Выступление по теме: "Слушание музыки в детском саду"
статья по музыке по теме
Слушание музыки
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики и народной музыки, тем более успешным становится его развитие. Обогащение сознания с помощью музыки не пройдет бесследно для его духовного становления.
В реальной жизни зачастую дети не получают возможности приобщаться к эталонам музыкальной культуры. Попса, так называемый шансон, считается предпочтительней "скучной" классики. Все упрощается: фильмы-сериалы, шоу-пустышки, даже речь становится все примитивней. Мы не замечаем, что наше развитие идет вспять. Даже животные, порой, более чувствительны к подлинной музыке, чем мы. Слушая муз. произведения низкого худ. уровня и ощущая положительное к ним отношение взрослого, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки.
По-моему мнению, необходимо окружать детей с раннего возраста лучшим, что у нас есть. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить подлинный антиквариат от подделки. Если чистый, как лист мозг ребенка будет воспринимать истинную музыку, то потом он не станет воспринимать подделку, когда ребенок станет взрослым, и дурное влияние не сможет повлиять на его вкусы.
Вопрос, который я ставлю перед собой в процессе приобщения детей к качественной музыке, является:
"Какие наиболее понятные средства и интересные приемы помогут увлечь ребенка, раскрепостить его, датьвозможность творить".
Главное, я поняла это из практики, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью. Успех начального музыкального воспитания ребенка непосредственно и прямосвязан с развитием умения сопереживать общение с музыкой, как радость, а не как необходимость выполнять условия: "Сиди смирно, когда звучит музыка", "Слушай, как я играю", "Танцуй, как я тебе покажу". Поэтому нужно помочь ребенку найти свои доступные формы общения с музыкой. Поэтому я вижу здесь только один выход: удовольствие и интерес.
Что касается репертуара ,я думаю, что все со мной согласятся. что очень близки детскому восприятию альбомы фортепианных пьес П.И.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения в них очень образны, лаконичны, доступны ребенку и интересны. Также необходимо знакомить детей с симфонической музыкой: "Петя и волк" С. Прокофьева, "Карнавал животных" Сен-Санса... Помимо "детской музыки" очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена.
Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях:"волшебные персонажи", "магазин игрушек", "сказочные цветы". Используется самая разнообразная танцевальная музыка :балетная музыка П.И.Чайковского, вальсы Ф. Шопена, Д.Шостаковича. Ритмичную маршевую музыку дети воспринимают легко: Марши С.Прокофьева, Д.Шостаковича. Ребята могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе. Песенностью, часто в сочетании с танцевальностью наполнена музыка Мендельсона, Шуберта, Шопена ... .
Также важна продолжительность звучания произведения, т.к. внимание ребенка непродолжительно, неустойчиво, не дожидаться утомления, закончить звучание до этого.
Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма.
утомления, закончить звучание до этого. Главное - не наскучить, идти от желаний ребенка. Выбирается наиболее яркий, образный отрывок, чтоб заинтересовать детей. При повторных прослушиваниях удлиняем продолжительность фрагмента. Важно дать детям почувствовать настроения, переживания, переданные в музыке, их смену, взаимодействие, характерностью ритма. (мажор-минор, темное - светлое, плавное - пульсирующее, высокое - низкое, все что составляет гармонию). Позже заостряется внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы. Когда музыкальное произведение знакомо, дети слушают его без комментариев взрослого, уместно лишь иногда делать краткие замечания по поводу смены характера музыки.
Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого. При активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, выражение глаз, мимика и др.) повышают заинтересованность в слушании музыки у ребенка.
Хорошо использовать для обогащения муз. впечатлений ребенка знакомую музыку в непринужденной обстановке, во время свободной деятельности в группе. Ребенок имеет возможность лишь эпизодически активно ее слушать, "включаться", когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения.
От угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л.Бетховена ("К радости"), раздражение можно снять музыкой И.С.Баха, при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига ("Утро"), некоторые концерты А.Вивальди. К произведениям, улучшающим внимание, помогающие сосредоточиться, относятся "Времена года" П.И.Чайковского,"Лунный свет" К.Дебюсси, "Грезы" Р.Шумана.
Возрастные особенности
Мл. гр.Этап сенсорно-двигательного освоения ребенком окружающей действительности, накопление эмоциональных впечатлений. Цель - пробуждение у детей эмоционального интереса к музыке (часто интуитивного): игра на муз. инструментах, образная музыка в движениях.
Ср. гр. Девиз - "Играя, мы познаем и творим". Цель - вовлечь детей в творческое освоение окружающего мира: Этюды - образные движения под музыку по показу: предметный мир должен предстать перед ребенком в ярком образном звучании, вызывая радость и удивление, как основу заинтересованного отношения к миру.
