Доклад на тему "Финансовая грамотность"
материал (старшая группа)

Леонтьева Людмила Викторовна

Доклад на тему: 

«Основа формирования финансовой грамотности                                                                    у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Леонтьева Л.В.

 

2023г.

Доклад посвящен теме «Основа формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Говорится о работе по четырем направлениям: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»).

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). По определению Е. Блискавка, под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».

Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами. Свою работу по формированию финансовой грамотности у детей в своей группе мы ведем по четырем направлениям: «Потребности»«Труд и профессии»«Товар, товарообмен»«Деньги и бюджет семьи».

Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи: овладение детьми первоначальными финансовым представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др.

Развивающие задачи: направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др.

Воспитательные задачи: связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.

Направление «Потребности» — способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.

Направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.

Направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.

Направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги»«основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги»«бюджет»«деньги-товар»«обмен»«купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.

Содержание предлагаемых направлений осваивается в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая комплексное изучение финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий, а также целостность процесса обучения на основе принципа интеграции.

Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей.

А.А. Смоленцова считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение.    Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-7 лет .

Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению.

Основная задача — сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи — в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги»«Кафе «Вкусно и полезно»«Советы покупателю» и т.д.

Нами изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет»«Банк»«Магазин»«Торговый центр»«Кафе»«Ателье»«Почта»«Аптека»«Больница»«Парикмахерская»«Строители»«Детский мир».

Популярными сегодня являются квест — игры.

Квест — игры – это такой инструмент, который позволяет воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности, улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию.

Необходимо создавать проблемные ситуации во время игры.

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин»«Банк»«Пиццерия»«Салон красоты». Разработана картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Много-мало»«Дорого-дешево»«Нужные покупки»«Пиццерия»«Мир финансов» и др.. Данные игры могут проводиться как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельных, совместных игр детей.

В развивающую предметно-пространственную экономическую среду можно включить следующие центры:

  1. Информационный центр: здесь помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;
  2. Занимательно-экономический центр: в нем представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;
  3. Игровой экономический центр: дидактические игры, таблицы с кроссвордами и модель «Семейный бюджет»«Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок.  Организация игрового экономического центра предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.

Таким образом, создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Список литературы

  1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидак-тические авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  3. Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представле-ний дошкольников. – М., 2005. – 254с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение г. Котовска Тамбовской области детский сад № 3 «Сказка»

Доклад на тему:  

«Основа формирования финансовой грамотности                                                                    у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Леонтьева Л.В.

2023г.

Доклад посвящен теме «Основа формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Говорится о работе по четырем направлениям: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»).

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). По определению Е. Блискавка, под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».

Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами. Свою работу по формированию финансовой грамотности у детей в своей группе мы ведем по четырем направлениям: «Потребности»«Труд и профессии»«Товар, товарообмен»«Деньги и бюджет семьи».

Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи: овладение детьми первоначальными финансовым представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др.

Развивающие задачи: направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др.

Воспитательные задачи: связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.

Направление «Потребности» — способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.

Направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.

Направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.

Направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги»«основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги»«бюджет»«деньги-товар»«обмен»«купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.

Содержание предлагаемых направлений осваивается в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая комплексное изучение финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий, а также целостность процесса обучения на основе принципа интеграции.

Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей.

А.А. Смоленцова считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение.    Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-7 лет .

Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению.

Основная задача — сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи — в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги»«Кафе «Вкусно и полезно»«Советы покупателю» и т.д.

Нами изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет»«Банк»«Магазин»«Торговый центр»«Кафе»«Ателье»«Почта»«Аптека»«Больница»«Парикмахерская»«Строители»«Детский мир».

Популярными сегодня являются квест — игры.

Квест — игры – это такой инструмент, который позволяет воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности, улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию.

Необходимо создавать проблемные ситуации во время игры.

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин»«Банк»«Пиццерия»«Салон красоты». Разработана картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Много-мало»«Дорого-дешево»«Нужные покупки»«Пиццерия»«Мир финансов» и др.. Данные игры могут проводиться как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельных, совместных игр детей.

В развивающую предметно-пространственную экономическую среду можно включить следующие центры:

  1. Информационный центр: здесь помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;
  2. Занимательно-экономический центр: в нем представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;
  3. Игровой экономический центр: дидактические игры, таблицы с кроссвордами и модель «Семейный бюджет»«Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок.  Организация игрового экономического центра предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.

Таким образом, создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Список литературы

  1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидак-тические авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  3. Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представле-ний дошкольников. – М., 2005. – 254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад РППС по финансовой грамотности

Экономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черт...

Доклад для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Доклад для воспитателей«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»...

Доклад "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"

Для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности поставила следующие задачи:создать условия  для формирования элементарных экономических знаний, научить понимать и ценить окружающий п...

Доклад Финансовая грамотность для дошкольников.

Представление опыта для воспитателей....

Доклад «Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»

Материал доклада по теме самообразования  «Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения»...

Доклад "Основы функциональной грамотности в дошкольной образовательной организации"

В этом году,  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных...

Стендовый доклад «Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста с помощью Лего – игр»

Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Применение LEGO-конструирования на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, во...