Проект "Азбука здоровья" для подготовительной группы детского сада
проект (подготовительная группа) на тему
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_proekt.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Азбука здоровья».
Продолжительность проекта: короткосрочный, с 1 января по 14 марта.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Участники проекта: дети (подготовительная группа), воспитатели группы, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Проблема:
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная физическая активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель: формирование у детей дошкольного возраста понимания потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.
Задачи: Для детей:
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Дать представление о том, из каких компонентов складывается здоровье, способах его укрепления.
- Обогащать представление детей о витаминах, их роли в жизни человека.
- Повысить интерес к физкультуре и спорту.
Теоретические основы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью бытия.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Организация образовательной деятельности
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует несколько эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые используются в ДОУ.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Рассмотрим подробнее основные цели, которые ставят перед собой современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.
Цели здоровьесберегающих технологий в детском саду
- Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на высоком уровне.
- Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
- Формирование умения поддерживать свое здоровье.
- Поддержание связи с родителями в работе валеологической направленности.
- Просвещение взрослых в плане культуры здоровья.
Вывод
Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе. Технологии здоровьесбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка.
Проектное планирование по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе.
Наименование тем | Задачи | Содержание |
Январь «Что такое здоровье?» | • Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье” • Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. • Объяснить детям понятие “Режим” • Воспитывать необходимость соблюдения режима дня. • Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей. • Воспитывать навыки гигиены. • Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах. • Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться. • Воспитывать ответственность за своё здоровье • Закреплять знания детей о правильном питании и ценных продуктах. • Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов. | Познавательное занятие. Тема: “Что такое здоровье? ” Познавательная беседа “Режим дня” Тема: “Гигиена - залог здоровья! ” Познавательное занятие. Тема: “Твоё питание - твоё здоровье” Выставка рисунков “Весёлый натюрморт” Сюжетно – ролевые игры: «Аптека», «Кукла заболела». Дидактические игры: «Органы чувств». «Пищевое лото»; «Полезные и вредные продукты»; «Я начну, а ты продолжи», «Советы Мойдодыра». Подвижные игры: «Заря – заряница». «Караси и щука». «Космонавты». «Мы веселые ребята». «Мы по Африке гуляем». Пальчиковые игры: «В нашей избушке» «Где твой дом» «Жили, были зайчики» «Вдоль по реченьке» |
Февраль «Мой организм» | • Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека. • Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям. • Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева. • Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде. • Закрепить ранее полученные представления о значение скелета и других органов для жизнедеятельности человека. • Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для развития мускулатуры. • Рассказать детям о значимости и важности воды для организма. • Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды в пищу. • Расширять знания детей о различных состояниях воды. • Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. • Систематизировать полученные ранее знания детей о воде. • Воспитывать познавательный интерес. • Показать родителям значение воды для своевременного физического развития детей. | Познавательное занятие Тема “Как устроено тело человека” Познавательная беседа. Тема: “Одежда и здоровье” Спортивный досуг “Знай своё тело” Познавательное занятие. Тема: “Живительные силы” Экспериментальная деятельность: Тема: “Превращения воды” Совместная деятельность. Тема: Коллаж “В чём содержится вода”. Консультация для родителей “Поговорим о воде” Дидактические игры: «Органы чувств». «Внутренние органы человека». «Сложи человека из геометрических фигур»; «Строение человека»; Подвижные игры: «Горелки». «Бездомный заяц». «Волк во рву». «Два мороза». Пальчиковые игры: «Сел на ветку снегирек» «Улитка, улитка» « Как у нашего кота» Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», |
Март «Витамины» «О самом главном» итоговое занятие | • Познакомить детей с происхождением слова “витамин”. • Дать понятие об основных витаминах (“А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”) • Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. • Развивать умение применять знания в новых условиях. • Воспитывать творческие способности. • Рассказать детям о значимости и важности «витаминного огорода» для организма. • Воспитывать познавательный интерес к выращиванию витаминных растений. • Познакомить детей с витамином А. • Дать представление о том, в каких продуктах содержание витамина А наиболее высоко и как он положительно влияет на организм. | Познавательное занятие Тема: “Вита - значит, жизнь” Речь и речевое общение. Изготовление книг самоделок Тема: “Вкусные истории в стране витаминов” (составление книги рецептов). Экологическая работа «Огород на окне» Познавательная беседа Тема: “Что необходимо для роста и зрения? ” Совместное творчество: «Мы здоровью скажем «Да». Дидактические игры: «Полезные и вредные продукты»; «Узнай по запаху», «Расскажу, но не покажу» Подвижные игры: «Мы веселые ребята». «Мы по Африке гуляем». Пальчиковые игры: «Жили, были зайчики» «Вдоль по реченьке» |
Взаимодействие с родителями.
