Конспект совместной образовательной деятельности"Музыкальная лаборатория"
план-конспект занятия (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Музыкальная лаборатория
Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать – и я пойму…
(Китайская пословица)
Цель: Продолжать формировать представление детей о музыкальных и немузыкальных звуках. Дать понятие бумажные звуки.
Задачи:
- совершенствовать навыки детей в музыкально-познавательной и творческой деятельности.
- активизировать речь детей.
- развивать мышление, внимание, интерес.
- развивать интеллектуальные и творческие способности.
- побуждать детей к элементарному музицированию.
ХОД:
Дети входят в музыкальный зал, который разбит на несколько зон. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Муз.руководитель: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
М.р.: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
М.Р.: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (дети шлепают по коленям)
М.р.: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М.р.: Ребята, наше музыкальное занятие сегодня необычное, мы находимся с вами в лаборатории. А что это за лаборатория, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Что же это?
Дети: Звуки!
М.р.: Правильно! Это звуки. Давайте вспомним. Что наш мир звуков, который нас окружает, очень разнообразный. И что все наши звуки делятся на: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Ответы детей: музыкальные и не музыкальные.
- музыкальные (из музыкальных звуков складываются мелодии, которые мы слушаем, поем, играем на музыкальных инструментах).
- не музыкальные (шумовые) звуки (их мы можем слышать в шуме ветра, моря, в звоне капели, стрекотании кузнечиков и т.д.)
М.р.: Итак, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию звуков. И провести в ней несколько экспериментов. Вы согласны?
Дети: Да!
М.р.: Итак, наш первый эксперимент, будет называться
«Послушай и отгадай!»
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим. Можно ли это выражение применить ко всем вам?
Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит (стеклянный стакан, крышки от кастрюли, деревянные кубики, шуршание бумагой, переливание воды).
Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются.
Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду.
Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза (в природе).
Часы, телефон, пылесос, чайник (в доме).
Самолет, салют, карусель, церковь (на улице).
Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаем поиграть.
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» (С.А. Коротаевой)
Листочки на ветках шуршали (ш-ш-ш – тихим голосом)
Капельки в гости звали,
Капельки к ним прилетели
И звонкую песню запели. (кап-кап-кап – нисходящим звуком)
От звонка проснулся ветер (у-у-у – с восходящим звуком, можно помочь себе рукой)
И разбудил всех на свете.
Кошку и с ней котенка (Мур-мур – в разных регистрах)
Спавшего в люльке ребенка (уа-уа-уа),
Болотных зеленых лягушек (ква-ква-ква)
И даже ворчливых старушек (бу-бу-бу),
Злую собаку (гав-гав-гав),
Назойливых мух (з-з-з).
Вскоре проснулся петух (ку-ка-ре-ку),
Звонко пропел он.
И заблестела роса на лугу (о-о-о – точечно, отрывисто, на любых высоких звуках),
Солнышко тоже проснулось и ласково всем улыбнулось. (все запели звук «А», каждый на своей высоте звука).
Эксперимент №2 «Звуки разные нужны, звуки разные важны».
М.р.: Ребята, до того, как мы начнем второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках – стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех - Звуки. Самая любимая игра у братцев была «прятки». Рядом с братцами жил сосед – Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил познакомиться со своими соседями. Подошел к одному домику – стаканчику и постучал. Послышался звук. Дети, какой он?
Дети: Пластмассовый.
Ну, что ж, подошел он к следующему стаканчику – домику, постучал в него. Раздался звук. Какой он, ребята?
Дети: Металлический.
(Те же самые действия повторяются со стаканчиками стеклянным и деревянным).
А теперь, ребята, для вас задание:
1.Найдите в помещении звуки деревянные (деревянные ложки, клавесины, кубики, палочки…).
а) Определите, какие свойства у деревянного звука? (сухой, теплый)
2. Найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать металлические звуки (связка ключей, дверные ручки, ножки стульев и т.д.)
А) Определите свойства звука (яркий, призывный)
3. Стеклянные звуки (стаканы, стеклышки и т.д.)
