Консультация для родителей "Значение пения в формировании общей музыкальности дошкольников"
консультация

Лейман Екатерина Николаевна

Консультация для родителей "Значение пения в формировании общей музыкальности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_peniya_v_formirovanii_obshchey_muzykalnosti.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение пения в формировании общей  музыкальности дошкольников»

Музыкальный руководитель: Лейман Е.Н.

«Значение пения в формировании общей  музыкальности дошкольников»

Музыка является самым эмоциональным видом искусства и в то же время самым сложным среди всех видов искусств. Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что его идея непосредственно не обозначена, а наоборот, скрыта с тем, чтобы ожить, проявиться в сознании воспринимающего. Чтобы помочь ребенку войти в музыкальный мир, необходимо развить у него музыкальные способности.

Музыкальные способности в большей или меньшей степени развиваются в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Широкие возможности в формировании и развитии музыкальности ребенка имеет пение.

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. У детей дошкольного возраста внимание привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах примарной зоны. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подстраиваясь" к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо - высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Педагог должен беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только на занятиях, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями.

Одна из сложных задач для дошкольников - это "уметь петь без музыкального сопровождения". Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным пением взрослых, которые, заглушая детей, поют песню целиком на мерных этапах разучивания и на последующих. Для детей складываются неблагоприятные условия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга ни время ансамблевого пения, не слышат себя. У детей не развиваются активность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчивость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.

Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть a capella.

Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, и мелодию. Па первых занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь "речитативом", скандировать.

Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением - это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

Под влиянием эмоций, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, пение, активизируют  внимание и мышление детей, побуждают их к самостоятельному  пению.

Индивидуальный подход и внимание – вот в чем успех певческой деятельности ребенка.

«Через пение познаётся мир музыки.

Дружите с музыкой и  она подружится с вами!»

музыкальный руководитель:

Лейман Екатерина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....

консультация для воспитателей детского сада "Формирование алгоритмических умений дошкольников"

В консультации содержит практические советы по формированию алгоритмических умений у дошкольников....

Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"

Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"

В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

laquo;Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»...

Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...