• Анкетирование: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». •Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков и поделок «Мы здоровью скажем «Да». • Фотовыставка «В семье растет спортсмен». • Консультации: «Воспитание здорового ребёнка». «Игры, которые лечат». «Бережем свое здоровье или правило доктора Неболейко». «О естественном закаливании». «Здоровье всему голова». «Здоровье детей и взаимоотношение родителей». «Соблюдаем режим дня». «Движение – это жизнь дошкольника». «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников». «Правило первой помощи». «Упражнение и игры для детей при плоскостопии». «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». «Если хочешь быть здоровым» (советы в стихах и картинках); • рекомендации, памятки. • Оформление папки «Лекарственные растения родного края». • Папки – передвижки: «Здоровый образ жизни семьи», «Безопасность дорожного движения», «Режим дня в детском саду». • Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
Полученный результат
Качественная реализация проекта, позволила сформировать у детей следующие представления: • что такое здоровье и как его сберечь; что такое витамины; • о своих органах, их работе и значении; • что такое режим, гигиена и закаливание; • о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье; • о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они; • что полезно для моего организма; • как работает наш главный орган; • что такое микробы и вирусы; • какие бывают болезни, что их вызывает; • как предупреждать болезни; • что такое аптека, для чего она нужна; • лекарственные растения;
Список литературы.
1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2004. - №17 – 24.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ) 3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми)
4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника). 5. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 6.Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М.Сивцова //Методист. – 2007.-№2. 7.Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни/С.Б. Шарманова //Управление ДОУ.-2006.-№4. 8. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007. 9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).
Приложение к проекту «Азбука здоровья»
Составление описательного рассказа по картине: «Зимние забавы» Цель: Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».
Задачи:
Учить детей правильному построению рассказа-повествования с опорой на сюжетную картину; Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа предложного падежа;
Учить работать с деформированным предложением; Расширять и обогащать словарь детей по теме «Зимние забавы и развлечения детей»; Развивать связную монологическую речь детей;
Развивать словесно-логическое мышление; Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: Картина «Зимние забавы», карточки №1 и №2 для каждого ребенка, картинки.
Ход
I. Организационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! (дети стоят на ковре). Начинаем наше занятие. Садитесь.
II. Вводная беседа.
В: Послушайте стихотворение:
Как на горке, на горе.
На широком, на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух! Захватывает Дух!
В.: О чём это стихотворение?
Д.: Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой.
В.: В какое время года можно кататься с горы?
Д.: Кататься с горы можно зимой.
В.: В какие игры вы любите играть зимой?
Д.: Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках.
III. Рассматривание картины.
В.: Рассмотрите картинку.
Какое время года изображено?
Д.: На картинке изображена зима.
В.: Какой стоит день?
Д.: День стоит ясный, зимний, морозный, холодный
В.: Кто изображен на картине?
Д.: На картинке изображены дети.
В.: Что делают дети? Расскажите.
Д.: Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки
В: Как вы думаете, какое настроение у детей?
Д.: Настроение у детей веселое, задорное, радостное.
В: А как это изобразил художник?
Д.: Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе.
IV. Постановка учебной задачи.
В.: Итак, сегодня мы будем составлять рассказ по этой картине.
Он будет называться «Зимние забавы».
