Мастер-класс на тему ««Интеллект-кафе «Копеечка» - современная практика сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности»
материал по основам финансовой грамотности

Расширить знания родителей о цели и задачи обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс 24.12 КБ
Файл Презентация 257.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» г. Тайшета

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Мастер-класс

на тему ««Интеллект-кафе «Копеечка» - современная практика сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности»

Подготовила: Сергиевич Наталья Дмитриевна,

воспитатель первой квалификационной категории, МКДОУ

д/с «Ромашка» г. Тайшета

Тайшет, 2024


Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новой современной практикой сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности. Цель практики: расширить знания родителей о цели и задачи обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста;

Итак, дороги педагоги, сегодня вы будете выступать в роли родителей. Представьте, что вы находитесь в кафе. На ваших столиках расположено сегодняшнее меню, а так как у нас интеллект-кафе, то еще и  иллюстрации по финансовой грамотности, книги, карточки с советами по экономии, книга отзывов.

Условия игры: в игре могут принимать участие, как отдельные участники, так и команды. Каждый выбирает для себя «блюда». На их потребления (подготовку и ответ) дается 5 мин.

При подготовке можно пользоваться литературой, расположенной на ваших столах. За каждый правильный ответ начисляется 1 интеллект-ромашка. Выигрывает та команда или участник, которая наберет как можно больше ромашек.

Ход мастер-класса:

Администратор: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня администратором кафе «Копеечки» буду я. Поэтому приглашаю всех вас, его посетить. Наше кафе не совсем обычное, его посетителем может стать тот, кто стремится познать экономические отношения и сохранить семейный бюджет. Нам всегда приятно принимать гостей. Блюда у нас готовят очень вкусные, а главное - полезные. Вы никогда не наберете лишнего веса, а только улучшите работу головного мозга и разовьете память. Чем больше блюд попробуете, тем больше  интеллект-ромашек получите, а наше жюри будет следить за качеством и количеством потребленных блюд. Итак, прошу ознакомиться с нашим меню.

М е н ю

1. Бутерброды «Экономические»

2. Салат «Кредитный»

3. Борщ «Прибыльный»

4. Котлеты «Товарные»

5. Рагу «Бюджетное»

6. Десерт «Денежный»

7. Напиток «Диетический»

Администратор: Напомню, вам, дорогие коллеги, что на заработанные ромашки вы сможете сегодня совершить покупки на нашей финансовой ярмарке-выставке. Поэтому приглашаю вас к активному участию в ходе мастер-класса. Начнем с бутербродов, какие столики желают их отведать? (раздает карточки с вопросами). Решение экономических ситуаций.

1. Семья готовится к юбилею бабушки. Назвать, расходы, которые вас ждут при подготовке к проведению юбилея.

2. Сегодня вы можете пойти только в один из трех магазинов «Игрушки», «Спорттовары», «Зоомагазин». Что выберете вы? Почему?

3. Вам приснился сон: вы оказались в сказке «О рыбаке и рыбке». А чтобы вы там попросили у золотой рыбки?

4. Вся семья отправилась за покупками в магазин. Купили новый телевизор, маме шубу, дочери куклу. Вернулись домой, а там отключили свет за неуплату. Что нужно было сделать раньше?

(Жюри насчитывает и раздает ромашки)

Администратор: Следующее блюдо, которое я предложу - салат «Кредитный», кто желает отведать салат? (раздает карточки с вопросами). Как известно, салат состоит из многих продуктов. Чтобы хорошо насладиться нашей блюдом, нам надо пополнить свой словарик и найти нужные слова-определения (слова-определения подаются отдельно на карточках).

• Набор различных видов продуктов, товаров (на складе, в магазине) - (ассортимент)

• Прямой обмен товаров и услуг на другие без использования денег - (бартер)

• Денежная единица любой страны - (валюта)

• Недостаток, отсутствие чего-либо (дефицит)

• Форма оплаты труда наемных работников (заработная плата)

• Человек, который покупает товар (покупатель)

• Человек, который продает товар (продавец)

• Денежное выражение стоимости товаров или услуги (цена).

(Жюри насчитывает и раздает ромашки)

Администратор: Продолжаем, на «первое блюдо» у нас сегодня – борщ «Прибыльный». А мы все знаем, как важно каждый день кушать горячие блюда. А еще у каждой хозяйки он свой. И сейчас мы поделимся друг с другом своими рецептами. Напоминаю, что вы сегодня в роли родителей, поэтому следующие вопросы будут для вас именно как для родителей. Просим серьезно отнестись к вашим ответам (можно уточнить, есть ли у педагогов дети и задать вопросы именно тем, у кого они есть).

