитание любви дошкольников к Родине – это  и есть воспитание патриотизма

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» говорится, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Цели  и  задачи

       Воспитание   любви   к  Отечеству, ответственного  отношения к  окружающей  природе  и людям,  становления  устойчивой  связи  поколений.  Формирование    этих  ценностей  происходит  в  результате  целенаправленной, систематической  работы  с  ребенком.

 «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове отчизна».                                   Цицерон                                                                        

Актуальность вопроса.  

     

 И государственная   программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 гг.»,   которая  формулирует актуальность и значимость патриотического воспитания молодежи в современных условиях, и все программы, по которым мы работали и работаем в детском саду, уделяют вопросам формирования у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках  большое внимание.

      Любовь  к  Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из  детства. Именно в детстве у человека формируется понятие "Родина" и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет.
    С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди.

      Человек  растет и вместе с ним растет и его понятие "Родины":  это его близкие,  дом, улица, друзья,  детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Человек  узнаёт, что мир не ограничивается его городом, страной,  он гораздо шире, в нем существуют разные материки, океаны, реки, озера,  страны, и народы. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости.  В  его сознании уже сформировалось понятие, его  "Родина".

  «Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим».                                                               А. Граф                                                                                                                                                           

Я,  работаю с детьми 4-6 лет с тяжелыми нарушениями  речи, со  сложными  дефектами. На   фоне  различных  отклонений  в  смысловой  и  произносительной  сторонах  речи,   у  детей с которыми я работаю.  снижен уровень речевого развития, познавательной сферы;  недостаточно развиты   сенсорные  процессы;  низкий  уровень  внимания  и  памяти,  слабо  развиты  образное  мышление  и  моторика;  им  трудно  воспринимать  сложные  инструкции.  

   Всё это вызывает трудности в формировании у детей с ТНР:   образа Я, уважительного  отношения  и  чувства  принадлежности к  своей  семье и  к  сообществу  детей  и  взрослых в группе и детском саду;  гендерной,  семейной, гражданской  принадлежности; любви к Родине, гордости за ее  достижения, патриотических  чувств.  (ФГОС ДО).

   Мой опыт работы показал, что дети мало знают о родной  семье, её  истории, традициях,  достижениях; о родном  районе - знают магазины, и развлекательные центры; о красивейшем  городе  СПб- скромные представления о его достопримечательностях; о  стране -  название страны и её  флаг ( триколор).  Дети часто равнодушно  относятся к близким людям, товарищам; испытывают  недостаток сочувствия  сострадания;  не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине.

    Работа, которая проводится в нашем детском саду по формированию у детей с ТНР первичных представлений о малой родине и Отечестве, заинтересовала меня, вызвала желание самой больше узнать о своей Родине, ее народах. Начался поиск таких форм, методов, технологий, которые были бы интересны детям, вызвали бы их интерес.

Новизна  в  работе 

  1. Углубленная работа  с детьми  с ТНР по формированию у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве проводится  со  средней  группы  в  тесном  контакте  с  учителем-логопедом, с которым  прорабатывается  возможность включения во все  лексические  темы и  коррекционную  работу. Например, при  изучении  лексической  темы  «Транспорт» мы знакомимся с родиной КАМАза  Татарстаном; при  изучении  лексической  темы  «Одежда», знакомимся  с  одеждой  народов  России  и т.д.
  2. Использование ИКТ:  слайдфильмов,  мультфильмов,  Мимио Студии, ( где дети с помощью  стилуса  выполняют  различные задания), которые эффективно дополняют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного  района, города, страны и интересны детям.
  3. Активное использование исследовательской  и проектной деятельности.
  4. Участие родителей в нашей деятельности.

Цель  моей  работы 

    Сформировать у детей интерес и желание узнать больше о своей семье, районе, родном городе, крае, своей стране, своей Родине.                                                                                                                         Приобщать  детей к социокультурным нормам и ценностям нашего народа, традициям семьи, общества и государства  для формирования у них первичных представлений о малой родине и Отечестве.                                                                                                                                                                                                                                           Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и  действий ребенка в различных видах деятельности, становление сознания.