В.: Что такое забавы? Как сказать по- другому?
Д.: Игры, развлечения.
V. Составление повествовательного рассказа.
В.: Как вы думаете, как надо начать рассказ?
Дети предлагают свои версии.
В.: А теперь возьмите карточку №1 (раздает каждому) и прочитайте предложения, которыми можно начать рассказ.
Дети читают вслух по предложению.
Карточка 1.
Зимним утром выглянуло солнце.
Наступили зимние каникулы.
Весь январь стояли лютые морозы.
Ночью выпал пушистый снег.
В.: Что значит «лютые морозы»?
Д.: «Лютые морозы» — значит очень сильные.
В.: Какое предложение не подходит для начала этого рассказа?
Д.: «Весь январь стояли лютые морозы».
В: Почему?
Д.: Потому что дети вышли играть во двор. Значит, на улице было не очень холодно.
В.: Вычеркните его. Выберите из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ.
Д.: «Наступили зимние каникулы».
В.: Поставьте цифру 1 около этого предложения. Какое будет второе предложение по смыслу?
Д.: «Ночью выпал пушистый снег».
В: Поставьте цифру 2 около этого предложения. Назовите третье предложение.
Д.: «Зимним утром выглянуло солнце».
В: Поставьте цифру 3 около этого предложения. Прочитайте их в правильном порядке (дети читают предложения в нужном порядке).
Отложите карточку.
VI. Физкультминутка.
В.: А сейчас все встаньте. Повторяем за мной только движения.
«Зимние забавы».
Мы бежим с тобой на лыжах,
(Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.
(Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах!
(Приседают.)
А потом снежки лепили,
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили,
(Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали
(Приседают.)
И домой мы побежали.
(Бегут на месте)
VII. Составление повествовательного рассказа (Продолжение).
В: Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать дальше?
Д.: Нужно рассказать о том, что делают дети.
В: (воспитатель показывает карточку со словами: вышли во ребята днем двор). Прочитайте слова, которые написаны.
В.: Можно ли их назвать предложением? Почему?
Д.: Это не предложение, так как слова стоят в неправильном порядке, начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак,
В.: Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
Д.: Чтобы получилось предложение, нужно поменять слова местами.
В.: Назовите первое слово, второе…
(Дети называют правильное предложение: днем ребята вышли во двор). Показываю карточку.
В: А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. Нам помогут картинки.
В: Составьте предложение к первой картинке.
Д.: Ваня и Миша играют в снежки.
В.: (на картинке подписаны имена). Запомните это предложение.
В.: Составьте предложение ко второй картинке
Д.: Настя и Аня лепят снеговика.
В.: (на картинке подписаны имена). Запомните это предложение.
В: Составьте предложение к третьей картинке.
Д.: Поля катается на коньках.
В.: Запомните это предложение.
В: Составьте предложение по четвёртой картинке.
Д.: Коля катается на лыжах.
В.: (на картинке подписано имя). Запомните это предложение.
В: Составьте предложение по пятой картинке.
Д.: Вика катается с горы на санках.
В.: Запомните это предложение.
В.: Внимание, я сейчас повторю предложения, которые мы составили по трём последним картинкам. А вы послушайте и скажите, какое слово повторяется во всех трех предложениях.
«Поля катается на коньках. Коля катается на лыжах. Вика катается на санках»
Д.: Во всех трех предложениях повторяется слово - катается.
В: Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в рассказе, заменим его другими словами (картинка). Прочитайте слова.
Д.: идёт, едет с горы, скользит по льду.
В.: Про кого из этих детей можно сказать «идёт» (картинки на доске)?
Д.: Коля идёт на лыжах.
В: Про кого из детей можно сказать «едет с горы»?
Д.: Вика едет с горы на санках.
В: Про кого можно сказать «скользит по льду»?
Д.: Поля скользит по льду на коньках.
В: Расскажите, какие предложения мы составили по этим трем картинкам.
Д.: Перечисляют 3 предложения.
В: Сколько всего предложений мы составили по картинкам?
