Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольника с ОВЗ «Страна добрых отношений»
учебно-методический материал
Описание практики работы с родителями детей с ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_mbdou_detskiy_sad_9_lesovichok_strana_dobryh_otnosheniy.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольника с ОВЗ «Страна добрых отношений»
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.
В соответствии с ФГОС ДО основная задача в работе с родителями - «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
Результаты работы с детьми ОВЗ в детском саду во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В нашем детском саду мы для себя выделили проблему.
Проблема: отсутствие эффективной системы взаимодействия и сотрудничества с родителями детей с ОВЗ для реализации Программы ДОУ. Выбор наиболее эффективных форм работы с родителями детей с ОВЗ.
Цель: обеспечение единства деятельности ДОУ и семьи в ходе решения задач реализации Программы ДОУ, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.
Задачи:
1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей.
3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.
4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Важную роль в процессе становления открытости играют родители. Взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Важно привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. В основу совместной деятельности заложены принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
- открытость дошкольного учреждения;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов;
- взаимопомощь;
- доверительное отношение;
- систематичность.
Направления деятельности по реализации практики:
I Организационно-управленческое
1. Разработка и создание пакета нормативно-правового обеспечения психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ сформирован пакет документов в области обеспечения прав детей-инвалидов на доступное дошкольное образование и меры социальной поддержки. Разработаны и утверждены приказом заведующего Положения о моделях инклюзивного образования, Положение о ПМПк ДОУ. Изданы приказы об определении педагогов на осуществление образования детей с ОВЗ.
2. Ведение банка данных о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно по договору с поликлиникой проводится выявление детей с ОВЗ, ведётся банк данных, который позволяет начать взаимодействие с этими семьями.
3. Мониторинг потребностей родителей в дошкольных образовательных услугах.
По итогам мониторинга родителям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, предлагается анкетирование с целью выявления их запросов на образовательные услуги.
4. Исследование семей детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Социальным паспортом семьи (анкетирование).
Взаимодействие с семьёй начинается с изучения семьи ребенка с целью определения уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей родителей по выявлению следующих показателей:
1) общие сведения о семье,
2) психолого-педагогические сведения о семье,
3) воспитательные возможности семьи,
4) уровень педагогической культуры родителей,
5) социально-психологический климат в семье,
6) типы семейного воспитания,
7) запросы родителей в области психолого-педагогического просвещения.
Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребенком; собственные наблюдения за произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, использование диагностических методик и др.
Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ней, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение ребенка с родителями.
5. Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.
Детей – инвалидов, обучающихся на дому, посещают воспитатели, логопед, педагог-психолог. С родителями согласуется режим коррекционной работы. Семья непосредственно принимает участие в коррекционной работе. Педагоги постоянно информируют родителей по интересующим их вопросам.
6.Индивидуальные беседы с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании и определения модели инклюзивного образования. Заключение договоров.
В ходе индивидуальных бесед важно определить готовность родителей сотрудничать с ДОУ. В ходе бесед подчеркивается важность инклюзивного образования, активного участия родителя и ребенка в интеграционных процессах.
II Медико-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Диагностическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Диагностика уровня развития детей проводится воспитателем, логопедом, педагогом – психологом, инструктором, музыкальным руководителем.
- Результаты диагностики оформляются.
- На ПМПК определяются направления взаимодействия и сопровождения семьи и ребенка.
- Информирование родителей о результатах мониторинга. Планируются реабилитационные мероприятия.
- Консультирование родителей по их запросам.
2. Методическое и педагогическое сопровождение семей и педагогов
Просвещение с целью повышения компетентности всех участников образовательного процесса. Используются разнообразные формы работы:
- Консультации: Индивидуальное консультирование по запросу родителей, «ЗОЖ в работе с дошкольниками», «Утренняя зарядка – залог здоровья детей», «7 полезных привычек для правильной осанки», «Захватив с собою мяч», «Значение режима дня для здоровья», «Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях», «Оснащение музыкального уголка», «Музыкально – дидактические игры своими руками», «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками», «Советы логопеда родителям не говорящих детей с ОВЗ», «Роль книги в речевом развитии детей», «Здоровье в ладошках», «Советы психолога для родителей детей с ОВЗ», «АРТ терапия в работе с детьми ОВЗ», «Правила воспитания детей с ОВЗ», «Психотехнические приемы саморегуляции», «Тревожные дети», «Рекомендации по работе с детьми ОВЗ для педагогов», «Чтот такое синдром Дауна», «Адаптация детей к ДОУ», «Детские страхи», «Роль родителей в детской игре», «Права ребенка в семье», «Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида» и др.
Консультации могут оформляться в виде наглядной информации, памяток.
- Семинар – практикум: «Использование предметов в игровых музыкальных играх», «Психологическое здоровье дошкольника», «Дети особой заботы», «Профилактика профессионального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ», «Профилактика плоскостопия» и др.
- Родительские собрания, где раскрываются интересующие родителей вопросы, раскрываются особенности развития детей, происходит знакомство с планом работы, с предстоящими мероприятиями.
- Участие родителей в педагогической деятельности в ДОУ. Родители присутствуют в качестве тьютора во время работы с детьми – инвалидами на занятиях в группах, на занятиях педагога-психолога, логопеда, музыкальных занятиях, занятиях физической культурой.
Организуются совместные мероприятия с детьми и родителями специалистами, воспитателями «Дружная семья» - совместное мероприятие с детьми, родителями, инструктором, логопедом, педагогом - психологом, воспитателем; «Весеннее путешествие» - логопедическое мероприятие с детьми и родителями.