Учитывая  возрастные и  психофизические  особенности детей, я поставила следующие  задачи:

Воспитывать у детей:

∙ стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

∙ стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

∙ воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

∙ воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

∙ Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

∙ чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

∙ представление о России как о родной стране;

∙ умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

∙ стимулировать детскую активность через разнообразные виды детской деятельности

Развивать у детей:

∙ познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

∙ представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Санкт-Петербург.

   

     Свою  работу  веду последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному ( район, город , страна). на  принципах:  научности   и  системности  знаний;  воспитывающей  и  развивающей  направленности;  учета  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  каждого  ребёнка.

     Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности  - на занятиях, в  беседах -  «путешествиях» - использую карту путешествий и личные   паспорта, сделанные   с детьми в совместной деятельности),  самостоятельной,  познавательной  (посещение  Этнографического музея  - игровые  занятия: «ТЕРЕМОК» 
В ходе экскурсии дети знакомятся с русской избой, обычаями, связанными с
ее строительством, внешним и внутренним убранством., об особенностях трудового воспитания детей в традиционной культуре, распределении обязанностей в семье, участии и помощи детей в нелегком крестьянском труде. В стилизованном интерьере русской избы  юные посетители знакомятся с особенностями ведения домашнего хозяйства.                                    С  детьми посещаем библиотеку имени А.П.Чехова ,где с детьми  проводят познавательные  интерактивные игры , викторины по темам   «Мой любимый Фрунзенский район», «Санкт-Петербург» - цикл  Петербурговедение,  «Осенины» и другие мероприятия),   в  игровой  деятельности.

Прогнозируемые  итоговые  результаты.                                                                                              

Ребенок знает:                                                                                                                                          - адрес своего дома, телефон; фамилию, имена и отчества родителей, близких родственников;  профессии родителей; историю своей семьи  в связи с историей страны;  знают  праздники и традиции своей   семьи.                                                                                                    -  номер и адрес  детского  сада; его традиции и    активно  и  успешно  участвует в них;  имя, отчество  сотрудников  детского  сада, уважает  их  труд; принимает  участие  в оформлении группы.                                                                                                                                       -  традиции и праздники  района; почему так названы улицы; его достопримечательности.    -  краткие  сведения  об  истории  и  возникновении города его основателях; герб, флаг, гимн города; архитектурные символы города;   достопримечательности; музеи.                                                  - название страны –  Россия; столицу России –  Москва;  герб, флаг, гимн страны;  государственные  праздники; жители России – россияне.                                                                                    - о защитниках  Отечества, о ветеранах ВОВ.

                                             

   

 Для  продуктивной, успешной  работы  над  темой   проведено  оснащение  педагогического  процесса:

  • мини-музеи «Север», «Татарстан», «Карелия», «Дагестан», оснащение    артефактами  (для выставки);  
  • подобраны   и  оформлены  дидактические,  развивающие,  настольно – печатные,  подвижные игры  ( при  подборе  игр  учитываются  возрастные  и  индивидуальные  особенности  развития  ребенка);
  • Созданы слайд – фильмы;
  • Созданы  и  подобраны   игры  для Mimio –Studio
  • Подобраны  сказки,  стих,  литературных  произведений,  фольклора  народов  России;
  • Подобрана  музыка  народов  России;
  • Подобраны -  физминутки,  упражнения  на  развитие  мелкой  моторики,  координацию  движений,  разных  видов  гимнастик:  пальчиковой,  артикуляционной,  дыхательной,  для  глаз.

Система работы по воспитанию патриотических чувств с использованием ИКТ

                                                     1. Образ.Я.

                                                     2. Семья

                                                                       3. Детский сад

                                                                                   4. Родной район

                                                                                   5. Родной город

                                                                                         6. Страна, столица, символика

                                                                                         7.  Армия

                                                                                         8. Россия.  Кто  такие россияне.

