Слушание музыки в детском саду
статья

Тимофеева Елена Юрьевна

Средства музыкальной выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_muzyki_v_dou.odt23.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ.(слушание музыки в ДОУ)

Программа воспитания дошкольников по разделу«Слушание музыки»имеет конкретные задачи:
- знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определённые чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает задатки музыкального вкуса.
В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.
- В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.
- У детей 4-5 лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения, расширяется их словарный запас.
Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

РЕПЕРТУАР ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

Важное место в разделе» Слушание музыки» занимает репертуар.
Детям раннего возраста доступнее вокальная форма звучания.

Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы. Например русские народные . песни ласкового колыбельного характера («Баю-баю», «Петушок», «Ладушки»). Особое место занимают народные плясовые мелодии («Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Сени» и т.д.).

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова)

Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка»Э. Грига,«Смелый наездник»Р. Шумана, марши Шуберта и т.д.)

Много внимания уделено произведениям советских композиторов. Среди нихС. Прокофьев, Д.Шостакович, Кабалевский, Александров.

Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» Майкапара, Гречанинова.

Значительную художественную ценность представляет музыка русского классикаП.И. Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу. В них переданы картины детской жизни, весёлых игр.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

1) Какие чувства передаёт музыка?
Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки
(
музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);

2) О чём рассказывает музыка?
(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);

3) Как рассказывает музыка?
Детей знакомят с языком музыки, это:
(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

К концу пребывания в детском саду ребёнок способен

 узнавать:

 - произведение в целом;

- отдельные его части(вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

- марш, танец, колыбельную;

- давать характеристику произведениям.

 К концу пребывания в детском саду ребёнок способен узнавать:

-произведение в целом;

-отдельные его части(вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

-марш, танец, колыбельную;

-давать характеристику произведениям.

1. ПРЕЖДЕ ВСЕГО необходимо помнить О ТОМ, ЧТО ЛЮБОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМО СЛУШАТЬ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА ЧТО ДРУГОЕ. ГЛАВНОЕ, КОНЕЧНО, ХОТЕТЬ СЛУШАТЬ! НУЖНО ОЧЕНЬ ПОСТАРАТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МУЗЫКЕ, ОТ САМОГО НАЧАЛА ДО САМОГО ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ, ОХВАТЫВАЯ СЛУХОМ ЗВУК ЗА ЗВУКОМ, НИЧЕГО НЕ УПУСКАЯ ИЗ ВИДУ! МУЗЫКА ВСЕГДА НАГРАДИТ СЛУШАТЕЛЯ ЗА ЭТО, ПОДАРИВ ЕМУ НОВОЕ ЧУВСТВО, НОВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОЗМОЖНО, ПРЕЖДЕ НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ ИСПЫТАННОЕ.
2. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ НЕ СЛЕДУЕТ СЛУШАТЬ КРУПНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ТАК КАК МОЖНО ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ВЕДЬ НАВЫК СЛЕЖЕНИЯ СЛУХОМ ЗА ЗВУКАМИ ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАН И ВНИМАНИЕ НЕДОСТАТОЧНО ДИСЦИПЛИНИРОВАНО. ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ ДЛЯ СЛУШАНИЯ НЕБОЛЬШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
3. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ( МУЗЫКА ДЛЯ ГОЛОСА) ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (КОТОРАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ). ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЗВУКАМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ УСЛЫШАТЬ И РАЗЛИЧИТЬ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
4. КОНЕЧНО, СЛУШАТЬ ВОКАЛЬНУЮ МУЗЫКУ ЛЕГЧЕ, ВЕДЬ ТЕКСТ ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, О ЧЕМ ХОТЕЛ СООБЩИТЬ КОМПОЗИТОР, КАКИМИ МЫСЛЯМИ ХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ.
5. В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ СЛОВ НЕТ. НО ОТ ЭТОГО ОНА НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ. ВОЗЬМИТЕ ПЛАСТИНКУ С ЗАПИСЬЮ ИЗВЕСТНОГО СОЧИНЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ». КАКИЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЕННЫЕ И ДАЖЕ СКАЗОЧНЫЕ СИТУАЦИИ НЕ ОТОБРАЖЕНЫ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ! КОМПОЗИТОР, СЛОВНО ХУДОЖНИК КИСТЬЮ, НАРИСОВАЛ МУЗЫКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЗДЕСЬ И «ИГРА В ЛОШАДКИ», И «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ», «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ», «НОВАЯ КУКЛА». ЗДЕСЬ ВЫ УСЛЫШИТЕ ОЧЕНЬ ЛАСКОВЫЕ, МЕЧТАТЕЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ «СЛАДКАЯ ГРЕЗА», «МАМА», «ЗИМНЕЕ УТРО» И МНОГО ДРУГИХ ОЧАРОВАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАРИСОВОК. ТАКИЕ ЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ, АДРЕСОВАННЫЕ ЮНЫМ СЛУШАТЕЛЯМ, ЕСТЬ И У ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ. У С. С. ПРОКОФЬЕВА ЭТОТ АЛЬБОМ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА». МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ КАК БЫ РИСУЮТ ДЕНЬ, ПРОЖИТЫЙ РЕБЕНКОМ. ПОСЛУШАЙТЕ ИЗ ЭТОГО СБОРНИКА «СКАЗКУ» ИЛИ ПОЭТИЧЕСКУЮ ПЬЕСУ «ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ». В «АЛЬБОМЕ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» РОБЕРТА ШУМАНА ДЕТЯМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПОНРАВИТЬСЯ И «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК», И «ВЕСЕЛЫЙ КРЕСТЬЯНИН», И НЕМНОЖКО ЗАГАДОЧНАЯ ПЬЕСА «ОТЗВУКИ ТЕАТРА». А КРАСОЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ДЕД МОРОЗ» ОЖИВИТ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ ЛЮБОГО СЛУШАТЕЛЯ.

