"Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
статья (младшая группа)
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему:
«Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.
Исследованиями в данной области занимались многие отечественные психологи и педагоги. Теоретические вопросы становления игры и развития игровой деятельности изучали Л. C.Выготский, Д. Б. Эльконин. Развитие игры детей раннего возраста исследовали С. Л. Новоселова, А. Н. Фролова и др. Психологические основы игры даны в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Основные положения – определения игры как личностного понятия, средства социализации, приобщение ребенка к миру взрослых, культуре общества.
Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это – форма организации жизни и деятельности детей: средство гармонического, всестороннего развития личности: метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции.
В раннем дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка.
Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это является проявлением высокого профессионализма организатора игровой деятельности.
Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития игровой деятельности в воспитательно-образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Оформить в группе уголок сюжетно-ролевых игр.
4. Подготовить памятки, консультации для родителей на тему «Роль игры в жизни малыша», «Игра – спутник детства», папка-передвижка «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка раннего возраста»
5. Подготовить материал и провести мастер-класс на родительском собрании по теме: «Создание дидактических игр своими руками».
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Месяц. Цель. Содержание работы. Форма представления результатов.
Сентябрь. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования. Аннотация на методическую литературу.
Октябрь. Знакомство с инновационными технологиями. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы.
Ноябрь Знакомство с инновационными технологиями. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы.
Декабрь - Январь Систематизация знаний по изучаемой теме. Разработка конспектов по теме «ООД с применением игр с детьми раннего возраста». Занятия ООД.
Февраль. Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи.
Ознакомление родителей с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, способствующими всестороннему развитию детей раннего возраста. Консультация для родителей «Роль игры в жизни малыша», «Игра – спутник детства». Папка-передвижка «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка раннего возраста»
Март. Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе. Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.
Апрель. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам дидактических игр. Мастер-класс на родительском собрании «Создание дидактических игр своими руками», памятки и буклеты
Май. Подведение итогов. Анализ работы по теме самообразования. Отчет.
Выход темы:
• Оформление папки передвижки. Тема: «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка раннего возраста» (февраль)
• Консультаций для родителей. Тема «Роль игры в жизни малыша», «Игра – спутник детства» (февраль)
• Подготовить материал для родителей по теме: «Создание дидактических игр своими руками» (март)
• Мастер-класс на родительском собрании «Создание дидактических игр своими руками» (апрель)
• Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)
Литература:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006..
4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь имеет две формы:
- диалогическую(разговор между двумя или несколькими людьми)
- монологическую(речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).
Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.
Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.
Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:
Игра «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».
Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Игра «Угадай, что это».
Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Игра «Скажи наоборот».
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир – мой папа… (командир)
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"
Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
В раннем возрасте формируются наиболее фундаментальные способности детей, а игра занимает в жизни ребёнка очень большое место. В данной статье рассматриваются цели и задачи, которые должен ставить пер...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках,...
Создание условий для развития игровой деятельности у детей раннего возраста
Раннее детство – короткий, но важный период становления личности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффект...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях внедрение ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2016г.-2017г. «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» .Младшая группа
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016г.-2017 г. "РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА" ПОДГОТОВИЛ ВОСПИТАТЕЛЬ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ : САМОЙЛОВА Н.С...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
В данной статье описано, как происходит развитие игровой деятельности у детей раннего возраста....