Проект "В гости к сказке" (первая младшая группа)
проект (младшая группа)

Гераськина Лариса Николаевна

Познавательно-речевой проект для детей первой младшей группы "В гости к сказке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gosti_k_skazke.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«В гости к сказке»

(первая младшая группа)

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта:

Образовательный проект «В гости к сказке»

Адресация проекта:

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.

Участники проекта:

Педагоги, родители и воспитанники первой младшей группы.

Образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Формы реализации проекта:

Проведение бесед.

Организованная образовательная деятельность.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры.

Театрализованная деятельность.

Подвижные игры.

Чтение сказок, потешек.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный (2 - 3 недели).

Вид проекта:

Познавательно-речевой.

Итоги проекта:

Выставка работ воспитанников совместно с родителями (книжки – малышки).

Фото-коллаж «Читаем дома»

Презентация проекта. Фото - отчёт.

 

 

 

 

Проект в первой младшей группе

«В гости к сказке»


В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок.

Актуальность проекта

С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Цель проекта Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.

3. Научить отражать содержание сказок в играх.

4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.

5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.

7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Тип проекта: познавательно-речевой.

Участники проекта:
- воспитатель группы;

- дети 2 – 3 лет;
- родители.

Продолжительность проекта: две-три недели (краткосрочный).

Формы и методы реализации проекта:

1. Речь и речевое общение

- чтение детям сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и «Курочка Ряба»;

- пение детской песенки «Два веселых гуся»;

- пальчиковая гимнастика «Колобок»;

- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…», «Ладушки-ладушки» и других;

- «расскажи сказку по картинкам» (дидактическая игра)

- инсценировка сказок совместно с воспитателем.

2. Здоровье и физическое развитие

- комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;

- подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…».

3. Художественно-эстетическое развитие

- рисование  (раскрашивание) пальчиками кошки;

- лепка «Колобок покатился по дорожке»

4. Взаимодействие с родителями

- консультация на тему «Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»; «Приобщаем детей к чтению»;

- изготовление фигурок к сказкам из фетра;

- изготовление книжек – малышек;

- участие в акции «Моя книжная страна»;

- пошив костюмов (элементов) для театрализованной деятельности.

Ожидаемый результат:

- в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развиваются представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и птицы;

- дети узнают на картинках персонажей сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок» и «Курочка Ряба»;

- творческие навыки: дети изображают героев сказки;

- гармонизация детско-родительских отношений;

- у детей появляется интерес к игре;

- родители принимают активное участие в проектной деятельности - помогают изготавливать пальчиковый кукольный театр.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

- беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;

- подготовительная работа: стишки, потешки с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними животными и птицами;

- иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками, фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы (петушок, курочка, цыплята);

- подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба», «Репка».

Основной этап:

1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.

2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных персонажей на игровом столе.

3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей под комментарий воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.

4. Дидактическая игра «Разложи героев сказок». Цель: развитие мыслительных способностей, умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».

Заключительный этап:

- оформление коллажа «Читаем дома»;

- театрализовано-развлекательный досуг «Сказка - «Репка»;

- подведение итогов проекта;

- подготовка презентации на тему «В гости к сказке».

Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и «Репка»; фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.


Выводы:

Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.

В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.

Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.

Использованная литература:

1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.

2. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».

3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/svetlana-yurevna-hramcova/proektnaja-dejatelnost-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html.

5. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребенка».

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который первоначально никоим образом не создавался для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. А, как известно, церковь всегда боролась с языческими верованиями. Педагоги середины Х1Х века также были уверены, что сказка оказывает отрицательное воздействие на слушателя, задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшных персонажей, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Похожие аргументы приводили противники народного творчества и в советское время. В чем-то, возможно, они были правы. Следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста. Иные из них могут расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде, чем рассказать или прочитать своему малышу сказку, проанализируйте ее содержание сами.

Сегодня потребность в сказке особенно велика. Ребенка буквально захлестывает все увеличивающийся поток информации. И хотя, восприимчивость психики у детей велика, она все же имеет свои границы. И тогда только сказка освобождает его подсознание от всего неважного, необязательного, переключает внимание на простые действия сказочных героев, объясняя, почему происходит так, а не иначе.

