Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования
статья
В статье представлены итоги изучения основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образования в дошкольном учреждении. Разработана система внутреннего мониторинга качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_kachestva._statya.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из:
Сборник материалов заочного этапа Республиканской научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: первые итоги, практика управления, перспективы реализации»/Под ред. Королевой А.В., Табаевой С.А. - Сыктывкар: ГОУДПО «КРИРО», 2015.
Выражаем благодарность всем участникам Республиканской научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: первые итоги, практика управления, перспективы реализации». Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Содержание
Выдержки из Положения о проведении республиканской научно - практической конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: первые итоги, практика управления, перспективы реализации» | 11 |
Управление в условиях реализации ФГОС дошкольного образования | 13 |
Повышение управленческой компетентности руководителей ДОО в условиях стандартизации дошкольного образования Фролова Ольга Валерьевна, доцент кафедры педагогики методики дошкольного образования ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт управления образования» г. Смоленска | 13 |
Планирование образовательной деятельности воспитателя как условие качества реализации образовательной программы дошкольного организации Кравчук Валентина Анатольевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт управления образования» г. Смоленска | 17 |
Самоаудит готовности основной образовательной программы ДОО согласно ФГОС ДО Шаталова Диана Анатольевна, методист МУ «Информационно-методический центр» г. Ухты, Республика Коми | 20 |
Внутренняя система оценки качества образования в современных условиях Ковальчук Ирина Владимировна, заведующий МДОУ «Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Ухты, Республика Коми | 24 |
Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования Стахиева Лариса Ивановна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми | 29 |
Создание инновационной среды, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение качества образовательного процесса Цвирко Юлия Владимировна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты, Республика Коми | 41 |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Старший воспитатель Стахиева Л.И.
Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образованием.
Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины образования Российской Федерации, является понимание того, что качество образования в решающей мере зависит от управленческих средств обеспечивающих слежение за изменением содержания образования на первой ступени образовательной системы, которой является система дошкольного образования (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, Б.С.Волков, Н.В. Волкова, JI.B. Занков, А.В. Запорожец).
Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, С.Е. Шишов) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г. Гурова и В.Н. Шамардин определяют новый подход к оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования с учетом конечных результатов.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г особая роль отводится именно качеству образования в образовательной организации. В статье 2 определяется само понятие качества образования: «это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». [1]
Кроме Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» основными документами, задающими целевые ориентиры государственной политики в области дошкольного образования на уровне Российской Федерации являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2]; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [3]; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 [4].
На уровне Республики Коми основой для модернизации системы дошкольного образования является Государственная программа Республики Коми «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 411 [5], Стратегия экономического и социального развития Республики Коми до 2020 года [6], республиканская программа «Модернизация общего образования в Республики Коми» (на 2011-2015 годы) [7].
Одной из основных задач модернизации системы дошкольного образования на основании вышеперечисленных документов в Республике является именно «повышение качества образовательных услуг».
В целях решения задачи повышения качества образования, 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [8].
В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [9]. оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в учреждении направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, а также развивающую предметно-пространственную среду.
Нами разработана модель «Модель оценки качества условий образовательной деятельности». (приложение 1).
Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа не предусматривает оценивание качества образовательной деятельности учреждения на основе достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Разработанная в ДОУ основная образовательная программа предусматривает систему мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанную на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
- индивидуальный маршрут развития ребенка.
Данная система оценки качества реализации основной образовательной программы позволила обеспечить участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнить свою основную задачу — обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО.
На уровне учреждения система оценки качества реализации основной образовательной программы помогает решить следующие задачи:
- повышения качества реализации программы дошкольного образования;
- реализации ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;
- обеспечения объективной экспертизы деятельности учреждения в процессе оценки качества программы дошкольного образования;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого учреждения;
- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в учреждении является оценка качества психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне учреждения.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над основной образовательной программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности учреждения, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов учреждения.
Список используемой литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.// Российская газета. - 2012г. 31 декабря.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Указ Президента от 04 февраля 2010 г. Пр-271
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61
5. Государственная программа Республики Коми «Развитие образования», Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 411
6. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми до 2020 года.
