Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Ставрополье – край, богатый на творческих людей. Одна из них, давний друг нашего детского сада, детская писательница Ольга Борисовна Семенова. Для взрослой аудитории она известна под псевдонимом Ольга Бори, а дети знают ее как Сказочную Лучезару. Ребята имели возможность не только познакомиться с ее творчеством, но и проявить себя в качестве иллюстраторов одной из детских книг писательницы.
Наша землячка, ныне живущая в Китае, писательница Вера Сытник, также заинтересовала ребят своим творчеством. После прочтения сказки «Фонарщик», был создан видеоклип с одноименным названием, где ребята иллюстрировали сказку, а выпускница нашего детского сада, Желонкина Алена, озвучивала текст произведения.
В рамках реализации проекта ребята познакомились с творчеством других ставропольских писателей, композиторов и художников: В. Сляднева, И. Кашпуров, Л. Шубная, В. Кипор, В.Д. Беневский, М. Севрюков, А. Бабич, А. Гладских, П.М. Гречишкин, В.Г. Кленов и мн.др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»
Желонкина Н.А., социальный педагог
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Наше «погружение» в мир краеведения в рамках реализации инновационной площадки по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры будущего в современной предметно – пространственной среде ДОО через реализацию технологии «образовательный терренкур»». началось с разработки и реализации проекта «Тропинки Ставрополья».
Принципы и подходы к формированию и реализации проекта:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация проекта в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей техническое развитие ребенка.
Дидактические принципы построения проекта.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание проекта должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Значимым результатом инновационной деятельности считаем обогащение дошкольной практики организации образовательной деятельности краеведческим материалом. Так, краеведческий фонд был пополнен следующими материалами: ежемесячные образовательно-воспитательные терренкуры с ученым, экологом и писателем В.Л. Гаазовым, в результате которых была составлена карта виртуальных путешествий по природно-географическим объектам края. Для большего вовлечения и популяризацию краеведческого направления нами записана серия «Новости краеведения», где дети подробно освещали прошедшие мероприятия и делились полученными знаниями и впечатлениями со сверстниками и родителями. Часто роль экскурсовода по достопримечательностям родного города также брал на себя В.Л.Гаазов. В таких экскурсиях выходного дня активно участвовали не только дошкольники, но и их семьи. Одним из итогов проведенных занятий, экскурсий, игр и т.п. стало создание лэпбука «Красная книга Ставрополья». Ребятам удалось выяснить, какие животные находятся на грани исчезновения, а какие исчезли безвозвратно на территории родного края.
Акция «Расскажи другу» нашла большой отклик у дошкольников и их семей: привозя из разных уголков родного края памятные сувениры, ребята смогли рассказать друг другу о местах, где они побывали, что им запомнилось, что нового они смогли узнать. Привезенные и продемонстрированные сувениры пополнили коллекцию «Ставропольские впечатления», что стало началом формирования мини-музея с постоянной пополняемой экспозицией.
Ставрополье – край, богатый на творческих людей. Одна из них, давний друг нашего детского сада, детская писательница Ольга Борисовна Семенова. Для взрослой аудитории она известна под псевдонимом Ольга Бори, а дети знают ее как Сказочную Лучезару. Ребята имели возможность не только познакомиться с ее творчеством, но и проявить себя в качестве иллюстраторов одной из детских книг писательницы.
Наша землячка, ныне живущая в Китае, писательница Вера Сытник, также заинтересовала ребят своим творчеством. После прочтения сказки «Фонарщик», был создан видеоклип с одноименным названием, где ребята иллюстрировали сказку, а выпускница нашего детского сада, Желонкина Алена, озвучивала текст произведения.
В рамках реализации проекта ребята познакомились с творчеством других ставропольских писателей, композиторов и художников: В. Сляднева, И. Кашпуров, Л. Шубная, В. Кипор, В.Д. Беневский, М. Севрюков, А. Бабич, А. Гладских, П.М. Гречишкин, В.Г. Кленов и мн.др.
На этапе завершения инновационной деятельности мы практическим путем подтвердили, что общая культура дошкольников полноценно формируется через интеграцию социокультурной образовательной среды, в основе которой – краеведческое воспитание, которое носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»
Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы"....
Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"
Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»
Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента
Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качеств...