В течение тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Она воспитывала, помогала становиться мудрее, добрее. Формировала основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям. Сказки учили и учат детей любить и уважать своих родителей.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время, когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Сказку можно читать перед сном, когда особое состояние перехода ко сну сочетается с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Не бойтесь одну и ту же сказку читать несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть сказки, в его воображении еще ярче возникают красочные образы персонажей.

Такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» в обработке К. Ушинского, «Петушок и бобовое зернышко» необходимо рассказывать маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить. Слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова и выражения.

Сказки позволяют детям различать добро и зло: ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и понимает, что зло наказуемо.

Из сказок дети черпают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма. В речевом развитии - обогащается словарь ребенка, корректируется мышление, внимание, память, воображение, мимика лица и жесты. В эмоциональном развитии сказка дает утешение, облегчение, помогает малышу увидеть путь выхода из эмоционального тупика.

Все это вполне возможно, если выбранная сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности, обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его непонятным и часто пугающим миром. То есть, сказка, ко всему прочему, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. И, хотя, советы сказки скрыты, все же сказка учит ребенка самостоятельно выбирать правильное решение.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Уважаемые родители! Помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, родители которых читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности, некая картотека жизненных ситуаций.

Читайте детям как можно больше, а главное, говорите с ними о том, о чем прочитали, обсуждайте проблемы сказки.

Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Читайте, либо сочиняйте только такие сказки, которые близки и понятны именно вашему ребенку.

2. Пальчиковая гимнастика по сказке «Курочка Ряба».

Воспитатель: Дети, сейчас мы при помощи наших рук расскажем-покажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Повторяйте за мной движения рук и пальцев. Встанем прямо. Следим за моими движениями.

1. Жили-были дед (обводим двумя руками сверху вниз воображаемую бороду у деда) и баба (изображаем, как покрываем голову платочком и завязываем под подбородком уголки платка).

2. И была у них курочка Ряба (стучим указательным пальцем по столу).

3. Снесла курочка, яичко (округляем пальцы рук и соединяем их кончики, образуя «круг»), да не простое, а золотое.

4. Дед бил, бил (стучим кулачком по столу) – не разбил (разводим руки в стороны). Баба била, била (стучим кулачком по столу) – не разбила (руки - в стороны).

5. Мышка бежала (пальцы левой руки сжимаем в кулачок. Мизинец-«хвостик» оттопыриваем. Пальцами правой руки «пробегаем» по столу), хвостиком махнула (махнем указательным пальцем) – яичко упало и разбилось(взмах руками вверх).

6. Дед плачет, баба плачет (закрываем лицо обеими руками).

7. А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба (отнимаем ладони от лица). Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое (округлим пальцы и соединим их кончики в «круг»).

8. Сказала, так курочка Ряба и стала зернышки клевать (стучим указательным пальцем по столу).

Воспитатель: Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи и аппликации "В гостях у сказки" (первая младшая группа)

Это занятие использовалось мной, как итоговое мероприятие в конце уч.года....

НООД "В гостях у сказки"(Первая младшая группа)

НООД «Использование мини- музеев в ДОУ с целью приобщения детей к устному народному творчеству»                           ...

Сценарий новогоднего праздника "В гостях у сказки ", первая младшая группа

Сценарий новогоднего праздника "В гостях у сказки ", первая младшая группа...

Методическая разработка "В гостях у сказки" первая младшая группа

Методическая разработка " В гостях у сказки"...

Проект " В гостях у сказки " Первая группа раннего возраста

Представлен среднесрочный проект.  обозначена работа по разным образовательным областям. Представлена работа с родителями....

Конспект занятия по развитию речи "В гостях у сказки" первая младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи "В гостях у сказки" первая младшая группа. Цель: развитие совместной игровой деятельности посредством театрализованной и сюжетно-ролевой игры...

Сценарий новогоднего утренника "В гостях у сказки" первая младшая группа

Каждый Новый год для детей – это волшебная сказка. Время, когда сбываются мечты и происходят всевозможные чудеса. Дошкольные педагоги стараются поддержать это настроение ребят, поэтому сценарии ...