                                                                                                                   

Образ

   Я

Мимио

«КГН »

Семья

С/Ф

Профессии  моей семьи – презентация «Книжкины именины», традиции д/с «Мать, Мама, Мадонна», «Памятники профессиям в СПб»

Мимио

«Моя семья», «Вся  семья  вместе»

Д/С

С/Ф

«Кто работает в д/с», «День жаворонка», «Осенины»

Мимио

«Расставь  матрешек по росту» «Что  нам  осень  принесла»

Район

С/Ф

«Фрунзенский район» , «Парк  Интернационалистов»,

«Мосты нашего района»

Мимио

«Собери символ района ,«Найди и раскрась наш район»

Город

С/Ф

«Осень в СПб», «Мосты СПб», «Нева-река»,«Зоопарк СПб», «Памятники профессиям в СПб»,«Ботанический сад»

Мимио

«Сложи символы СПб», «Узнай силуэты», «Обведи по точкам»

Страна, столица

С/Ф

«Россия –Родина моя»

Мимио

«Символы России», «Наша Родина –Россия»,  «День России»,

Армия

С/Ф

 «Места  связанные  Александром Невским в СПб», «ВОВ в фотографиях»

Мимио

«Помоги разведчику найти танки», «Собери военную технику из геометрических фигур», «Выбери и покажи только военную технику»,

Россияне

С/Ф

«Где-то на белом свете там, где всегда мороз», «Энциклопедия Севера»

«Путешествие  на родину  КАМаза» и др.

Мимио

«Одень в национальный костюм», «Раскрась костюмы», «Достань из  сундука  предметы назови и сосчитай»

   

  Система  заключается  в том, что вся работа по воспитанию патриотических чувств ведется со  средней группы, данный раздел имеет  7 пунктов, по каждому  из которых  составлена  системная  паутинка, включающая   все  виды деятельности детей, педагога и родителей.  

Работа  с  родителями.

       Особую  значимость  при  решении  задач по воспитанию патриотических чувств у детей имеет  тесный  контакт  с  семьей  воспитанников.

В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка.  Взаимодействие осуществляется через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу (анкетирование, консультации, беседы,  рекомендации, буклеты);

- участие  в организации  тематических  выставок «Дары Лета», «Золотые руки народные», «Осенние  фантазии» - (совместное  творчество родителей и детей, поделки из природного материала).

-создание фотоальбомов, фотоколлажей «Моя  семья», «Люблю  по  городу  гулять»,  «Мой  папа самый, самый…» ;

- участие в создании  проектов  в рамках «Традиции д/с» - «Книжкины  именины».  Родителями  нашей  группы  совместно  с  детьми  по данной теме  нарисованы  книги: «Профессии  моей  семьи», «Народы России», «День  Победы»  и много  других, которые  в  дальнейшем  мы  используем  в  работе  с  детьми на   занятиях  и  в  совместной  деятельности;

 - участие в организации экскурсий в Этнографический  музей, библиотеку, прогулки по городу;

- Проведен конкурс  рисунков  на  тему  «С  днём  рождения, Детский  Сад»,                                  «С  праздником,  Мой Любимый  Город» (сотворчество детей и родителей).

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старались научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию патриотических  чувств.

Достигнутые  результаты                                                                                                                                   

Проведенная диагностика  показывает , что уровень знаний детей  по данной теме повысился, а так же появилась  мотивация  к  познавательной  деятельности,  любознательность  и  интерес   к  семье,  району,  городу,  области,  стране,  к  народам  России  и  их  культуре, его традициям и обычаям.  Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.   

Опыт моей работы представлен педагогам ДОУ на педсовете, семинаре-практикуме, коллеги успешно внедряют его  в своей работе.                                                                                            Это  подтверждает необходимость продолжения целенаправленной работы по воспитанию патриотических чувств.

Перспектива                                                                                                                                                                                                                                  

Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом же направлении.                                                                                                                   Подобрать методический материал   для ознакомления  детей  с традициями и обычаями других народов (башкиры,  якуты мордва, коряки).                                                                                                                                                  Создать лэпбуки по теме « Народы России».                                                                                                                                                                          Создать новые игры  Mimio  по данной  теме.                                                                                                                                                                       Пополнять предметно-развивающую среду в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...