Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Ставрополье – край, богатый на творческих людей. Одна из них, давний друг нашего детского сада, детская писательница Ольга Борисовна Семенова. Для взрослой аудитории она известна под псевдонимом Ольга Бори, а дети знают ее как Сказочную Лучезару. Ребята имели возможность не только познакомиться с ее творчеством, но и проявить себя в качестве иллюстраторов одной из детских книг писательницы.

Наша землячка, ныне живущая в Китае, писательница Вера Сытник, также заинтересовала ребят своим творчеством. После прочтения сказки «Фонарщик», был создан видеоклип с одноименным названием, где ребята иллюстрировали сказку, а выпускница нашего детского сада, Желонкина Алена, озвучивала текст произведения.

В рамках реализации проекта ребята познакомились с творчеством других ставропольских писателей, композиторов и художников: В. Сляднева, И. Кашпуров, Л. Шубная, В. Кипор, В.Д. Беневский, М. Севрюков, А. Бабич, А. Гладских, П.М. Гречишкин, В.Г. Кленов и мн.др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»

                                                   Желонкина Н.А., социальный педагог

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Наше «погружение» в мир краеведения в рамках реализации инновационной площадки по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры будущего в современной предметно – пространственной среде ДОО через реализацию технологии «образовательный терренкур»». началось с разработки и реализации проекта «Тропинки Ставрополья».

Принципы и подходы к формированию и реализации проекта:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация проекта в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей техническое развитие ребенка.

Дидактические принципы построения проекта.

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание проекта должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Значимым результатом инновационной деятельности считаем обогащение дошкольной практики организации образовательной деятельности краеведческим материалом. Так, краеведческий фонд был пополнен следующими материалами: ежемесячные образовательно-воспитательные терренкуры с ученым, экологом и писателем В.Л. Гаазовым, в результате которых была составлена карта виртуальных путешествий по природно-географическим объектам края. Для большего вовлечения и популяризацию краеведческого направления нами записана серия «Новости краеведения», где дети подробно освещали прошедшие мероприятия и делились полученными знаниями и впечатлениями со сверстниками и родителями. Часто роль экскурсовода по достопримечательностям родного города также брал на себя В.Л.Гаазов. В таких экскурсиях выходного дня активно участвовали не только дошкольники, но и их семьи. Одним из итогов проведенных занятий, экскурсий, игр и т.п. стало создание лэпбука «Красная книга Ставрополья». Ребятам удалось выяснить, какие животные находятся на грани исчезновения, а какие исчезли безвозвратно на территории родного края. 

Акция «Расскажи другу» нашла большой отклик у дошкольников и их семей: привозя из разных уголков родного края памятные сувениры, ребята смогли рассказать друг другу о местах, где они побывали, что им запомнилось, что нового они смогли узнать. Привезенные и продемонстрированные сувениры пополнили коллекцию «Ставропольские впечатления», что стало началом формирования мини-музея с постоянной пополняемой экспозицией.

Ставрополье – край, богатый на творческих людей. Одна из них, давний друг нашего детского сада, детская писательница Ольга Борисовна Семенова. Для взрослой аудитории она известна под псевдонимом Ольга Бори, а дети знают ее как Сказочную Лучезару. Ребята имели возможность не только познакомиться с ее творчеством, но и проявить себя в качестве иллюстраторов одной из детских книг писательницы.

Наша землячка, ныне живущая в Китае, писательница Вера Сытник, также заинтересовала ребят своим творчеством. После прочтения сказки «Фонарщик», был создан видеоклип с одноименным названием, где ребята иллюстрировали сказку, а выпускница нашего детского сада, Желонкина Алена, озвучивала текст произведения.

В рамках реализации проекта ребята познакомились с творчеством других ставропольских писателей, композиторов и художников: В. Сляднева, И. Кашпуров, Л. Шубная, В. Кипор, В.Д. Беневский, М. Севрюков, А. Бабич, А. Гладских, П.М. Гречишкин, В.Г. Кленов и мн.др.

На этапе завершения инновационной деятельности мы практическим путем подтвердили, что общая культура дошкольников полноценно формируется через интеграцию социокультурной образовательной среды, в основе которой – краеведческое воспитание, которое носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"

Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»

Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...

Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента

     Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качеств...