Статья в журнале "Сахалинское образование"
статья
Лэпбук - как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnale.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук – как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста
Сазанова Оксана Николаевна, sazanova929@gmail.com
МАДОУ № 8 «Журавленок», воспитатель
Петрачкова Екатерина Викторовна, petrachkova1906@mail.ru
МАДОУ № 8 «Журавленок», воспитатель.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим перед нами, педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?
Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых для детей является технология лэпбукинга. В нашей стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Научной литературы по использованию лэпбуков на данный момент нет. Однако стоит знать, что лэпбукинг - это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру. Впервые термин лэпбук появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006. Тэмми – писательница, а также homeschool mom – мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США. В России яркий представитель идеи использования этой технологии принадлежит Татьяне Пироженко – автору научно-популярных и развивающих книг для детей.
Лэпбук (lapbook, lap –колени, book- книга) – в дословном переводе с английского – это книжка на коленях. Это небольшая интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, конвертов, подвижных кругов, стрелок, вынимающихся, разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно - развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук обеспечивает:
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- Развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
- Развитие воображения, творческой и речевой активности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов работ. Участников совместной деятельности и общения;
- Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.
Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь мы столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы). Было принято решение, что формой представления итогов недели будут тематические лэпбуки. В младших группах тематические папки изготавливают дети с родителями, а в старших группах ребята презентуют в конце недели свои лэпбуки родителям, которые разрабатывались и составлялись самостоятельно или совместно с воспитателем, в качестве партнера.
Так как 2019 год объявлен в России Годом тетра, в нашем детском саду театральным мероприятиям был отведен месяц «Волшебных путешествий в театральном мире». Итогом стало творческое разнообразие лэпбуков, посвященных этой тематике. Предлагаем познакомиться с примерным содержанием материалов лэпбука «Театр». Материалы условно можно разделить на несколько блоков: информационный, наглядный, игровой и продуктивный.
- «Театры нашего города»
- «Театральные профессии»
- «Правила поведения в театре»
- «Из какой сказки?»
- «Театральные афиши»
- Мини фотоальбом «Я в театре»
- «Эмоции»
- «Кукольный театр»
Всё наполнение меняется, обновляется и пополняется.
Создание и работа с лэпбуком «Театр» позволила разнообразить формы работы, повысить познавательный интерес детей к театру, найти для себя много нового, увлекательного и интересного.
Работа с детьми над лэпбуком опирается на принцип «ничего готового» и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных, пока открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость вклада каждого ребенка в большое общее дело.
Результат использования данной технологии позволил:
- Объединить детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.
- Развить творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкую моторику, пространственную ориентировку, что тесно связано с развитием речи.
- Расширить представлений детей об окружающем мире.
- Ребенку учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Использование инновационной игровой технологи является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь работа с лэпбуком дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Изучаемый материал, успешно используется детьми в повседневной жизни.
Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ, а так же может быть использован в процессе организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, комплексно – тематическом планировании, взаимодействии с семьями воспитанников.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Блохина, Е., Лиханова, Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. – М.: 2015. – № 4. – С. 29-30.
3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель, 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
4. Нурисламова А.Д., Давыдова Н.С., Тазова Ю.С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII международной научной конференции (г. Самара, март, 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 89-91.
5. Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. – М.: Издательский дом «Первое сентября». – 2014. – №11. – С. 33-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ".
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ...
статья "Оценка качества образования"
некоторые аспекты оценки качества образования в дошкольном учреждении...
Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"
Статья о связи умственной деятельности с физической активностью....
Статья: "Культура и образование"
В статье описывается работа с детьми и родителяим на тему: "История моей семьи"...
статья о дошкольном образовании
Автор Калашникова...
Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования
В статье представлены итоги изучения основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...