Д.: Мы составили пять предложений.
В: Как вы думаете, как надо закончить наш рассказ?
Д.: Надо рассказать о настроении детей.
В.: (раздает каждому карточку №2).
Прочитайте предложения на карточке №2.
Карточка 2.
Весело ребятам зимой.
Весело ребятам зимой?
Весело ребятам зимой!
В: Чем отличаются эти предложения?
Д.: В конце предложений стоят разные знаки. Предложения отличаются интонацией.
В.: Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение.
Прочитайте теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)
Дети читают предложения с разной интонацией.
В: А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ.
Д.: Весело ребятам зимой!
В: Почему подходит именно это предложение?
Д.: Это предложение передаёт радость детей.
VII. Повторное рассказывание с опорой на картинный материал.
В.: Мы с вами составили рассказ. Нам в этом помогли карточки картинки. Перескажите его полностью (спрашиваю несколько детей).
В: Удалось ли передать содержание картины? Дети отвечают.
VIII. Подведение итога.
В.: Чему мы сегодня учились?
Д.: Учились составлять рассказ по картине.
В.: О чём мы составили рассказ?
Д.: Мы составили рассказ о зимних забавах детей.
В.: Молодцы.
НОД «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Цель: оздоровление детей и создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым.
Задачи:
- познакомить детей с тем, что такое здоровье, и почему его следует беречь
- дать представление о том, из каких компонентов складывается здоровье.
- учить детей вести здоровый образ жизни;
- отрабатывать понимание значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни;
- развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;
- координировать речь детей;
- воспитание культуры здоровья дошкольников, становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Оборудование: солнце, лучи - способы укрепления здоровья, корзина здоровья с предметами (расческа, зубная щетка, мыло, полотенце); стакан с водой, прозрачная бутылочка, коктейльные трубочки, одежда для врача, карточки «Продукты питания», перфокарта и фишки красного и зеленого цвета; солнышко для каждого ребенка.
Предварительная работа
Беседы с детьми по темам: «Что такое здоровье?», «Значение режима в жизни человека?», «Здоровье дороже золота»,
Беседа – размышление «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Чистота залог здоровья». Описательные рассказы «Мое самочувствие». Сравнительно-описательный рассказ «Больной – здоровый».
Толкование пословиц о здоровье.
Исследовательская деятельность: «Значение воздуха для организма», «Свойства воды», сравнение чистых и грязных рук, состояние детей после сна, прогулки и приема пищи.
Развивающие игры: - «Разрезные картинки», «Путаница».
Дидактическая игра: «Найди отличия», « Режимные моменты», «Узнай вид спорта».
Чтение художественной литературы.
К.И. Чуковский - «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»;
В. Маяковский - «Что такое хорошо, что такое плохо?»;
А. Барто - «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой ходим парой»;
А. Усачев - «Футбольный мяч;
Ход НОД
Организационный момент.
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Основная часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Дети говорят «Здравствуйте») Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте». Это значит – здоровье желаю. - А кто из вас может объяснить, что такое здоровье? (Ответы детей.) - Я хочу рассказать вам одну древнюю легенду «Где хранится здоровье?». (Звучит спокойная музыка) «Давным-давно на горе Олимп жили боги, стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: « Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать - решать,- куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано в каждом из нас. Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – К. Г. Н. Вы знаете, что такое гигиена? Гигиена – это сохранение своего тела в чистоте. А вот как его сохранить в чистоте, мы с вами узнаем, отгадав загадки.
Корзина здоровья.
Воспитатель:
В этой корзине наши друзья!
Свой день начинать, без них нам нельзя.
Они всегда нам рады служить,
Но их ни кому нельзя одолжить.
Иметь должен каждый индивидуально,
Иначе здоровье сберечь не реально.
Дети отгадывают загадки и перечисляют предметы личной гигиены.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Целых двадцать зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Воспитатель: Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.
Воспитатель: Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).
