«Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности»
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кристина Дмитриевна Кошкина

Актуальность выбранной проблемы обусловлена переменами, происходящими в жизни современного общества. Сегодня много говорится о том, что современное общество должно обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Все эти требования сделали проблему экономического воспитания актуальной по отношению и к дошкольному возрасту.

При возникновении данных условий особую роль играет процесс формирования финансовой грамотности у воспитанников детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx83.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 11 «Берёзка"

666022, Иркутская область, Шелеховский район, д. Олха, ул.Луговая, дом 24

Педагогическая статья

«Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности»

Подготовила: старший воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад №11«Березка»

 Кошкина Кристина Дмитриевна

Актуальность выбранной проблемы обусловлена переменами, происходящими в жизни современного общества. Сегодня много говорится о том, что современное общество должно обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Все эти требования сделали проблему экономического воспитания актуальной по отношению и к дошкольному возрасту.

При возникновении данных условий особую роль играет процесс формирования финансовой грамотности у воспитанников детского сада.

Финансовая грамотность — это важный процесс в воспитании дошкольников, в ходе которого воспитывают у детей ценностное отношение к труду, к его результатам, детей знакомят со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими (деньги, труд, цена), этическими (честность, щедрость, экономность) понятиями.

С 2018 года в дошкольных образовательных учреждениях реализуется инновационная деятельность по образовательному направлению «Экономическая грамотность дошкольников» на основании нормативных документов:

- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приоритетный национальный проект «Образование»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.200 г. № 751;

- Национальная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Пр-271;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей») от 15.05.2013 г. № 792-р;

- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р

По результатам анкетирования родителей воспитанников можно сделать вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.

Так, например, большинство опрошенных родителей – 80%, считает, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них – 55%, не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.

Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.

Но у большинства опрошенных родителей - 56%, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.

Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Семья – это реальная экономика и, как отметил известный ученый и педагог Е.А. Аркина, «в семье дети не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи.

Поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи и многое другое. Всё это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Многие педагоги ошибочно полагают, что ценностные ориентации воспитываются преимущественно в семье и что в условиях детского сада мало что можно сделать в этой области. С этой позицией нельзя согласиться. Конечно, семью не только невозможно, но и не в коем случае нельзя исключать из решения обозначенной проблемы, но надо учитывать, что каждой семье присущи свои принципы домашней экономики и ценностной ориентации, и в некоторых случаях вмешательство педагогов в экономическое воспитание детей просто необходимо.

Детские сад – некая реальная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практики «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей - условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Следовательно, объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития.

Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, педагоги ненавязчиво ставят перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- кто и как зарабатывает деньги в семье;

- как формируется семейный бюджет;

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое;

- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок;

- как научиться экономить деньги.

Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

В содержание работы с родителями входят:

1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.

2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.

4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей. Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей. Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

5. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены.

Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

 Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

  • Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.

  • Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
  • Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

- профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;

- домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т. п.;

- труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т. п.;

- хобби и увлечения (труд для души) : ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т. п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

6. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».

7. Изготовление семейных экономических газет.

8. Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т. д.

9. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».

10. «Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам. Для победы необходимо набрать 5 очков.

11. Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность. В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.

12. Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета. Участие в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество. На каждом этапе жизни человек испытывает различные финансовые потребности. В детстве мы только узнаем, что такое деньги и откуда они берутся, в молодости задумываемся о получении образования, старте карьеры, а в зрелом возрасте важно знать, как сохранить накопления и приумножить сбережения. Все эти аспекты найдут свое отражение в бесплатных активностях: лекциях известных финансовых экспертов, мастер-классах, командных и семейных играх, спектаклях, мультфильмах, ярмарке и многое другое. На площадке мероприятия может быть организовано много бесплатных активностей на тему финансовой грамотности : мастер-классы по изготовлению поделок, ярмарка, где за фестивальную валюту можно будет выгодно их продать, магазин с ассортиментом из подарков и сувениров, в котором можно потратить заработанные фестивальные деньги, презентации лучших проектов Минфина России, лекции с открытыми дискуссиями для родителей, юридические консультации для взрослых, образовательные спектакли для всей семьи, мультфильмы, игры, интеллектуальные конкурсы, выставка об истории денег, мюзиклы, и многое другое.

Памятка родителям по экономическому воспитанию детей в семье

1. Не скрывайте от ребёнка, каким способом зарабатываются семейные деньги и, на что они расходуются.

2. Объясняйте ребёнку, какой вид деятельности, какой доход приносит.

3. Просите ребёнка купить к обеду продукты на определённую сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните у кого и, почему это получилось лучше.

4. Если Вы решили давать ребёнку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он копил сам, откладывая желанную покупку на какое-то время.

5. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.

6. Внушайте ребёнку, что ничто не даётся даром: надо потрудиться, чтобы заработать деньги.

7. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий.

8. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической направленности.

Советы для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

  1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом ребенку. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

    2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой будут вам вопросы сына или дочери «а можем ли мы позволить себе?», «не очень ли это дорого?»

  3. Не приучайте детей к излишествам

   Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкнет к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку как их можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего детства дети должны знать стоимость вещей, которыми они пользуются: книг, игрушек, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручения, рассчитывайте на его силы. Постепенно у дошкольника разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже на самообслуживание.

8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все – игрушки, продукты, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Дошкольник должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, спектакль, да мало ли что еще можно придумать, чтобы подарить радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как их можно их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупи или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
  2. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие/авт.-сост. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2007. – 301 с.
  3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт.-сост. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. – М.: Юрайт,2017. – 219 с.
  4. Пушкарь, А. Е. Дети и деньги./ А. Е. Пушкарь. – М.: Известие, 2008. – 320 с.
  5. Детское образование. http://www.maam.ru/obrazovanie/detskie-igry Дата обращения 03.04.2020.
  6. https://ds3nkz.edu.yar.ru/lichnie_stranitsi_pedagogov/stranitsa_vospitatelya_askerovoy_aidi_usmanovni/ya___vospitatel/metodicheskaya_tema.html, Дата обращения 11.06.2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Поиск современных форм сотрудничества с семьями воспитанников по формированию социально-нравственных качеств дошкольников».

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлени...

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

«Современные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности»

Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начи...