В «ДЕТСКОМ АЛЬБОМЕ» А. ГРЕЧАНИНОВА КАЖДОГО МОЖЕТ РАССМЕШИТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА «ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ», А «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», ВОЗМОЖНО, КОГО-НИБУДЬ ДАЖЕ ЧУТЬ - ЧУТЬ НАПУГАЕТ. А ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА С. МАЙКАПАРА «В САДИКЕ», «ПАСТУШОК», «МАЛЕНЬКИЙ КОМАНДИР» БУДУТ БЛИЗКИ И ПОНЯТНЫ ДАЖЕ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ.
6. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ПРОСЛУШИВАНИЮ ТЕХ ЖЕ САМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. МОЖНО МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИХ ЗВУЧАНИЕ, ЧТОБЫ ЛЕГКО И БЫСТРО УЗНАВАТЬ. ЧЕМ ЧАЩЕ СЛУШАЕШЬ УЖЕ ЗНАКОМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ТЕМ ОНИ С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ. НО ВСЕГДА СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, ВДУМЧИВО. ВАЖНО СЛЕДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ, И ЗА ВЫСОТОЙ ЗВУКОВ, БЫСТРОТОЙ ИХ СМЕНЫ. НАДО УЧИТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОЧНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОДОПАДОМ И УМЕТЬ ТОНКО РАЗЛИЧАТЬ КАЖДУЮ ХРУСТАЛЬНУЮ СТРУЙКУ. УЧИТЕСЬ СРАВНИВАТЬ ИХ, ЛЮБУЙТЕСЬ ИМИ. ПОЧУВСТВУЙТЕ, КАКАЯ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ В МУЗЫКЕ: ЗВУКИ НЕ МОГУТ ЗВУЧАТЬ «КАК ПОПАЛО, КАК ВЗДУМАЕТСЯ».

7. ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЕМ, ВЫДЕЛИТЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ. НИЧТО НЕ ДОЛЖНО ОТВЛЕКАТЬ РЕБЕНКА ОТ ОБЩЕНИЯ С МУЗЫКОЙ, НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЭТОГО НАСПЕХ.
БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МОЖЕТ СТАТЬ ЕГО ВСТРЕЧА С МУЗЫКОЙ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. САМА АТМОСФЕРА ДВОРЦА, ГДЕ «ЖИВЕТ» МУЗЫКА, СОЗДАЕТ ОСОБЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, ВЫЗЫВАЕТ ОСТРОЕ ЖЕЛАНИЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ. КОНЕЧНО, К КАЖДОМУ ПРАЗДНИКУ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ, ГОТОВИТЬСЯ УСЛЫШАТЬ О САМОМ СОКРОВЕННОМ, ЧТО ПЕРЕЖИЛ КОМПОЗИТОР И ЧЕМ ЗАХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ. ВСЕ ПЕРЕЖИТОЕ СЛОВНО ОЖИВАЕТ В ЗВУКАХ. НА ЭТО НУЖНО НАСТРОИТЬСЯ, ПОСТАРАТЬСЯ ВНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КОНЕЧНО, ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ ИЛИ ОПЕРНЫМ СПЕКТАКЛЕМ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МУЗЫКЕ, КОТОРАЯ ПРОЗВУЧИТ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УЗНАТЬ О НЕМ И ЕГО АВТОРЕ, ПОЛЕЗНО ЗАРАНЕЕ ПРОСЛУШАТЬ ГРАМЗАПИСИ, ПРОЧИТАТЬ КНИГИ. ЕСЛИ, НАПРИМЕР, ПРЕДСТОИТ ВСТРЕЧА С ОПЕРОЙ, ХОРОШО ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМ ТЕКСТОМ ОПЕРЫ - ЛИБРЕТТО: ВЕДЬ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ, О ЧЕМ ПОЮТ АРТИСТЫ, ОЧЕНЬ ВАЖНО.
8. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ СОЧИНЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ РАЗНЫХ СОЛИСТОВ И КОЛЛЕКТИВОВ, СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛИ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. ВСЕ ЭТО ПОМОЖЕТ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ, ПОЗВОЛИТ НЕ ТОЛЬКО ЯСНЕЕ МЫСЛИТЬ, НО И ГЛУБЖЕ ЧУВСТВОВАТЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Слушание музыки в детском саду"

Слушание музыкиДошкольный возраст чрезвычайно важен для  овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во мно...

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

    Не надо никому доказывать, что в детском саду ребенок получает развитие, которое выгодно отличает его от «домашних» детей, но еще очень важно, чтобы они ничем не отличались ...

Интегративный подход к слушанию музыки в детском саду.

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ  СОКОЛОВОЙ Е.Е.  МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №52 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2013 год...

1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...

Слушание музыки в детском саду

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса....

Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду.

Развитие музыкального вкуса  через слушание музыки в детском саду.Важное значение в воспитании и развитии в детском саду занимает музыка .Музыка является одним из средств воспитания духовности че...

Картотека стихов для слушания музыки в детском саду

Для ассоциативного запоминания музыки как одного из приемов для развития музыкальной восприимчивости в работе зачастую используется специально подобранная картотека: до прослушивания музыкального прои...