А) Свойства у этих звуков – они нежные, прозрачные, чистые и тонкие.
М.р.: Ребята, у меня для вас загадка.
Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой.
Ответы детей…
М.р.: Правильно, ребята, это бумага.
И сейчас для вас игра «Чудо мешочки»
Атрибуты: в мешочках спрятаны кусочки бумаги (салфетки, обои, туалетная бумага, журналы, картон, тетради и т.д.)
Ход игры: Дети, не глядя, на ощупь, определяют, какая это бумага (её разновидность) спрятана в мешочке, называют её, а потом показывают всем ребятам.
М.р.: Ребята, вы назвали множество видов бумаги, которая встречается у нас с вами в повседневной жизни, а как же можно из бумаги получить звуки?
Итак, эксперимент под названием «Бумажные звуки»
М.р.: Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
(Дети предлагают варианты, как можно извлечь звук из бумаги)
М.р.: Давайте возьмем кусочек бумаги со стола и будем выполнять движения (пошуршим, постучим, потрясем, а потом ее порвем).
М.р.: Что услышали?
Дети: Бумага шуршит, скрипит. Она может издавать звуки.
М.р.: А еще с помощью наших бумажных звуков можно исполнить музыкальное произведение и вот эти бумажные листочки будут нашими инструментами.
Оборудование: цветные листки бумаги формата А4.
Музыкальное произведение Селиванова «Шутка»
М.р.: Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.
Вы сами - многозвучный музыкальный инструмент. Вы – человек-оркестр. Не верите? Давайте разберемся.
Начнем снизу. Ноги. Шагаем – один звук. Топающий шаг – другой. Побежали – третий. Поскок – четвертый.
Можем ли мы ритм повторить руками?
Можем.
Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушаем, как это звучит.
А теперь ладонью об ладонь. Другой звук?
Похлопаем ладонями себе по коленям. Теперь по грудной клетке. А теперь пощелкаем себя по надутым щекам. Добавили открытый рот. Продолжаем щелкать, изменяя положение рта, от «а» до «у».
Вывод: Звуки окружают нас везде.
М.р.: Я рада, что вам понравилось наше занятие! Теперь вы сможете дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их еще раз. А закончить наше занятие хочу стихотворением:
То и дело лезут в уши, всюду звуки нам слышны.
Потому что мы с рожденья звуками окружены.
Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке - целый мир.
В звуках вся моя квартира, в звуках тысячи квартир.
В звуках улица большая и огромная страна.
Звукам нет конца и края, в звуках он, оно, она.
Звуки в радости и в скуке. Звуки – свет и звуки – тень.
День заканчивают звуки. Звуки начинают день.
- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!
Использованные ресурсы:
- Девятова Т.Н. «Звук – волшебник»
- Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э. «Откуда берется звук?», журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Музыка настроения» (конспект совместно-образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и детей подготовительной группы)
Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и детей подготовительной группы "Музыка настроения"...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми музыкально-тематический досуг «Почему медведь зимой спит?» подготовительная группа компенсирующей направленности с ТНР
Материал может использоваться на вечере досуга, как итоговое мероприятие по закреплению лексических тем " Животные Африки", "Животные Севера", "Животные наших лесов". Зак...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию c элементами ТРИЗ для детей 5-6 лет Лаборатория «Эврика: Заглянем в прошлое часов»
Совместная образовательная деятельность организованна в форме лаборатории «Эврика», в соправождении презентации. Организация НОД определена поставленным целям и задачам при инт...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми адаптационной группы Малышкиной школы музыкального руководителя Янбухтиной М. В..
Основные задачи:- Знакомство с детьми и родителями- Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия- Знакомство с новым музыкальным репертуаром...
Конспект совместной образовательной деятельности раздел «Музыкально-театрализованная деятельность» с детьми с ОНР (6-7 лет).«Театральная лесенка успеха».
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Данное занятие музыкально-театральной деятельностью с детьми ОНР в подготовительной группе направлено на р...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкальная лаборатория
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать формировать представление детей о музыкальных и немузыкальных звуках. Дать понятие бумажн...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»...