План самообразования по теме: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников».
материал

Бабанова Галина Ивановна

Цель:

- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

- формирование у детей практических навыков и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

- осознание ребенком себя как части природы;

- привлечение родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме:

«Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников»

 

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всемсердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

Актуальность темы:

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство, к сожалению, воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. Что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали  впустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно - важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят, к сожалению, не все, зачастую не замечая главного. Очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

- формирование у детей практических навыков и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

- осознание ребенком себя как части природы;

- привлечение родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение.

Форма самообразования: индивидуальная.

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;

- провести анкетирование родителей;

- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание и внедрение проекта «полюби природу, как себя».

№ п/п

Тема: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание детей»

Сроки

2020 – 2023 уч. год.

Форма распространения опыта

I ЭТАП: Информационно-аналитический 2020-2021 учебный год.

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

1.

 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. 

Сентябрь - октябрь 

Составление перспективного плана работы 

2.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:

 Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка»

(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе»

В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»  

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников.

Подбор методического оснащения.

Обмен опытом работы с

воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Изучение уровня экологических знаний детей. 

3.

Проект: «Полюби природу, как себя» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

 

Январь-май

Составление конспектов занятий, развлечений.

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста.

4.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. 

5.

Разработать карты мониторинга.

 

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. 

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. 

6.

"Щедрые дары природы".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов.

II ЭТАП: внедрение в практику 2021 – 2022 учебный год.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 

1.

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно-тематическое планирование

2.

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

3.

Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников коммуникативных способностей через общение с природой».

Март

Просмотр деятельности педагога

4.

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». 

Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей».

Апрель

Подготовка иллюстраций, анкет, 

памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

5.

Накопление практического материала по теме «Развитие речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Май

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы. 

6.

Подготовка материала к информационным стендам. Организация и работа кружка «Детская мастерская».

Изготовление экологические игры.

Ноябрь, май

День открытых дверей

Просмотр деятельности педагога

III ЭТАП: представление опыта работы по теме 2022 – 2023 учебный год. 

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

3.

Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах

Сентябрь

Конспект НОД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию» 

4.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Февраль

Творческий отчёт для педагогов

МБДОУ д/с «Росинка»

5.

Обобщение наработанного опыта.

Май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV ЭТАП: Работа с семьёй 2020 -2023 учебный год. 

1.

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д.

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь», «Зелёный спецназ» 

2.

Анкетирование

В течение года

«Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к школе?»

3.

Выставка

В течение года

 

Семейных творческих поделок и рисунков «Красная книга Ростовской области»

Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья»

4.

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями 

5.

День открытых дверей

Ноябрь

Апрель

«Заходите к нам на огонек»

6.

Акции

Апрель

Субботник «Поможем земле легко дышать»,

Трудовая деятельность «Посади свое дерево.»

«Дома для пернатых друзей» 

7.

Круглый стол

Май

«Художественные произведения, средство экологической культуры родителей»

  V ЭТАП: Мероприятия для детей 2020 -2023 учебный год. 

1.

 «Дары осени»

Сентябрь

Выставка поделок из природного материала и овощей  

2.

«Животные нашего края»

«Природа – наш общий дом»

«В гости к елочке зеленой»

«Подарок Деду Морозу» 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 

Выставка детских рисунков, коллажей.

Выставка поделок из бросового материала

3.

"Земля - наш дом родной"

Январь

Экологическое мероприятие

4.

«День земли»

«День птиц»;

«Юный эколог»

конкурс стенгазет «Земля – наш общий дом», «Четыре времени года» 

Февраль

Март

Апрель 

Развлекательные мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы.

5.

«Как гусеница превращается в бабочку»

Апрель

Экологическая игра-наблюдение

6.

«Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки»

«Чей это след» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

7.

Акции: «Сохраним природу»,

«Зеленый патруль»,

«Птичий переполох» 

В течение года

Оформление газет для защиты экологии;

Конкурс на лучшую кормушку

8.

«Твои новые впечатления от природы вокруг»;

 «Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Природная лечебница» 

В течение года

Тематические прогулки

 

9.

«Осень», «Зима»

В течение года

Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок

10.

«О тебе земля, слагаю песни»,

«Добрые дела»,

«Двенадцать месяцев» 

Май

В течение года

Поэтические этюды-выступления;

Театральное представление;

Театральное представление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Формирование социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание дошкольников.

Материал раскрывает актуальность проблемы, задачи, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»

Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения...

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...