Игровые макеты для развития старших дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)
Игровые макеты для развития старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_makety_dlya_razvitiya_starshih_doshkolnikov.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые макеты для развития старших дошкольников
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.
Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет.
Игровые макеты условно делятся на два типа:
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.
Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.
Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия у детей.
Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Особенности планирования игр с макетами
I. Макеты-модели
Задачи:
На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Приёмы:
Презентация дополнительного материала для игры-макета.
Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
II. Макеты-карты
Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.
Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.
Основные рекомендации по созданию игровых макетов
Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.
В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);
маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).
Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.
Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.
В игру входят:
предметы-фигурки (различные виды динозавров);
маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);
предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.
Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.
В игру входят:
предметы-фигурки (люди);
маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.
Предварительная работа: экскурсии с детьми по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.
Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.
В игру входят:
предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);
маркеры пространства (водоросли пластмассовые);
предметы, обозначающие действия (удочки).
Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.
Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.
В игру входят:
предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);
предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.
Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников
В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижн...
Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с исп...
Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"
Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"...
Консультация для родителей «Использование игровых макетов для развития дошкольников»
Уважаемые родители!Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации игр ребенка при помощи макетов в домашних условиях.Макет – это уменьшенная модель объекта. Он должен быть устойчив, л...
Мастер класс «Игровые макеты для развития дошкольников»
Мастер класс для педагогов...
Консультация для родителей «Использование игровых макетов для развития старших дошкольников»
Консультация для родителей "Использовние игровых макетов для развития старших дошкольников"...
Проект: «Использование игровых макетов в развитии творческих способностей дошкольников».
Вид проекта :позновательно-исследовательский Изучение детьми объектов живой и не живой природы во взаимодействии со средой обитания и формирование в детях осознанного-правильного взаимодействия с о...