Ст.гр." Познание мира природы как художники": богатейшая палитра красок, форм, звуков, запахов, вкусовых ощущений. Цель - умение находить природную красоту с художественной точки зрения передавать душу природы, ее характер, настроение, состояние разнообразными художественными средствами (пластическими, певческими, живописными, поэтическими). Явления природы познаются в единстве их внешнего проявления: цвет, форма, линии, фактура, декор, и внутреннего смысла, который делает эти образы одухотворенными, эмоционально выразительными (Песни: "Белая березонька", "Край родной", "Доброта", "Как красиво снег идет..."), ассоциации со сказкой Андерсена "Свинопас - "искусственный цветок, птичка - подмена настоящей души).
Подг.гр. "Познание реального мира и мира фантазий". Цель - развитие творческой фантазии и воображения. Музыкант, как и любой художник, в своем творчестве отталкивается от природы, но изображая мир, преобразует его силой своего воображения (креатив), т.е. переработка видоизменение, переосмысление природных форм приводит к рождению ярких выразительных образов в новой реальности. Решаются задачи интегрирования разных видов худ. деятельности с одной стороны и с другой стороны - использования целого комплекса активных воздействующих средств: визуально - образных, музыкальных, поэтических, театрально-игровых, художественных, что обеспечивает эмоциональное, интеллектуальное, нравственно-духовное развитие детей.
По- моему мнению, образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов :художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех видах художественной деятельности. Можно все это уложить в следующую схему:
1.Знакомство с муз произведением.
2.Личное переживание (проживание)
3.Уподобление образу (кошечка, дерево, цветок, ветер)
4.Осмысление, ведущее к собственным открытиям, созданию новых образов.
Отсюда - акцент на связи внешней формы и внутреннего содержания. Передача образа сначала в движениях, мимике, жестах, а затем, например, в своих рисунках цветом, линией, формой.
Слышим - видим - чувствуем - представляем - творим. (Слышим - видим взаимозависимы). Через любование - к сопереживанию, через сопереживание - к отзывчивости (Б.Неманский)
Рекомендуемые приемы
1.Контрастное сопоставление муз. произведений ( сравнение симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения (картины) в соответствии с предлагаемой музыкой)).
2.Оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, губной оркестр, игра на воображаемых инструментах, дирижирование)
3.Передача характера музыки в движениях (сочинение своего танца на основе комбинирования различных элементов танцевальных и сюжетно-образных движений, где руки - главный показатель творчества).
4. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунке (показ репродукций, ("рисуем с закрытыми глазами движение музыки", "рисуем ощущения мазками» "
5 Обогащение восприятия музыкального произведения посредством использования зрительных, слуховых, обонятельных (аромотерапия - с закрытыми и открытыми глазами), тактильных (выбери ткань по цвету, фактуре на ощупь), вкусовых ощущений ("попробуй музыку на вкус") ("Сладкая греза" Чайковского - клюква в сахаре,"Клоуны" Кабалевского - лимонный мармелад, "Болезнь куклы" - соль...)
6. Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке
7.Выбор атрибутики и использование ее в импровизациях в процессе восприятия музыки.
8. Музыкально - психологические этюды ("Свеча", "Зимний лес", "Музей ледяных фигур")
9.Использование художественного слова для более глубокого восприятия музыки.
По- моему мнению, образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов : художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех
Необходимо поддерживать веру ребенка в свои творческие возможности, сохранить в нем живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения (сочинения стихов часто "белых", песенных образов).
Через красоту и добро слова, музыки, мы доступно и естественно зарождаем в сердце и душе ребенка понимание сложных нравственно - духовных категорий: любовь к Родине, природе, сопереживанию, неравнодушию!
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...
Выступление на общеродительском собрании в детском саду "Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни"
Здоровье детей - это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ1. Самообслуживание-самый необходимый навык для первоклассника.2. Красивое письмо. Думаем об этом уже в детском саду.3. Уровень развития познавательн...
Выступление на общем родительском собрании детского сада «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на общем родительском собрании старших групп. Знакомство родителей с мини проектом "О правах играя", который реализуется в детском саду №12 "Звездный" г. Тамбова...
Выступление по профориентации "Профессия воспитатель детского сада" для учащихся девятых классов
Выступление по профориентации в МАОУ СОШ № 19 «Профессия воспитатель детского сада» для учащихся девятых классов. Цель: популяризация профессии воспитателя детского сада среди учащихс...
Заседание творческой группы. "Обзор литературы". Выступление: "Обзор журналов "Ребенок в детском саду"" (11.08.2022)
Для многих в детстве настоящим праздником был тот день, когда в почтовом ящике появлялся очередной номер «Веселых картинок» или «Мурзилки». Сейчас культура чтения периодических...
Выступление ГМО «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ» Театрализованное представление «В гостях у сказки».
Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению ...