Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Киржаевой Н.С.
материал на тему

Киржаева Наталья Сергеевна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта воспитателя

МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №73»

Киржаевой Натальи Сергеевны

 «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Проводимая ежегодно диагностика показывает, что у детей плохо развита моторика рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах. К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

         В современных образовательных программах описано достаточное количество различных игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, создано множество авторских программ, но основная проблема заключается в том, что ввести эти программы в образовательный процесс, не перегружая деятельность детей, крайне сложно, так как в основной образовательной программе итак насыщенное образовательной содержание. Как наиболее эффективно развивать мелкую моторику воспитанников, тем самым речь, познавательные процессы, чтобы в дальнейшем мои выпускники не испытывали трудностей в обучении?

Ведущая идея опыта заключается в том, что если ввести данные игры и упражнения в образовательную программу, не нарушая целостности образовательного содержания, через интеграцию с различными видами деятельности, то можно добиться эффективности в развитие мелкой моторики и тем самым повысить интеллектуальный уровень воспитанников, способствовать подготовке к школьному обучению.

С 2013 года, Наталья Сергеевна, осуществляет педагогическую деятельность в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №73». Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, возник не случайно. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

В 2015 году, Наталья Сергеевна, разработала проект для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные пальчики». Реализация проекта «Волшебные пальчики» в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №73» осуществляется через цикл занятий с детьми, кружковую работу, создание творческих групп (совместно с родителями). Реализуя программу Т.И. Бабаевой «Детство», работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы занятий.

Теоретическая база опыта.

Для успешной работы с детьми в области развития мелкой моторики рук автор опыта изучила труды:

  • Белкина, В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям.
  • Битянова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего возраста.
  • Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.
  • Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.
  • Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.

Для практической работы использует следующую литературу:

  • Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
  • Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.
  • Кислинская, Т.А. Пальчиковые игры для детей.
  • Косинова, Е.И. Гимнастика для пальчиков.
  • Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр.
  • Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
  • Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-мишутки.
  • Шмелёва, Е.Б. Пальчиковые игры.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель педагогического опыта - создать систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности с учетом требований основной общеобразовательной программы.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи: 

  1. На основе структуры и содержания упражнений для развития мелкой моторики, произвести группировку по видам деятельности, составить тематический перспективный план.
  2. Произвести интеграцию игр и упражнений для тренировки пальцев с различными видами деятельности.
  3. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
  4. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
  5. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
  6. Развивать зрительно-двигательную координацию.
  7.  Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.
  8.  Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).
  9. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.
  10. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.

Для решения задач проекта были определены методы:

  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

Все упражнения объединены конкретными темами, связанными с тематическим планированием основной общеобразовательной программы. Тем самым соблюдается принцип интеграции и выполняется одно из важных условий в образовательной деятельности – не перегружать образовательным содержанием, выполняя основные требования программы.

Для достижения поставленных задач можно использовать следующие приемы:

  • Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
  • Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
  • Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн».
  • Конструирование из счетных палочек.
  • Лепка из теста и пластилина.
  • Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
  • Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок.
  • Рисование картинок по силуэту ниткой.
  • Плетение разноцветными шнурками.
  • Перебирание и сортирование различных круп и семян (рис, горох, фасоль и т. д.).
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц.
  • Всасывание пипеткой воды из стакана.
  • Раскрашивание рисунков – штриховка.
  • Графические диктанты (рисование по клеточкам) .
  • Игры с конструктором, мозаикой.

Как правило, приемы развития мелкой моторики и способы развития мелкой моторики базируются на игре. Это могут быть пальчиковые игры, типа «Мы капусту рубим, рубим… », «Молоточком я стучу… » или же игры со специальными развивающими игрушками, например играми - сортерами, пазлами, мозаикой, конструкторами. Не менее популярными для развития мелкой моторики руки ребенка являются игры-шнуровки, разработанные Марией Монтессори.

Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители, ведь развивая пальчики ребёнка, родители тем самым помогают ему быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа воспитателя с родителями также определяет общий успех обучения.

Для достижения этой задачи используются:

  • Консультации
  • Папки-передвижки
  • Индивидуальные консультации и беседы
  • Просмотр видеосюжетов из жизни детей в ДОУ
  • Привлечение к изготовлению пособий

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному): сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

Анализ результативности.

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников, можно отметить, что умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.

Таким образом, на основе проделанной работы автор опыта увидела, что у детей:

  • увеличился словарный запас, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Успешное развитие мелкой моторики рук зависит от:

  • взаимодействия родителей с педагогами по развитию мелкой моторики рук в работе с детьми;
  • предложенных игр и упражнений, которые помогают развивать мелкую моторику рук;
  • систематических занятий с ребёнком, которые ведут к положительной динамике развития речи, его всестороннему развитию, а в дальнейшем и успешной подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

2018 г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "ТЕРЕМОК" РЯБОВОЙ О,А,

Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое воспитание детей дошкольного воз...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...