Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников
консультация на тему
В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижные школы. Необходимо в корне изменить отношение родителей и педагогов к сюжетно-ролевым играм детей.
Главная задача организационного этапа работы будет сформулирована так: создание в детском саду и дома предметно-игровой среды, соответствующей современным психолого-педагогическим требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
игровых макетов в социализации старших дошкольников
Игра с макетами
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении
Макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию. Макеты-карты— большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами
пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада). Ландшафтный макет-карта– это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик,изгородь. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают
разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Особенности планирования игр с макетами
I. Макеты-модели
Задачи:
1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Приёмы:
1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.
2. Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
3. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
II. Макеты-карты
Задачи:
придумывать на макете-карте свою игру , используя готовые игровые
предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.
Приёмы:
при совместных играх с детьми включать разные формы общения
(диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.
Основные рекомендации
по созданию игровых макетов
Макет «Зоопарк»– тематический комплекс с реалистическими игрушками,
выполнен из картона и пластика.
В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);
маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по
желанию).
Предварительная работа:
чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему , посещение зоопарка с родителями.
Макет «Планета динозавров»– макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.
В игру входят:
предметы-фигурки (различные виды динозавров);
маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);
предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, чтение
энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из
жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.
Макет «Улицы города»– выполнен на фанерной основе, дома оклеены
бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.
В игру входят:
предметы-фигурки (люди);
маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.
Предварительная работа:
экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.
Макет «Морские жители»– стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.
В игру входят:
предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и
др.); маркеры пространства (водоросли пластмассовые); предметы, обозначающие действия (удочки).
Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).
Предварительная работа:
чтение художественной литературы, энциклопедий,
рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки
«Варвара-краса – длинная коса», беседы.
Макет «Полёт на другую планету»– коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.
В игру входят:
предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);
предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход,
летающая тарелка.
Предварительная работа:
чтение художественной, энциклопедий, литературы,
просмотр телепередач,
беседы, рассматривание иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проетк "Знатоки дорожных правил" для старшихдошкольников
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах посёлка, совсем скоро дети самостоятельно будут ходить по улицам, так как по...
Макеты и их место в развивающем пространстве ДОО. Макет по патриотическому воспитанию
Данный материал позволяет определить место макетированию в развивающем пространстве ДОО. Акцент - на патриотическое воспитание дошкольников...
Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с исп...
Дидактическое пособие для старшихдошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22745165","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дидактическое пособие «Аквариум с морскими жителями » предназначен для использо...
фото-отчет по смотру-конкурсу макетов «Лучший макет по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности» (пожарная безопасность, ПДД).
Целью данного конкурса являлось:Создание учебно-методических условий образовательной деятельности для совершенствования работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пожарной бе...
Макеты для детей своими руками. Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников.
Предметно-развивающая среда группы требует постоянной модернизации и в детском саду был объявлен конкурс «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников». Поэтому было принято р...
Макет «Ферма». Макет «Лесные жители».
Предназначен для самостоятельного рассматривания детьми, также используется в ООД. На основе макета проводятся дидактические игры....