• Привлекаете ли вы детей к обсуждению на «семейном совете» важных финансовых вопросов (о приобретении крупной покупки, планирование бюджета, расходов на праздники и т.д.) и нужно ли это, а если нужно, то почему.

• Имеют ли дети собственные копилки? Обоснуйте ее необходимость или бесполезность.

• Выделяете ли вы детям карманные деньги? Как вы думаете, с какого возраста это необходимо делать? Почему? 

• Практикуете ли вы выплату определенной суммы средств за выполнение ребенком конкретной работы по предварительному согласию?

• Позволяете ли вы детям самостоятельно распоряжаться имеющимися у них средствами?

• Объясняете ли вы детям, что такое деньги и как планировать расходы?

(Жюри насчитывает и раздает ромашки)

Администратор: А сейчас, друзья, предлагаем вам угоститься котлетами «Товарными». Как научить ребенка экономить деньги? Уже в 5-6 лет дети понимают, что деньги — это то, чем мы платим за покупки. А значит, уже в этом возрасте им можно рассказать простейшие правила экономии. У вас на столах лежат карточки с советами. Выберите необходимые.

Проверим себя. Вот эти правила:

1. Всегда ходи в магазин со списком. Список — хорошее лекарство от спонтанных покупок.

2. Идешь в магазин — проверь, сколько денег в кошельке. Уверен, что их хватит на все продукты из списка? Если да – хорошо. Если нет – список нужно переписать.

3. Потратил меньше денег, чем планировал? Отложи остаток в копилку. Когда в ней накопится много денег, можно купить себе подарок.

4. Не попадайся на крючки рекламы — бери только то, что запланировал по списку.

(Жюри насчитывает и раздает ромашки)

Администратор: Предлагаем вам рагу «Бюджетное». Итак, наша задача: научиться планировать семейный бюджет, чтобы ребенок понял, откуда в семье берутся деньги и на что они тратятся. Сначала давайте вспомним, из чего состоит бюджет? Для этого отгадаем загадки:

• Коль трудиться круглый год, будет кругленьким (доход)

• Какие бывают доходы в семье? (Доходы – это: зарплата, премия, доходы от предпринимательской деятельности) и т.д.

• Какова вторая часть бюджета, мы узнаем, отгадав загадку: Невзирая на погоду, люди делают (расходы).

Расходы бывают обязательные и непредвиденные. Какие расходы вы относите к обязательным? Обязательные: питание, коммунальные платежи, транспорт, бытовые, связь, личные. Непредвиденные: подарки, ремонт техники, износ одежды и обуви и т.д.

• Как вы думаете, зачем надо привлекать детей к обсуждению семейного бюджета? (чтобы он учился планировать личный бюджет)

А теперь мы будем планировать бюджет своих семей. У вас на столах лежат карточки-расходы и карточки-доходы. На карточках-доходах написаны суммы доходов от разных видов деятельности. Из них вы составляете доходную часть семейного бюджета. А на карточках-расходах ваши расходы обязательные и необязательные. Составьте бюджет своей семьи. (После анализа бюджетов жюри насчитывает и раздает ромашки).

Администратор: Итак, настало время десерта «Денежного». Переходим к мозговому штурму!

• За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение; б) За спрос;

в) За обучение; г) За рекламу.

• Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов; б) Сто евро;

в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.

• Чем должен обладать денежный знак?

а) Мужеством;

б) Достоинством;

в) Самоуверенностью;

г) Гордостью.

• Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют; 

б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;

г) Глаза не смотрят.

• На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На золотой век;

б) На полярную ночь;

в) На високосный год;

г) На чёрный день.

• С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей?

а) Новосибирск; в) Москва;

б) Сочи; г) Красноярск.

(Жюри насчитывает и раздает ромашки)

Администратор: Настало время напитка «Диетического» во время, которого, жюри подведет итоги нашей сегодняшней встречи. В каждом кафе существует Книга отзывов и предложений. Есть она, и в нашем интеллект-кафе. И пока жюри подводит итоги, мы просим вас оставить в нашей книге свои отзывы и предложения.

Подведение итогов. Приглашение педагогов принять участие в ярмарке-выставке.

Проект решения:

1. Принять информацию к сведению.

