Доклад «Инновационные подходы воспитательной работы ДОУ»
учебно-методический материал
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Поэтому развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные подходы воспитательной работы ДОУ | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Доклад
«Инновационные подходы воспитательной работы ДОУ»
Разработчик:
Старший воспитатель: Дементьева Ольга Сергеевна
Магнитогорск, 2020
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Таким образом, педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.
Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя новшества, инновации:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса; -условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;
-достижение более эффективных результатов деятельности.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
В дошкольном возрасте у ребенка воспитывается привычка к здоровому образу жизни как необходимость для дальнейшего формирования гармонически развитой личности. В федеральном государственном образовательном стандартедошкольного образования также одна из приоритетных задач – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования необходимо развивать здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей. Цель здоровьесберегающей технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья, т. е. совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и бережном отношении к нему, сохранять и поддерживать его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психической самопомощи и помощи.
В нашей группе мы используем следующие формы или элементы здоровьесберегающих технологий: утренние гимнастики, прогулки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы и физкультминутки, закаливающие процедуры.
На современном этапе в ДОУ педагогами широко применяется технология проектной и исследовательской деятельности.
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы родителей, педагога и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности. Задачи: способствовать формированию умения решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства; воспитывать потребность изучать окружающий мир посредством проектирования исследовательской деятельности; развивать творческую активность познавательных процессов.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Использование ИКТ при организации образовательной деятельности, индивидуальной работы с детьми в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых представлений.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- сформировать основы информационной культуры личности ребёнка,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Физиологические (быстрая утомляемость, падение зрительных функций уже через 20 минут нагрузки на орган зрения) и морфологические (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуатируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Как отмечено в данных документах, непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей шести-семи лет — 15 минут.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Термин портфолио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов). Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, «показать все, на что ты способен».
Технология «Портфолио» является одной из современных образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
• накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
• тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное», «Лето - весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Виды портфолио:
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Рубрики портфолио:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
«Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
«Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и другие результаты, достигаемые детьми не только в детском саду, но и в других образовательных сетях.
Приводимые рубрики портфолио примерны. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Мы успешно используем такие инновационные формы как
- Мастер – классы
- Акции, в частности «Путь к здоровью!» и др.
- тематические выставки;
- музыкальные развлечения и праздники;
- семейные спортивные праздники;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- сайт ДОУ, социальная сеть;
- Общие и групповые родительские собрания.
Таким образом, развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения в практическую деятельность инновационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку"
Доклад на зональной конференции...
Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"
сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...
Доклад«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС».
laquo;Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предпо...
Доклад "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьёй"
Доклад "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьёй"...
Инновационные подходы воспитательной работы ДОУ
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения в практическую деятельность инновационных технологий....
Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...
Инновационные подходы воспитательной работы с родителями
quot;Организация адаптации родителей и детей к детскому саду"...