Воспитатель: Что за невидимка сидел в бутылке?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Правильно, дети.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Воспитатель: В каждом из нас есть воздух. Давайте проверим, так ли это. Подойдите к столу, возьмите коктейльные трубочки, опустите в воду и подуйте. Что вы видите? Почему образуются пузырьки?
Где в организме человека находится воздух? Почему мы не сможем долго быть без воздуха? (Суждение детей).
Воспитатель: Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем».
А зачем же нам с вами воздух? (дышать) А каким воздухом лучше дышать? (чистым) А где у нас чистый воздух? (в лесу, в парке) Поэтому нужно как можно больше гулять на свежем воздухе, особенно в лесу.
– А ещё, чтобы наше дыхание было правильным, чтобы организм обогатился кислородом, нужно делать дыхательную гимнастику.
«Любимый носик».
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Погладь свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5раз) .
2. Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
3. Сделай вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза)
3-ий лучик нашего здоровья это – СПОРТ (прикрепить лучик к диску солнца)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что главную роль в борьбе с простудой играет физкультура, игры на свежем воздухе. Кто регулярно занимается зарядкой, играет в подвижные игры – всегда здоров и весел. Давайте покажем пантомиму «Мы спортсмены». Я называю вид спорта, а вы изображаете действия:
«Пантомима».
№ п/п | Деятельность детей. |
1. | Бокс |
2. | Отбивание мяча |
3. | Штангист |
5. | Прыжки на скакалке |
5. | Крутим обруч |
6. | Оздоровительный бег |
7. | Плавание |
Воспитатель: Ребята, а какие ещё виды спорта вы знаете? (ответы детей).
-А пословицы о спорте вы знаете? (ответы детей).
«Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается»,
«От спорта польза будет, здоровье всем прибудет!»,
Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать»,
«Кто со спортом дружен – врач тому не нужен».
Воспитатель:
В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Очень важен спорт для всех.
Он – здоровье и успех.
Воспитатель: 4-й лучик нашего здоровья ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Чтоб здоровыми остаться,
Нужно правильно питаться.
Пищей сладкой шоколадной
Ты не увлекайся.
Очень кислого, соленного
Ты остерегайся.
Только овощи и фрукты,
Очень вкусные продукты.
Воспитатель: давайте поиграем с вами в словесную игру, я знаю, что вы знаете о полезной еде. Я зачитываю четверостишие о продуктах. Если они полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно».
Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. (Читаю четверостишие)
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок (правильно)
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис (молчат)
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград. ( правильно)
4. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно).
5. Пополни кальций свой дружок, съешь на полдник творожок (правильно).
6. Если ты не хочешь супа, поступаешь очень глупо (правильно).
7. Меньше ешь плохих продуктов, больше кушай свежих фруктов (правильно).
8. Будешь с чипсами дружить, силачом тебе не быть (правильно) 9.Чтобы детям развиваться, нужно правильно питаться! (правильно).
Стук в дверь, заходит доктор Айболит.
Доктор: Здравствуйте, дети, вы меня узнали?
Дети: Да.
Доктор: Кто я?
(ответы детей)
Доктор: Никогда не унываю, и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, Б, С. А вы что знаете о витаминах? Ответы детей.
Витамин А – очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке (выставляю рисунки продуктов).
Витамин В - помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе.
Витамин С – укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.
Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими. Его много в молоке, яйцах. Доктор: Спасибо, ребята, о витаминах вы знаете. А у меня для вас есть ещё задание: выберите из этих продуктов полезные.
Игра «Полезные продукты»
Воспитатель: Ребята запомните народную мудрость:
- «Не всякая еда нужна для живота».
Открываю 5-й лучик (Модель часов)
Воспитатель: Ну а здесь совет, каков,
Вижу я модель часов?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей) Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна. Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей) Воспитатель: Режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители: папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня. Ребёнок:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает каждая семья,
Должен быть режим у дня.
Воспитатель: Все мы о режиме знаем, его охотно соблюдаем!
Мы знаем правил много,
Мы учим с детства их,
Зачем должны мы помнить,
О правилах таких?
