методические рекомендации к проекту «Ветер, ветер, ветерок»
учебно-методический материал

Елена Зацепина

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста по теме «Ветер», охват образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ветер, ветер, ветерок»

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста по теме «Ветер», охват образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».

Раз меня спросили дети «Что такое ветер?»

Если Вы не знаете, как ответить на этот вопрос сразу, предложите детям отложить обсуждение его на завтра, скажите, что Вы поищете ответ в энциклопедиях. Не бойтесь выглядеть не сведущими, не компетентными. Наоборот, это даст возможность детям спросить у родителей дома и самим заглянуть в информационные источники, где можно найти ответ на этот вопрос. Это создаст ситуацию успеха для детей и на следующий день у вас будет содержательный и взаимо интересный день, посвящённый ветру. Ответ на этот простой детский вопрос займёт не один день, и по итогам Вы можете оформить проект по теме «Что такое ветер».

Объясните детям

Ве́тер – это поток воздуха, который движется около земной поверхности. Ветры классифицируют по их силе, продолжительности и направлению (бриз, муссоны, пассаты, шквал, буря, шторм, ураган, тайфун).

Расскажите детям о причинах возникновения ветра

Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления. Ветер вызван разницей в давлении между двумя разными воздушными областями между экватором (жарко) и полярными полюсами (холод). Различие нагрева воздуха между этими районами вызывает различие в температуре. Эта различие заставляет воздух двигаться. На образование ветров влияют горы (перепад высоты – трение, а значит – движение), море (та же разница температур).

Проведите с детьми исследовательскую деятельность

На метеорологической площадке детского сада покажите, как измерить скорость (силу) ветра. Определите направление ветра (от куда и куда дует) с помощью флюгера. Спросите детей, с помощью чего ещё можно определить скорость ветра. При наблюдении за облаками. Ветроуказатель – простейшее устройство для определения скорости и направления ветра, использующееся на аэродромах. Для исследования скорости ветров используют зонды, при этом скорость определяют с помощью ГЛОНАСС или GPS.

Проведите с детьми дыхательные упражнения с разной силой воздушной струи: «Задуй свечу», «Забей гол».

Обсудите с детьми влияние ветра на окружающую среду

Ветер активно влияет на образование климата. Ветры вызывают океанские течения, которые влияют на климат прилегающих районов. Ветры оказывают воздействие и на формирование рельефа, формируют различные виды грунтов. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, что приводит к расширению разнообразия видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу в разных географических районах земли.

Проведите с детьми эксперименты: с одуванчиком; с песком и феном; сложите и запустите бумажные самолётики.

Расскажите детям о пользе ветра

Ветры всегда влияли на человеческую цивилизацию. Порождали некоторые исторические действия (путешествия, технические изобретения). Ветер как источник энергии. Ветряные мельницы используются для обмолота зерна.

Благодаря парусным суднам, которые двигались за счёт ветра, люди получили возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам.

Ветер играет важную роль во многих популярных видах спорта и развлечений, в таких, как дельтаплпнеризм (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов) и парапланеризм (парашют планирующий), сноукайтинг (катание на доске по льду с помощью буксировочного воздушного змея – парашюта) и кайтсёрфинг (катание на доске по воде с помощью буксировочного воздушного змея – парашюта), парусный спорт и виндсёрфинг (катание на лёгкой доске небольшого размера с установленным на ней парусом), запуск воздушных змеев, полёты на воздушных шарах. Воздушные шары, также движимые с использованием силы ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.

Используйте физминутки и динамические паузы, например,

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

«Осень»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

«Перелётные птицы»

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах, на реке,

Мимо ласточки летели

И на веточку присели.

Веточка качается,

Прекрасно получается!

«Снежинки»

На поляну, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок.

Закружился снежок,

Пляшут пушинки,

Белые снежинки.

и др.

Расскажите детям о разрушительных действиях ветра

Однако ветры бывают и небезопасны. Сильные ветры способны вызвать значительные разрушения, объём которых зависит от скорости ветра. Так, их колебания могут вызвать потерю контроля над самолётом; быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны на крупных водоемах (моря и океаны) часто приводят к разрушению искусственных построек (мосты, дома), а в некоторых случаях ветры увеличивают масштабы пожара. Ни одно дерево не может быть настолько крепким, чтобы выдержать ветер ураганной силы.

Проведите с детьми эксперимент «Буря в стакане».

Познакомьте ребят с работой службы спасения МЧС. Повторите с детьми правила безопасности; закрепите знание о том, что в случае необходимости звонить по телефонам «01», «02», «03»; умение обращаться за помощью к взрослым; называть своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Поговорите детям о значении ветра в культуре

Во многих культурах ветер персонифицировался в виде одного или многих богов, ему предоставлялись сверхъестественные свойства или приписывались причины несвязанных событий. Ветер также считался одним из нескольких стихий, в этом значении его часто отождествляли с воздухом. Он присутствует в фольклоре многих народов, в литературе и других формах искусства. Он играет разные роли, часто символизируя волю, необузданность или изменения.

Спросите детей как можно описать ветер словами. Ветер упоминается в художественной литературе. Спросите детей, какие произведения они знают, где присутствует упоминание ветра. Обсудите произведения, например, А.С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…», где царевич Елисей обращается к ветру; Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер», история о двух друзьях, которые любят запускать воздушных змеев; «Волшебник Изумрудного города» о том, как ураган приносит девочку Элли и пса Тотошу в Волшебную страну и др., стихи и загадки.

Спросите детей можно ли нарисовать ветер. Какого цвета ветер? Проведите виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею. Образ ветра в произведениях искусства, например, Константин Егорович Маковецкий «Дети, бегущие от грозы», Аркадий Александрович Рылов «Зеленый шум», Исаак Ильич Левитан «Свежий ветер» и. др. Как художники изобразили ветер? Предложите детям нарисовать ветер.

Спросите детей, можно ли услышать ветер. Как звучит ветер? Прослушайте музыку композитора Георгия Свиридова «Метель»; пьесы из «Детского альбома» Петра Ивановича Чайковского и др.

Предложите детям посмотреть мультфильмы «Смешарики. Что принесёт ветер», «Новогодний ветер», «Большой Ух».

Сконструируйте с детьми из деревянных или металлических трубок поющий на ветру талисман «Музыка ветра»; из пластиковых трубочек и фольги игрушку «Ветерок»; из плотной бумаги мельницу.

Поиграйте с детьми в подвижные игры. Например, «Ветерочек прилетел», предварительно разучив слова:

«Ветерочек прилетел,

Поиграться захотел.

До кого он долетит,

Тот быстрее побежит».

Пригласите родителей к организации данных мероприятий

Организуйте костюмированное развлечение.

Предложите родителям дома сконструировать совместно с детьми воздушного змея и проведите парад воздушных змеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Ветер, ветер, ветерок

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы...

Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г

Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».

Конспект опытно – экспериментальной деятельности...

НОД - экспериментирование в средней группе "Ветер, ветер, ветерок"

Подготовила: воспитатель Кузнецова Д.А.Тема: «Ветер, ветер, ветерок».Цель: Расширять представления о многообразии неживой природы....

Проект "Ветер, ветер, ветерок"

Цель и задачи проекта  Цель: развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.Задачи: - формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании;- развива...

Детский исследовательский проект "Ветер, ветер, ветерок"

Мы предлагаем исследовать значение ветра в жизни человека....