Экспериментирование — метод познавательного развития детей.
презентация

" Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gunko_n_i_detsad_4_chteniya.docx29.69 КБ
PDF icon gunko_n_i_detsad_4_chteniya.pdf1.39 МБ

Предварительный просмотр:

  Экспериментирование — метод познавательного развития детей.

Cлайд 2

Актуальность:

Актуальность, взятой мною темы заключается в следующем:

в законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Я много работаю для того, чтобы у моих детей были сформированы именно такие черты личности.

Cлайд 3

Основным моим методом работы является экспериментирование. По мнению Н. Н. Поддъякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»      Н.Н.Подьяков,  

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,  страх и радость. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т.п., он настроен на познание окружающего мира, ведь исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Cлайд 4

Чтобы помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, содержание своей работы по данной теме я направила на достижение следующей цели:  развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Cлайд 5

В соответствии с содержанием работы  я определила   задачи:

- Расширять  кругозор детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях)

- Формировать  у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

- Формировать способы познания путем сенсорного анализа

- Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

- Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию.

Cлайд 6

Исходя из поставленных задач я собрала и разработала методическое обеспечение – это:

 1. Перспективный   план  экспериментальной деятельности на все возраста

2. Составлена карта «Уровни овладения детьми навыками экспериментирования»..

3. Составлены картотеки:

- опытов и экспериментов;

- конспектов занятий;

    - слайды для демонстрации различных объектов и явлений

    - консультации для педагогов и родителей

Моя работа началась с создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности  дошкольников.

Cлайд 7

В младшем дошкольном возрасте я использую исходную форму экспериментирования – манипулирование предметами. Для этого использую инновационные технологии: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина.  

Cлайд 8

 поэтому  и развивающая среда представляет собой   манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом.

Cлайд 9

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности, поэтому и развивающая среда  – это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные емкости;

Cлайд 10

материалы – природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации; игры.

Cлайд 11

В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не воспитатель-наставник, а равноправный партнер.

Для этого я использую приемы:

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

Cлайд 12

Наблюдение природных явлений. Данный прием я использую в основном на прогулке

Cлайд 13

 

Чтобы учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, учитывать возрастные особенности и индивидуальные различия детей, я использую следующие приемы:

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».

Cлайд 14

Экспериментальные игры. Играли с песком, бумагой, магнитами. Дети большое удовольствие испытывают от игры логико-малыш, настольные и развивающие игры.

Cлайд 15

   Экспериментальную деятельность я распределила по направлениям:

Cлайд 16

неживая природа ( исследовали  свойства воздуха, воды, снега и льда,  песка и глины и т.п.)

Cлайд 17

живая природа, (знакомлю  детей с условиями, необходимыми для жизни растений и животных)

  Cлайд 18

знакомство с рукотворным миром, знакомила детей со свойствами бумаги,  деревянных и металлических изделий

Cлайд 19

Метод экспериментирование  я применяю  для реализации  задач всех образовательных областей:

Слайд 20

Социально-коммуникативное развитие. Социальное экспериментирование детей направлено на поиск новых эффективных форм и способов  общения, на удовлетворение потребности в самоутверждении

Cлайд 21

познавательное  развитие

Опыты и эксперименты я провожу как в совместной   деятельности через разные формы работы с детьми: НОД, экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения.

 

Cлайд 22

так и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Cлайд 23

Чтобы не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, мною был разработан алгоритм экспериментальной деятельности. Он помогает  детям правильно спланировать работу.

1. Выбор объекта исследования.

2. Подбор оборудования.

3. Выдвижение детских гипотез (что произойдёт, если)

4. Определяем последовательность действий.

5. Вспоминаем правила безопасности (осторожности)

6. Проведение эксперимента.

7. Фиксация результатов эксперимента в рисунках.

8. Анализ эксперимента, выводы.

Cлайд 24

речевое развитие. Чтобы  добиться речевого сопровождения  своих действий, что очень важно при проведении опытов и экспериментов, я использую схематическое моделирование опыта. Это помогает легко и просто запомнить свойства предметов или явлений. Вашему  вниманию предлагается  часть моих схем

Cлайд 25-26  

Слайд 27  художественно-эстетическое развитие. В младшем возрасте рисуем пальчиками, ладошкой, тампонами и т.п., а в старшем возрасте экспериментирование и исследовательская деятельность помогают ребёнку устанавливать закономерности. Например, дети убеждаются, что смешивание цветов приводит к получению разнообразных оттенков.  Дети путём экспериментирования устанавливают зависимость времени высыхания краски от её густоты, изменение  изображения в зависимости от фона; изменение изображения в зависимости от поверхности (шероховатая, гладкая, глянцевая и т. п.)

Cлайд 28

 физическое развитие. Задачи физического развития можно решать в рамках реализации задачи – формирование потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании (сравнение собственных ощущений ребенка до и после физических упражнений, подвижных игр, занятий спортом), а также в рамках  формирования начального представления о здоровом образе жизни.

Cлайд 29

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием, принимают активное участие в конкурсах, выставках,. В «родительском уголке» я даю рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях.

Cлайд  30

Подружившись с экспериментальной деятельностью, я  достигла  с ее помощью следующего:

1. научила детей познавать окружающий мир и  сформировала у детей способность к самореализации

2. сформировала интегративные качества:

 3. обеспечила интеграцию образовательных областей:

 4.  сформировала у детей начально-ключевые компетентности:

- Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

- Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

- Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

 - Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей; воспитание культурно-гигиенических навыков )

- Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

5. сделала образовательный процесс не похожим на маленькую школу

Cлайд 31

 В конце года я провожу диагностику, (использую рекомендации Л. Н. Прохоровой), с помощью которой определяю уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Отслеживая динамику формирования интегративного качества «любознательный, активный», я могу сказать, что уровень достижения детьми планируемых мною результатов по сравнению с началом учебного года повысился на 83 %

Я считаю, что мои дети к выпуску  самостоятельно научатся анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутые рассказы об увиденном.

Всё это в дальнейшем позволит детям принимать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Слайд 32    Личные достижения


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Детское экспериментирование-средство познавательного развития детей"

В ходе эксперимента ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности....

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

"Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО" Консультация для воспитателей

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего....

Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО.

Детское эксперементирование как метод позновательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС  ДО....

Экспериментирование - метод познавательного развитии детей

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...