Ежегодно организуется «День дублера» - такая форма работы позволяет родителям погрузиться в воспитательно – образовательную среду, с иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала ДОУ. Попробовать проявить себя в роли педагогов – это формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников ДОУ. Такая форма работы способствует партнерскому взаимоотношению с семьями воспитанников.
Праздники «Осенний балл», «День матери», «Новогодний утренник», спортивные мероприятия «Осенний кросс», «Открытие Новогодней елки».
Ежегодно организуются выставки «Осенняя мастерская», «Новый год у ворот», «Моя мама кулинар», «Символ года» и др. Творческие мастерские «Украшение приемных по сезону», «Конструируем с ТИКО», «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». Конкурсы «Символ года», «Папа может», «Я и мамочка моЯ», «Искорка» - детский творческий конкурс.
Реализации проектов: «Мир творчества», «Конструируем с ТИКО», «Гибкие сказки», «Наш помощник – язычок», «Театр рядом с нами», «Капитошки учатся играть», «Разноцветный мир», «Учимся играя», «Мы живем в прекрасном крае!» с непосредственным привлечением родителей в реализацию проектов.
Игровая деятельность: «Час игры», дидактические игры, пальчиковые игры, игры с песком, крупой и водой, подвижные игры – родители принимают участие в игровой деятельности со своим ребенком, учатся взаимодействовать с другими детьми.
Данные мероприятия способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, родители имеют возможность на примере увидеть и попробовать формы, методы, средства, приемы организации занятий и мероприятий с детьми, познакомиться с организацией предметно-пространственной развивающей средой. Педагоги обучают родителей приемам коррекционного взаимодействия с ребенком. Родители получают навыки практического формирования умений и навыков в образовании детей. Родители получают возможность общения с педагогами и другими детьми.
- Курсовая подготовка педагогов, работающих с детьми ОВЗ. Участие педагогов в методических днях, днях открытых дверей по данному направлению. Просмотр обучающих вебинаров.
3. Психологическое и социальное сопровождение семей
Обязательное информирование семей о развитии ребенка. Знакомство с результатами диагностики. Консультирование родителей.
Информирование родителей о результатах адаптации и интеграции ребенка в социальную среду. В целях предотвращения неприятия детей с ОВЗ со стороны нормально развивающихся детей и их родителей разрабатывается система воспитательной работы по развитию толерантности, сочувствия к особым детям.
Мероприятия: участие в акции три ППП «Пижамная вечеринка» - социализация ребенка с ОВЗ в среду воспитанников.
Ежегодно планируются мероприятия ко дню толерантности – беседы, выставки, праздники, мероприятия с детьми и родителями.
Просмотр презентаций, мультфильмов по данному направлению.
Результаты практики
В результате работы с родителями детей дошкольного возраста с ОВЗ по данной практике мы получили следующие результаты:
- По результатам диагностики (сравнивать этап прихода в ДОУ и после двух лет работы) родители меньше испытывают психологиское напряжение при воспитании ребенка с ОВЗ. Сравнивают достижения ребенка не с другими детьми, а его собственными. Более уверенно чувствуют себя на мероприятиях с участием других родителей и детей.
- В результате выстроенной работы родители понимают значимость и важность организуемых мероприятий и коррекционной работы, принимают непосредственное участие в разработке мероприятий и их реализации. Родители могут видеть достижения своего ребенка, его возможности и трудности. Родители получают возможность непосредственно участвовать в организуемых мероприятиях, получать ответы на интересующие их вопросы. Что говорит о повышении педагогической и психологической компетентности и культуре родителей. Формированию у родителей представлений о содержании коррекционной работы.
- Педагоги больше узнают о детях и их семьях, могут оценить достижения каждого ребенка на определенном этапе развития. Используют разнообразные формы организации коррекционной работы.
- Семьи вовлечены в процесс социализации и интеграции ребенка с ОВЗ.
Инструменты измерения результатов практики:
- В своей работе мы используем пособие В.В. Ткачевой «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (диагностика и консультирование).
(Приложение)
Основные методы изучения:
- наблюдение;
- беседы;
- изучение документации;
- анализ продуктов их деятельности;
Проблемы, трудности в реализации практики:
- на первом этапе реализации практики включенность родителей менее 50%;
- родителям на первом этапе реализации практики трудно определиться с направлениями работы, они очень сильно опекают ребенка, выполняют работу не с ним, а за него. Боятся, что ребенка обидят, не отходят от него.
Практические советы:
- знакомить родителей со спецификой работы детского сада;
- объяснять и доказывать важность и значимость участия родителей в жизни группы, ДОУ;
- вовлекать родителей на разнообразные мероприятия, они должны видеть деятельность детей, видеть результаты, успехи своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»
Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности....
Путешествие в страну добрых отношений
Проект для детей старшего дошкольного возраста.Цель проекта: Формировать у детей положительное отношение ко всем людям; развивать социальные чувства, социальные действия, взаимопомощь; способство...
Педагогический проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений»
Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества....
Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»
Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»...
"Страна добрых отношений" практика работы с детьми и родителями
Описание практики "Страна добрых отношений". Рассказывается о работе в ДОУ с детьми и родителями. Описаны формы, средства взаимодействия с родителями воспитанников. Сделаны выводы....
Описание практики сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ инвалидностью в рамках родительского клуба «Гармония» в группе компенсирующей направленности.
Цел Целью создания клуба является установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанни...
Мастер-класс на тему ««Интеллект-кафе «Копеечка» - современная практика сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности»
Расширить знания родителей о цели и задачи обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста...