Игровые макеты для развития старших дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Жулева Елена Николаевна

Игровые макеты для развития старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_makety_dlya_razvitiya_starshih_doshkolnikov.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые макеты для развития старших дошкольников

             Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

           В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.

          Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет.

Игровые макеты условно делятся на два типа:

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

             В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.

           Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).

          Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.

Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия у детей.

Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Особенности планирования игр с макетами

I. Макеты-модели

Задачи:

На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Приёмы:

Презентация дополнительного материала для игры-макета.

Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

II. Макеты-карты

Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.

Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.

Основные рекомендации по созданию игровых макетов

Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.

В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);

маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);

предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).

Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.

Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.

В игру входят:

предметы-фигурки (различные виды динозавров);

маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);

предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.

Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.

В игру входят:

предметы-фигурки (люди);

маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);

предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

Предварительная работа: экскурсии с детьми по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.

Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.

В игру входят:

предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);

маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

предметы, обозначающие действия (удочки).

Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.

Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.

В игру входят:

предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);

предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.

Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижн...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

 Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с исп...

Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"

Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"...

Консультация для родителей «Использование игровых макетов для развития дошкольников»

Уважаемые родители!Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации игр ребенка при помощи макетов в домашних условиях.Макет – это уменьшенная модель объекта. Он должен быть устойчив, л...

Консультация для родителей «Использование игровых макетов для развития старших дошкольников»

Консультация для родителей "Использовние игровых макетов для развития старших дошкольников"...

Проект: «Использование игровых макетов в развитии творческих способностей дошкольников».

Вид проекта :позновательно-исследовательский Изучение детьми объектов живой и не живой природы во взаимодействии со средой обитания и формирование в детях осознанного-правильного взаимодействия с о...