Статья в журнале "Сахалинское образование"
статья

Сазанова Оксана Николаевна

Лэпбук - как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnale.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук – как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста

Сазанова Оксана Николаевна, sazanova929@gmail.com

МАДОУ № 8 «Журавленок», воспитатель

Петрачкова Екатерина Викторовна, petrachkova1906@mail.ru

МАДОУ № 8 «Журавленок», воспитатель.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста.  В связи с этим перед нами, педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?

Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых для детей является технология лэпбукинга. В нашей стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Научной литературы по использованию лэпбуков на данный момент нет. Однако стоит знать, что лэпбукинг - это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру. Впервые термин лэпбук появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006. Тэмми – писательница, а также homeschool mom – мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США. В России яркий представитель идеи использования этой технологии принадлежит Татьяне Пироженко – автору научно-популярных и развивающих книг для детей.

Лэпбук (lapbook, lap –колени, book- книга) – в дословном переводе с английского – это книжка на коленях. Это небольшая интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, конвертов, подвижных кругов, стрелок, вынимающихся, разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно - развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием

взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук обеспечивает:

  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
  • Развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
  • Развитие воображения, творческой и речевой активности;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов работ. Участников совместной деятельности и общения;
  • Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.

Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь мы столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).  Было принято решение, что формой представления итогов недели будут тематические лэпбуки. В младших группах тематические папки изготавливают дети с родителями, а в старших группах ребята презентуют в конце недели свои лэпбуки родителям, которые разрабатывались и составлялись самостоятельно или совместно с воспитателем, в качестве партнера.

Так как 2019 год объявлен в России Годом тетра, в нашем детском саду театральным мероприятиям был отведен месяц «Волшебных путешествий в театральном мире». Итогом стало творческое разнообразие лэпбуков, посвященных этой тематике.  Предлагаем познакомиться с примерным содержанием материалов лэпбука «Театр». Материалы условно можно разделить на несколько блоков: информационный, наглядный, игровой и продуктивный.

  1. «Театры нашего города»
  2. «Театральные профессии»
  3. «Правила поведения в театре»
  4. «Из какой сказки?»
  5. «Театральные афиши»
  6. Мини фотоальбом «Я в театре»
  7. «Эмоции»
  8. «Кукольный театр»

Всё наполнение меняется, обновляется и пополняется.

Создание и работа с лэпбуком «Театр» позволила разнообразить формы работы,  повысить познавательный интерес детей к театру, найти для себя много нового, увлекательного и интересного.

Работа с детьми над лэпбуком опирается на принцип «ничего готового» и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных, пока открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость вклада каждого ребенка в большое общее дело.

Результат использования данной технологии позволил:

  • Объединить детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.
  • Развить творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкую моторику, пространственную ориентировку, что тесно связано с развитием речи.
  • Расширить представлений детей об окружающем мире.
  • Ребенку учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь работа с лэпбуком дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

Изучаемый материал, успешно используется детьми в повседневной жизни.

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ, а так же может быть использован в процессе организации проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно  –  тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.

Список использованной литературы

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2.        Блохина, Е., Лиханова, Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. – М.: 2015. –  № 4. – С. 29-30.

3.        Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель, 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.

4.        Нурисламова А.Д., Давыдова Н.С., Тазова Ю.С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII международной научной конференции (г. Самара, март, 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 89-91.

5.        Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. – М.: Издательский дом «Первое сентября». – 2014. –  №11. – С. 33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ".

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ...

статья "Оценка качества образования"

некоторые аспекты оценки качества образования в дошкольном учреждении...

Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"

Статья о связи умственной деятельности с физической активностью....

Статья: "Культура и образование"

В статье описывается работа с детьми и родителяим на тему: "История моей семьи"...

Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования

В статье представлены  итоги изучения  основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...