2. Рекомендовать использовать в работе предложенную практику сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад «Ромашка» г. Тайшета Мастер-класс ««Интеллект-кафе «Копеечка» - современная практика сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности» Сергиевич Наталья Дмитриевна, воспитатель

Слайд 2

Цель практики: расширить знания родителей о цели и задачи обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста М е н ю 1. Бутерброды «Экономические» 2. Салат «Кредитный» 3. Борщ «Прибыльный» 4. Котлеты «Товарные» 5. Рагу «Бюджетное» 6. Десерт «Денежный» 7. Напиток «Диетический»

Слайд 3

Бутерброды «Экономические» 1.Семья готовится к юбилею бабушки. Назвать, расходы, которые вас ждут при подготовке к проведению юбилея. 2. Сегодня вы можете пойти только в один из трех магазинов «Игрушки», «Спорттовары», «Зоомагазин». Что выберете вы? Почему? 3. Вам приснился сон: вы оказались в сказке «О рыбаке и рыбке». А чтобы вы там попросили у золотой рыбки? 4. Вся семья отправилась за покупками в магазин. Купили новый телевизор, маме шубу, дочери куклу. Вернулись домой, а там отключили свет за неуплату. Что нужно было сделать раньше?

Слайд 4

Салат «Кредитный» • Набор различных видов продуктов, товаров (на складе, в магазине) • Прямой обмен товаров и услуг на другие без использования денег • Денежная единица любой страны • Недостаток, отсутствие чего-либо • Форма оплаты труда наемных работников • Человек, который покупает товар • Человек, который продает товар • Денежное выражение стоимости товаров или услуги

Слайд 5

Борщ «Прибыльный» • Привлекаете ли вы детей к обсуждению на «семейном совете» важных финансовых вопросов (о приобретении крупной покупки, планирование бюджета, расходов на праздники и т.д.) и нужно ли это, а если нужно, то почему. • Имеют ли дети собственные копилки? Обоснуйте ее необходимость или бесполезность. • Выделяете ли вы детям карманные деньги? Как вы думаете, с какого возраста это необходимо делать? Почему? • Практикуете ли вы выплату определенной суммы средств за выполнение ребенком конкретной работы по предварительному согласию? • Позволяете ли вы детям самостоятельно распоряжаться имеющимися у них средствами? • Объясняете ли вы детям, что такое деньги и как планировать расходы?

Слайд 6

Котлеты «Товарные» 1. Всегда ходи в магазин со списком. Список - хорошее лекарство от спонтанных покупок. 2. Идешь в магазин - проверь, сколько денег в кошельке. Уверен, что их хватит на все продукты из списка? Если да - хорошо. Если нет - список нужно переписать. 3. Потратил меньше денег, чем планировал? Отложи остаток в копилку. Когда в ней накопится много денег, можно купить себе подарок. 4. Не попадайся на крючки рекламы - бери только то, что запланировал по списку.

Слайд 7

Рагу «Бюджетное» • Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … • Какие бывают доходы в семье? … • Какова вторая часть бюджета, мы узнаем, отгадав загадку: Невзирая на погоду, люди делают … • Как вы думаете, зачем надо привлекать детей к обсуждению семейного бюджета?

Слайд 8

Десерт «Денежный» • За что, по уверению пословицы, денег не берут? а) За лечение; б) За спрос; в) За обучение; г) За рекламу.

Слайд 9

• Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? а) Сто долларов; б ) Сто евро; в) Сто друзей; г ) Сто лет одиночества.

Слайд 10

• Чем должен обладать денежный знак? а) Мужеством; б) Достоинством; в) Самоуверенностью; г) Гордостью.

Слайд 11

• Как говорят о больших деньгах? а) Куры не клюют; б) Мыши не грызут; в) Волки не дерут; г) Глаза не смотрят.

Слайд 12

• На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане? а) На золотой век; б) На полярную ночь; в) На високосный год; г) На чёрный день.

Слайд 13

С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей? а) Новосибирск; б) Москва; в) Сочи; г) Красноярск.

Слайд 14

Напиток «Диетический»

Слайд 15

Проект решения: 1. Принять информацию к сведению. 2. Рекомендовать использовать в работе предложенную практику сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Поиск современных форм сотрудничества с семьями воспитанников по формированию социально-нравственных качеств дошкольников».

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлени...

Методическая разработка конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)

Конспект  занятия по  формированию основ  финансовой  грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)....

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Феечка- копеечка в гостях у ребят» для детей средней группы

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников «Копеечка к копеечке – рубль набегает»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, целью которого является формирование у дошкольников понимания зачем надо копить и сберегать деньги....

«Современные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности»

Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА естественно - научной направленности по формированию основ финансовой грамотности «Копеечка»

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) «Копеечка»   разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного обра...