Консультация "Семья, ребёнок, детский сад".
консультация (средняя группа)

Брагина Ирина Евгеньевна

Вопмтатель информирует родителей как важна семья для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Семья, ребёнок, детский сад"19.12 КБ

Предварительный просмотр:

     

   Консультация для родителей

                «СЕМЬЯ, РЕБЕНОК, ДЕТСКИЙ САД»

                                                                                                                         Воспитатель ВКК

                                                                                                                                  Брагина И.Е

Каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей- столько и особенностей ее уклада, свойственных только данной семье, среди которых: различный состав по возрасту и родственным связям, образ жизни и стиль внутрисемейных отношений, установки на труд и на воспитание детей, на приобретении материальных благ и духовных ценностей, социальная зрелость взрослых членов семьи и многое другое . Все это не может не определять и условия жизни ребенка, и особенности его воспитания.

Семья-это органическое единство самых разнообразных отношений: половых, экономических , моральных, правовых, эмоциональных и т.д. Но главное, что образует семью,- это родители и дети:  мать -дети; отец- дети, родители и дети.

Семья- социальная система, отличающаяся автономностью и функционирующая по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным. Как индивид проходит определенные этапы в жизни, так и семья проходит определенные этапы своего развития. Семейное объединение формируется, расширяется( ( с рождением детей), уменьшается(когда дети уходят из семьи) и прекращает свое существование в результате смерти родителей. Жизненные циклы семьи определяются ее важными событиями: рождением детей, поступлением  их в школу, завершением образования и началом работы, уходом детей из семьи. Два больших этапа семейной жизни- это"увеличение" или "уменьшение" семьи. Ведущие факторы развития семьи- наличие( отсутствие) детей и продолжительность брака.  При распадении брака семья перестает существовать в силу как биологических, так и социальных причин.

Семья- историческая категория. Ее характеристика зависит от конкретных исторических условий. Вместе с  тем у семьи есть своеобразный национальный колорит, обусловленный исторической жизнью любого народа.

Семья выполняет разнообразные функции: экономические, социальные, бытовые, личностные. Эти функции тесно связаны между собой. Главная функция семьи- это физическое и социальное воспроизводство новых людей. Репродуктивность не сводится лишь к рождению и уходу за ребенком. Она  включает и социальное воспроизводство, т. е. формирование ребенка как самостоятельного существа, способного выполнять трудовую, общественную деятельность, социальные роли. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами. Социализирующая функция находит выражение в передаче детям социального, трудового, житейского опыта и знаний родителей с целью приобщить их к обществу и подготовить к жизни.

Репродуктивная и воспитательно-социализирующая функция семьи осуществляется преемственностью поколений, непрерывностью биологического и социального развития человечества.

Семья, конечно, наиболее благоприятная среда для ухода за ребенком и его воспитания. Ее уникальный характер как воспитательной среды выражается в том, что  здесь  :

- происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает, что для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физическими, социально зрелыми  людьми. Дети, изолированные от мира взрослых, самое главное- от родителей, отстают в своем  развитии;

- создаются условия, жизненно необходимые детям в первые годы их жизни.  Ученые  доказывают: успешность обучения ребенка в школе, его целостное развитие в большом мире зависят от забот, от внимания к нему в первые три года жизни, другими словами, от того периода, когда социальный круг ребенка ограничен пределами семьи, где царит неповторимая эмоциональная атмосфера, удовлетворяющая его эмоциональные потребности в любви, тепле, сочувствии, защищенности. Азербайджанская пословица гласит: "Ребенок растет не от хлеба, а от  радости". Без эмоционального  развития невозможно нормальное взаимодействие ребенка с другими людьми вне семьи, с обществом и природой. Если у ребенка в семье преобладают отрицательные эмоции( страх, недоверие, злоба, мстительность), его вхождение в социальный мир может стать социально опасным;

-формируется культура поведения и внешнего вида, развитие культурных интересов и потребностей.

Вся жизнь взрослых- пример для маленьких. Первые чувства гражданственности формируются в семье. И здесь первостепенную  роль играет пример родителей. Ведь малыш видит мир глазами взрослых.

 Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально- нравственной атмосферой, существующими семейными традициями. Вот почему воспитание ребенка  начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Социальная ценность семьи определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов. Семью укрепляют общие цели и заботы, будни  , наполненные полезным содержанием,, и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т.д. Сколько, например, впечатлений приносит детям совместный семейный отпуск или экскурсия по родному городу и т. д. Сколько радости таят вечерний досуг, чтение книги в кругу близких!.. Это и многое другое не только цементирует семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда  семья при всех свойственных ей заботах  и хлопотах, а иногда огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.

По силе, глубине своих специфических воздействий на ребенка  семья- важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо детское сообщество. Ведь в семье ребенок занимает особое положение.  Родители ему во всем уступают, защищают его, понимают, к нему снисходительны, готовы оказать помощь. Такая опека формирует в ребенке определенные позиции, претензии, самоуверенность. Вне семьи, в социальном круге друзей- в детском саду он равноправный член группы, где к нему, как и к другим ее членам, относятся взыскательно и требовательно. Такое положение в детском объединении развивает в нем новые  социальные, нравственные и эстетические чувства, качества и позиции, сообразуемые  с  мнением других, умение уступать их желаниям, чувствовать и координировать личные потребности с потребностями товарищей, принимать их условия и требования, согласовывать интересы, роли и т. д.

Семья- уникальная воспитательная среда, детский сад- специфический воспитательный феномен-это равнозначные,  взаимодополняемые "объединения", необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт за2011-12г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физич...

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год

Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой  для разработки прогр...

Аналитический отчёт за 2012-13г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

Цель работы педагога-психолога : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических...

Тест "Нравится ли ребёнку детский сад"

В этой статье мне хотелось бы рассказать о тесте, который я провожу раз в год для себя и для родителей....