Упражнение «Правила мы знаем и их мы применяем».
Работа по перфокарте в паре. Красной фишкой дети отмечают, что делать запрещено, а зеленой, что разрешено.
Прочные знания вы показали. И о здоровье мне все рассказали, Важно, мало правила знать, Главное, следует их выполнять!
Воспитатель: посмотрите, солнышко улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. Я вам подарю каждому ваше солнышко, чтобы вы всегда помнили, из чего складывается наше здоровье. Берегите его!
Доктор: За такие знания вам полагается приз «Витамины».
Рефлексивный компонент (ответная реакция детей)
Сегодня мы с вами говорили о здоровье. Вам понравилось это делать?
Мы обязательно ещё продолжим это интересное и полезное дело.
НОД «ВИТАМИНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ»
Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Задачи:
- учить детей различать витаминосодержащие продукты;
- Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
- рассказать детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
- помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
- воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка иллюстраций; рабочих листов.
Материал: картинки с изображением полезных и вредных продуктов, цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.
Ход НОД:
— Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси-колу. Но, к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».
— Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.
— Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)
— Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)
— Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)
— Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами? (Ответы детей)
— Ребята, помочь сохранить здоровье и не заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающимся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
— Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?
— Ребята, что вы знаете о витаминах?
— Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все-таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправиться.
Послушайте, какое стихотворение я знаю о витаминах.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С
— Как вы думаете, что будет с человеком, который питается одними сладостями? (Ответы детей)
— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.
— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.
— Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу — чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.
Послушайте стихотворение о пользе витаминов, которое подготовили для вас ребята.
Витамин А
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный — надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней — лучше жить!
Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:
Что полезнее жевать — репку или жвачку?
Воспитатель:— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.
— Прослушав эти стихи, мы можем сказать, в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д.
Витамин А содержится в таких продуктах питания, как свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.
Витамин В — рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина, крабы, моллюски.
Витамин С — черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамин Д — рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.
Физкультминутка.
Сделаем разминку
Держим ровно спинку
Голову назад, вперед
Вправо, влево поворот
Руки вверх поднять прямые
Вот высокие какие
Еще выше поднимитесь,
Вправо, влево повернитесь.
Этим славным упражнением
Поднимаем настроение
Дальше будем приседать
Дружно сесть и дружно встать
Прыгать нам совсем не лень
Словно мячик целый день.
Работа с рабочими листами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на листочках с правой стороны нарисованы различные продукты. Перечислите какие? (Ответы детей).
А с левой стороны написаны витамины А, В, С, Д. проведите дорожку от каждой буквы к нужному продукту. И вы узнаете, какие витамины содержатся в продуктах. От буквы С — красным карандашом, от буквы А — синим карандашом, от буквы Д — зелёным карандашом, от буквы В — оранжевым карандашом.
Итак, какой витамин содержится в морковке? Рыбе? Сливочном масле? Капусте? Апельсинах? Сыре? Рыбьем жире? Чёрной смородине (Ответы детей).
Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.
Дети рисуют продукты.
Итог: — Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей)
— Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.
Аппликация "Овощи на столе"
Цель: учить, более точно передавать форму, строение, окраску предметов. Задачи: закреплять умение детей вырезать предметы путем складывания заготовки пополам; располагать вырезанные элементы на основе, подбирая их по цвету, величине; продолжать знакомить детей с понятием “витамины”; сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться; воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Демонстрационный материал: письмо из Простоквашино; корзина, муляжи овощей; картинки витаминов, полезных продуктов; промышленные витамины;
Раздаточный материал: Заготовки цветной бумаги, клей, ножницы, салфетка, подставка для кисточки, простой карандаш.
Для сюрпризного момента: кусочки нарезанных овощей и фруктов.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- Ребята! Я очень рада видеть вас всех такими здоровыми и красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?
III. Беседа о витаминах.
- Сегодня в нашу группу принесли письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика. У них случилась беда. Заболел Дядя Фёдор.
Послушайте, что пишут Матроскин и Шарик.
