План самообразования по теме: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников».
материал
Цель:
- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формирование у детей практических навыков и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлечение родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников»
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всемсердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин.
Актуальность темы:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство, к сожалению, воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. Что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали впустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно - важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят, к сожалению, не все, зачастую не замечая главного. Очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формирование у детей практических навыков и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлечение родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования: индивидуальная.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание и внедрение проекта «полюби природу, как себя».
№ п/п | Тема: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание детей» | Сроки 2020 – 2023 уч. год. | Форма распространения опыта | |
I ЭТАП: Информационно-аналитический 2020-2021 учебный год. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования | ||||
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. | Сентябрь - октябрь | Составление перспективного плана работы | |
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г. Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г. Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду» | В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников. Подбор методического оснащения. Обмен опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Изучение уровня экологических знаний детей. | |
3. | Проект: «Полюби природу, как себя» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.
| Январь-май | Составление конспектов занятий, развлечений. Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста. | |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. | |
5. | Разработать карты мониторинга.
Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. | |
6. | "Щедрые дары природы". | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов. | |
II ЭТАП: внедрение в практику 2021 – 2022 учебный год. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | ||||
1. | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Сентябрь-май | Календарно-тематическое планирование | |
2. | Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал | |
3. | Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников коммуникативных способностей через общение с природой». | Март | Просмотр деятельности педагога | |
4. | Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей». | Апрель | Подготовка иллюстраций, анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | |
5. | Накопление практического материала по теме «Развитие речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Май | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы. | |
6. | Подготовка материала к информационным стендам. Организация и работа кружка «Детская мастерская». Изготовление экологические игры. | Ноябрь, май | День открытых дверей Просмотр деятельности педагога | |
III ЭТАП: представление опыта работы по теме 2022 – 2023 учебный год. | ||||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. | |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии | В течение года | Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. | |
3. | Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах | Сентябрь | Конспект НОД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию» | |
4. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Февраль | Творческий отчёт для педагогов МБДОУ д/с «Росинка» | |
5. | Обобщение наработанного опыта. | Май | Оформление отчета Информационные листы в виде таблицы с результатами | |
IV ЭТАП: Работа с семьёй 2020 -2023 учебный год. | ||||
1. | Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д. 2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь», «Зелёный спецназ» | |
2. | Анкетирование | В течение года | «Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к школе?» | |
3. | Выставка | В течение года
| Семейных творческих поделок и рисунков «Красная книга Ростовской области» Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья» | |
4. | Групповые родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями | |
5. | День открытых дверей | Ноябрь Апрель | «Заходите к нам на огонек» | |
6. | Акции | Апрель | Субботник «Поможем земле легко дышать», Трудовая деятельность «Посади свое дерево.» «Дома для пернатых друзей» | |
7. | Круглый стол | Май | «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей» | |
V ЭТАП: Мероприятия для детей 2020 -2023 учебный год. | ||||
1. | «Дары осени» | Сентябрь | Выставка поделок из природного материала и овощей | |
2. | «Животные нашего края» «Природа – наш общий дом» «В гости к елочке зеленой» «Подарок Деду Морозу» | Октябрь Ноябрь Декабрь
| Выставка детских рисунков, коллажей. Выставка поделок из бросового материала | |
3. | "Земля - наш дом родной" | Январь | Экологическое мероприятие | |
4. | «День земли» «День птиц»; «Юный эколог» конкурс стенгазет «Земля – наш общий дом», «Четыре времени года» | Февраль Март Апрель | Развлекательные мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы. | |
5. | «Как гусеница превращается в бабочку» | Апрель | Экологическая игра-наблюдение | |
6. | «Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки» «Чей это след» и др. | В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. | |
7. | Акции: «Сохраним природу», «Зеленый патруль», «Птичий переполох» | В течение года | Оформление газет для защиты экологии; Конкурс на лучшую кормушку | |
8. | «Твои новые впечатления от природы вокруг»; «Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Природная лечебница» | В течение года | Тематические прогулки
| |
9. | «Осень», «Зима» | В течение года | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок | |
10. | «О тебе земля, слагаю песни», «Добрые дела», «Двенадцать месяцев» | Май В течение года | Поэтические этюды-выступления; Театральное представление; Театральное представление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
Формирование социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание дошкольников.
Материал раскрывает актуальность проблемы, задачи, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста....
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»
Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения...
План самообразования по теме "Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования"
Нетрадиционная техника рисования...
План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...
План самообразования "Использование технологии В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников с ЗПР"
План самообразования...
План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...