Доклад для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Доклад для воспитателей
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 29 «Росинка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Доклад для воспитателей
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель
Горбати Татьяна Сергеевна
2020 г.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы.
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)
Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.
При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
- формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
- закрепление разумных материальных потребностей;
- формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Как вариант метода можно использовать проектную деятельность, где систематично и последовательно давать детям новые знания по финансовой грамотности (проводить образовательную деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, виртуальные экскурсии, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, викторины, дидактические игры и др.). Сроки реализации проектов могут быть разные: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
Цель и задачи могут также быть различными, например:
- формирование представления детей о деньгах: как и где они зарабатываются.
- расширение представлений, о том, как планируется и расходуется семейный бюджет;
- получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
На заключительном этапе продуктом проектов можно представить: оформление тематических выставок, обогащение РППС группы (создание центра финансовой грамотности), создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Банк». Приобретение настольных игр по финансовой грамотности, ассортимент очень большой.
В процессе подготовки к докладу познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова, программа А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика»
Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, поэтому, считаю что в активном взаимодействии с родителями воспитанников можно достичь необходимых результатов по формированию финансовой грамотности у детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Рекомендуем прочитать:
- Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
- Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
- Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
- Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
- Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
- Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
- Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
- Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
- Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
- Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
- Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Консультациядля воспитателей«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»...
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...
Консультация для воспитателей ‹Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Деньги -это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте...
Доклад « Использование дидактических игр и упражнений в формировании основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Формирования основ финансовой грамотности у дошкольников через игру....
Доклад-презентация "Мой успешный проект:"Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
quot;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...