Письмо:
Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки. Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь. Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как Дядю Фёдора вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.
- Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Дядю Фёдора?
(выслушать ответы детей)
- Я знаю, что нам поможет вылечить Дядю Фёдора. Это витамины! (открыть доску с изображением витаминов).
- А кто знает, что такое витамины?
- Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие - глазам хорошо видеть, третьи – помогают работать нашему сердцу, мозгу. А есть витамины, которые защищают нас от болезней.
- Где живут витамины? В продуктах питания. (Прикрепить к доске картинку с продуктами).
- Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт. А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?
- А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витамины – таблетки продаются в аптеках. (Показать).
- Особенно богаты витаминами овощи и фрукты
- Назовите овощи и фрукты, которые вы знаете и любите.
- Ребята, я для вас приготовила разноцветные "разносы”. На них нужно разложить овощи, обращая внимание на цвет разносов и окраску овощей. Какие овощи вы положите на зеленый разнос? На красный? На желтый? Все разносы должны быть с овощами.
Игра "Овощная радуга”
- Ну и, конечно же, нашим ребятам здоровыми, ловкими и сильными помогает оставаться физкультура.
IV. Физкультминутка.
Пейте все томатный сок, | И.п. О.с. |
Раз, два, три, четыре, | Ходьба на месте |
Кушайте морковку! | И.п. О.с. |
Раз, два, три, четыре, | Руки к плечам, руки вверх. |
Все ребята будете | И.п. О.с., руки на пояс |
Раз, два, три, четыре | наклоны в сторону |
Крепкими и ловкими | И.п. О.с. руки на пояс |
Грипп, ангину, скарлатину | И.п. О.с. руки на пояс |
Раз, два, три, четыре, | прыжки |
Все прогонят витамины! | И.п. О.с. |
Раз, два, три, четыре, | ходьба на месте. |
V. Аппликация.
- Как же нам ответить Матроскину и Шарику, ведь мы еще не умеем писать?
Предлагаю отправить в Простоквашино блюдо с овощами, которое мы сделаем сами.
1.Вырезывание блюда из бумаги сложенной пополам, ( карандашом рисуем форму блюда, вырезаем по контуру).
2.Вырезывание из заготовок цветной бумаги овощей .
3 .Наклеиваем блюдо так, чтобы получился карман (намазываем клеем только края блюда). 4. Овощи вставляем в карман.
VI. Итог.
- Если Дядя Фёдор будет употреблять витаминные продукты, то он обязательно быстро поправится. - Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всего и почему?
Игра "Узнай на вкус”
Участникам игры завязывают глаза, а затем дают попробовать кусочки разных овощей: свежий помидор, соленый огурчик, вареную свеклу, картошку, горошек. Ребята должны узнать, что за овощ им дали.
РИСОВАНИЕ «НАТЮРМОРТ «ФРУКТЫ»
Цель:
Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
Задачи:
Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.
Закрепить умение определять форму, цвет предметов.
Активизировать словарь детей: натюрморт, разделяющая линия.
Развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин. Воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа:
Рассматривание картин различных художников, уточнение знаний о технике рисования.
Демонстрационный материал:
Картины: Е.В.Зуев «Дары леса», П.П.Кончаловский «Яблоки на столе у печи», Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка».
Предметы для составления композиции (ваза, муляжи фруктов,); мольберт; Раздаточный: листы бумаги, акварельные краски, гуашь, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного, удивительного.
Проходите, пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети).
- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал?
Дети: - Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.
Воспитатель: - Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.
- Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.
Воспитатель: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка». О чем же эта картина?
Дети: - О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир.
Воспитатель: Пётр Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт.
Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Воспитатель читает стихотворение:
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко. Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
- А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
В художников превратись.
- Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи.
- Выбрали? (Да). Теперь составим композицию. Расположите её на столе, покрытом тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого, светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?
Дети: - Разделяющая линия.
Воспитатель: - Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы (дети составляют композицию).
Воспитатель:- Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт. Проходите, садитесь за столы.
