Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Луконина Елена Александровна

   Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_makety_lukonina_e.a.docx251.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Использование игровых макетов в социализации старших  дошкольников

Составила

воспитатель

Луконина Елена Александровна

   Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении

    Макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

   В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию. Макеты-карты— большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами

пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада). Ландшафтный макет-карта– это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик,изгородь.  Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают

разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

   Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

  Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

  Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Особенности планирования игр с макетами

I. Макеты-модели

Задачи:

1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Приёмы:

1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.

2. Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

3. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

II. Макеты-карты

Задачи:

придумывать на макете-карте свою игру , используя готовые игровые

предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.

Приёмы:

при совместных играх с детьми включать разные формы общения

(диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.

Основные рекомендации

по созданию игровых макетов

Макет «Зоопарк»– тематический комплекс с реалистическими игрушками,

выполнен из картона и пластика.

В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);

маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);

предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по

желанию).

Предварительная работа:

чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему , посещение зоопарка с родителями.

Макет «Планета динозавров»– макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.

В игру входят:

предметы-фигурки (различные виды динозавров);

маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);

предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, чтение

энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из

жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.

Макет «Улицы города»– выполнен на фанерной основе, дома оклеены

бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.

В игру входят:

предметы-фигурки (люди);

маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);

предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз,пожарная машина, скорая помощь).

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

Предварительная работа:

экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.

Макет «Морские жители»– стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.

В игру входят:

предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и

др.); маркеры пространства (водоросли пластмассовые); предметы, обозначающие действия (удочки).

Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).

Предварительная работа:

чтение художественной литературы, энциклопедий,

рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки

«Варвара-краса – длинная коса», беседы.

Макет «Полёт на другую планету»– коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.

В игру входят:

предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);

предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход,

летающая тарелка.

Предварительная работа:

чтение художественной, энциклопедий, литературы,

просмотр телепередач,

беседы, рассматривание иллюстраций.

E:\РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА\SDC14100 ПДД.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.

Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...

Консультация "Использование игровых макетов для развития детей"

использование игровых макетов для организации сюжетно - ролевых игр....

Использование игровых макетов в режиссерских играх дошкольников.

В статье рассказывается о роли  игровых макетов в развитии воображения и  режиссерской игры детей дошкольного возраста. Показана развивающая роль данной игровой среды, помогающей  воспи...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижн...

Использование игровых макетов для детей старшего дошкольного возраста

Использование игровых макетов для развития, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в современном мире...