Доклад РППС по финансовой грамотности
материал (подготовительная группа)
Экономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно - развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rpps_po_fin.gr_.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно - развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении создаются педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате ОО игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, кроссворды, модель «Семейный бюджет», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», а также мини — мастерская «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимаются доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста, аппликаций из луковой и чесночной кожуры). Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», —играм, образовательным ситуациям, ситуациям общения, тренингам и др.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно- ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кафе», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К сюжетно-ролевым играм вносится кассовый аппарат, готовятся чеки и деньги. Оформляется картотека экономических понятий, которую регулярно пополняют по мере изучения материала. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в сберегательную кассу, филиал банка, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами. Развивающая среда содержит следующие настольно-печатные игры по экономике «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации педагогическим процессом:
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.
Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Сообщение на тему: Предметно-пространственная среда для организации изучения детьми основ финансовой грамотности.
Выполнила: Ахметчанова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Доклад для воспитателей«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»...
Доклад "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"
Для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности поставила следующие задачи:создать условия для формирования элементарных экономических знаний, научить понимать и ценить окружающий п...
консультация для воспитателей особенности РППС по финансовой грамотности
консультация для воспитателей особенности РППС ПО финансовой грамотности...
РППС по финансовой грамотности
Проект по обогащению развивающей среды для реализации программы экономического образования в ДОУ...
Доклад на тему "Финансовая грамотность"
Доклад на тему: «Основа формирования финансовой грамотности ...
Доклад на тему: "Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»
Методическая разработка...
Доклад на тему "Финансовая грамотность"
Доклад "Финансовая грамотность" для старшей группы...