- Перед вами листы бумаги.
- Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.
- Какой формы ваза (или другой выбранный предмет)? Какого цвета ваза? Как расположена ваза, относительно разделяющей линии, относительно других предметов? (Ответы детей)
Остальные предметы описываются аналогично.
Воспитатель: - Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы? (Да)
Воспитатель: - Но сначала, давайте сделаем гимнастику для пальчиков:
Наши пальцы разомнем,
Наши пальчики встряхнем
Рисовать сейчас начнем.
Ноги вместе, ноги врозь
Заколачиваем гвоздь.
Воспитатель: ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.
Дети приступают к написанию натюрморта.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Воспитатель: кто закончил, выставляйте свои картины на выставку. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт)
- Как можно назвать натюрморт? На каком натюрморте юному художнику удалось точно изобразить форму, цвет, место расположения предметов? (Ответы детей).
- Молодцы! Натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными юными художниками. Произнесём волшебные слова и из художников превратимся в ребят:
Влево вправо повернись
В ребят превратись.
Воспитатель: - Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)
- Что вы научились составлять из предметов? (Композицию)
- Что написал каждый из вас? (Натюрморт).
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?
- Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
Цель:
Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек). (Для лучшего запоминания использовать художественное слово).
-Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому что принимаю Витамины А, Б, С.
-Очень важно спозаранку, есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам.
И не только по утрам.
- Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
-От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы хлопаете в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, вы стоите тихо.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен будь как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок). Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот залезет - и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание.
- Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным,
Постой-ка, у тебя горячий лоб,
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и делаем вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды)
- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки?
Отсюда вывод:
Нельзя:
- пробовать все подряд
- есть и пить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками
- давать кусать
- гладить животных во время еды
Потешки при умывании к проекту «Азбука здоровья! »
*** Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
*** Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю , с ухмылкою:
Если грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.
*** Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
*** Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
*** Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся, грязь смывайся,
Грязь смывайся!
*** От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Петя умывается,
Солнцу улыбается!
** Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку,
Лейся понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Лейся посмелей,
Катя умывайся веселей.
Загадки о спорте и видах спорта
Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!
То выше, то ниже,
То низом, то вскачь.
Кто он, догадался?
Резиновый. (Мяч)
Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это. (Мяч)
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил: -
Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто.
Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я. (Гантели)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети. (Стадион)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи - то. (Лыжи)
На белом просторе
Две ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые да точки. (Лыжня)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник)
Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети? (Лыжи)
Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется… (Сноуборд)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие. (Коньки)
Палка в виде запятой
Гонит шайбу пред собой. (Клюшка)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: "шайбу! ", "мимо! ", "бей!
- Там идёт игра
. (Хоккей)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть.
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! (Велосипед)
Ранним утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ – Это мой. (Велосипед)
Эстафета нелегка.
Жду команду для рывка. (Старт)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
Пословицы и поговорки о спорте и о здоровом образе жизни
Закаляй свое тело с пользой для дела.
- Холода не бойся, сам по пояс мойся.
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
- Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
-И смекалка нужна, и закалка важна.
- В здоровом теле здоровый дух.
- Паруса да снасти у спортсмена во власти.
- Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
- Крепок телом – богат и делом.
- Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
- Пешком ходить — долго жить. - Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
- Бег полезен и игра, Занимайся детвора!
-Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься
-От занятий физкультурой, будет стройная фигура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Осенний праздник «Прогулка по Летнему саду» для старшей и подготовительной групп детского сада.
Праздник создавался в рамках годового проекта по изучению родного города. Предполагает показ слайдов....
Конспект НОД по ОБЖ и здоровьесбережению в подготовительной группе детского сада НОД в подготовительной группе по ЗОЖ «Страну здоровья
Цели: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....
Фрагмент из сценария для подготовительной группы детского сада Выпускной в детском саду.
Выпускной праздник детского сада....
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему « Выполнение целевых ориентиров на конец года в подготовительной группе».
Актуализация знаний родителей по проблеме готовности к школе....