ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
презентация к уроку (подготовительная группа)
Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы актуальности темы исследования 1. Формирование компетентной личности ребенка 2. Реализация новых образовательных стандартов 3. Интеллектуальная подготовка детей к школе, в частности, формирование у них психологической готовности к школе
Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе представляет собой особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.
Психолого – педагогические условия Система требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Личностно-ориентированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста; Формирование мотивационной сферы детей; Использование игры как основной формы обучения при формировании психологической готовности к школе.
Методика Н.И. Гуткиной «Домик» по изучению сформированности психолого – педагогической готовности к школе. Цель: Определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика Н.И. Гуткиной «Домик»
Критерии оценки полученных результатов (баллы): 0 баллов - высокий уровень развития произвольного внимания; 1 - 2 балла - средний уровень развития произвольного внимания; 3 - 4 балла - уровень ниже среднего; более 4 баллов - низкий уровень развития произвольного внимания.
Диаграмма результатов констатирующего этапа эксперимента по методике В.А. Носовой:
Диагностика школьной зрелости Керна-Йирасека. Цель : Определение функциональной готовности к школьному обучению (психомоторной зрелости): развитие тонкой моторной руки и координации зрения и движений руки (т.е. умений, необходимых для овладения письмом), умения подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным заданием; определение в общих чертах интеллектуального развития ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти).
Критерии оценки полученных результатов (баллы): Критерии оценки полученных результатов (баллы): 1 балл – самый высокий уровень развития 2 балла – высокий уровень развития 3 балла – средний уровень развития 4 балла – низкий уровень развития 5 баллов – самый низкий уровень развития
Диаграмма результатов констатирующего этапа эксперимента по диагностике школьной зрелости Керна-Йирасека
Формирующий эксперимент Цель эксперимента: реализация гипотезы исследования, апробация психолого –педагогических условий формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни. Задачи: Создать психолого –педагогические условия психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни. Развивать произвольное внимание, память, мышление, речь, моторику рук. Развивать знания, умения, навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Перспективный план НОД Вид деятельности Программное содержание Методы и приемы обучения 1. Социализация «Беседа о школе» Цель : познакомить детей со школой и школьными принадлежностями. Дать представление о том, кто такой учитель, ученик. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, сравнение, оценка деятельности детей 2. 1) Рисование «Школа» Цель : отразить свои впечатления в рисунке, способствовать в выработки желания учится в школе. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей. 2) Развитие образного мышления "Составь фигуру" Цель : развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана. Показ и объяснение, вопросы к детям, оценка деятельности детей.
3) Индивидуальная работа с детьми по развитию математических умений и навыков Цель: закрепить умение детей в пространственной ориентировке Беседа, объяснение, напоминание, указания, помощь детям, оценка деятельности. 3. 1) Развитие речи «Рассматривание школьных принадлежностей» Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, ее назначением, рассказать и показать, для чего нужен каждый предмет, и как им пользоваться. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей. 2)Математическое развитие «Графический диктант» Цель: развитие произвольной регуляции у ребенка. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей. 3) Сюжетно ролевая игра «Школа» Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным. Игровая ситуация, художественное слово, показ и объяснение, оценка деятельности детей.
4. 1) Математическое развитие «Логические задачи» Цель: закреплять умение анализировать, сравнивать, выполнять мыслительные операции. Показ и объяснение, вопросы к детям, оценка деятельности детей. 2) Развитие речи «Рассматривание картины «Школа» Цель: развитие воображения, мышления, связной речи. Умения задавать и отвечать на вопросы воспитателя и сверстников. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей. 3) Сюжетно - ролевая игра «Перемена» Цель: научить детей правильно вести себя на перемене в школе. Игровая ситуация, художественное слово, показ и объяснение, оценка деятельности детей. 5. 1) Социализация «Один день из жизни школьника» Цель: закреплять умение составлять длинные предложения. Отвечать полным предложением. Умение красочно передавать сюжет рассказа. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей.
2) Рисование «Я – ученик» Цель: закреплять умение передавать особенности школьника, школьную атрибутику. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей. 3) Дидактическая игра «Собери портфель» Цель: закреплять знания детей о назначении школьных предметов. Показ и объяснение, вопросы к детям, художественное слово, оценка деятельности детей.
Диаграмма результатов формирующего этапа эксперимента по методике Н. И. Гуткиной
Диаграмма результатов формирующего этапа эксперимента по диагностике школьной зрелости Керна-Йирасека
Самостоятельная и совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями. игры и упражнения: Игра «Да и нет» Цель: закреплять умение действовать по правилам. Игра «Сапожки» Цель: развивать умение действовать по незнакомым правилам. Игра: «Последовательность событий» Цель: исследование развития, речи и способность к обобщению.
Игра «Звуковые прятки» Цель: проверка фонематического слуха. Игра «Съедобное – несъедобное», «Зеркало», «Тир» Цель: развитие общей координации и точности движений. Игра «Почини игрушку» Цель: развитие образного мышления, стимулирует творческие способности. Разучивание стихов Цель: развитие памяти.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Ребёнок и окружающий мир (ОО «Познавательное развитие») Тема: «Птицы- наши друзья!»
Конспект приурочен к экологической акции -"Помоги птицам зимой!"...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по выдуманным планетам!»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группедетей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по вы...
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
Формирование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста. Понятие "психологическая готовность" , компоненты психологической готовности...
Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"
Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....