7. Республиканская программа «Модернизация общего образования в Республики Коми» (на 2011-2015 годы).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15.
Приложение 1
«Модель оценки качества условий образовательной деятельности»
объекты | критерии | показатели | индикаторы | max показатели индикаторов | Уровень | методики |
Условия реализации основной образовательной Программы | ||||||
психолого-педагогические условия | социальная ситуации развития | обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей | - Обеспечение осуществляется на основании инструкций по охране жизни и здоровья детей – 1 балл - Обеспечение осуществляется на основании инструкций по охране жизни и здоровья детей и здоровьесберегающих технологий – 2 балла. Обеспечение осуществляется в рамках мониторинга состояния безопасности и охраны здоровья детей – 3 балла | 3 | Группа учреждение | Анализ документации |
направленность педагога на развитие личности ребенка (условия взаимодействия педагога с ребенком) | - Оценка психолого-педагогических основ воспитания детей - Оценка определения личностных качеств педагога - Оценка умения педагога изучать личность отдельного ребенка - Оценка определения профессионального уровня педагога | По 3-х бальной шкале (мах – 12) | группа | Оценочные шкалы | ||
привлечение родителей в образовательную деятельность | изучение мнения родителей о содержании образования детей в ДОУ | - Изучение мнения родителей о содержании образования детей в ДОУ осуществляется эпизодически – 1 балл - Изучение мнения родителей о содержании образования детей в ДОУ осуществляется систематически – 2 балл - Изучение мнения родителей о содержании образования детей в ДОУ носит комплексный характер – 3 балла | 3 | Группа учреждение | анкетирование | |
Разнообразие форм изучения мнения родителей воспитанников о деятельности образовательного учреждения | - В оценке деятельности дошкольного образовательного учреждения используются отдельные формы изучения мнения родителей – 1 балл - В оценке деятельности дошкольного образовательного учреждения используется комплекс разнообразных форм изучения мнения родителей - 2 балла - В оценке деятельности дошкольного образовательного учреждения используются информационные технологии для изучения мнения родителей – 3 балла | 3 | Группа учреждение | Собеседование с руководителем, изучение документов, наблюдение, анкетирование руководителем | ||
Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью в ДОУ | - Низкий уровень удовлетворенности – 1 балл - Средний уровень удовлетворенности – 2 балла - Высокий уровень удовлетворенности – 3 балла | 3 | Группа учреждение | Анкетирование | ||
Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность | - Вовлеченность родителей в деятельность учреждения слабая (участие в родительских собраниях) – 1 балл - Вовлеченность родителей в отдельных формах деятельности ДОУ (родительские собрания, открытые мероприятия, оценка удовлетворенности) – 2 балла - Вовлеченность родителей во всех формах деятельность ДОУ – 3 балла | 3 | Группа учреждение | Анализ деятельности ДОУ, групп, анализ планирования | ||
кадровые условия | Соответствие образовательному цензу | образование | - Высшее педагогическое образование – 3 балла - Неполное высшее педагогическое образование – 2 балла - Средне-специальное педагогическое образование – 1 балл | 3 | Группа учреждение (% соотнош.) | Анализ документов |
Управление процессом повышения квалификации сотрудников ДОУ | - Повышение квалификации сотрудников осуществляется в соответствии с нормативными сроками (один раз в 3 года) — 1 балл - Повышение квалификации осуществляется в соответствии с нормативными сроками и с учетом потребностей сотрудников ДОУ — 2 балла - Повышение квалификации сотрудников осуществляется в соответствии с нормативными сроками с учетом специфики образовательной деятельности ДОУ — 3 балла | 3 | Группа учреждение (% соотношение) | Анализ документов, анкетирование | ||
Наличие квалификационной категории | - отсутствие категории – 1 балл - II категория – 2 балла - l и высшая квалификационная категория – 3 балла | 3 | Группа учреждение (% соот.) | Анализ документов | ||
Наличие программы профессионального развития | Да – 3 балла Нет – 1 балл | 3 | группа | Анализ документов, программ | ||
Профессиональные компетенции | Психолого-педагогические знания | - Уровень осознанной компетентности (оптимальный) – от 17 до 20, общий – от 51 до 60 — 3 балла; - Уровень осознанной некомпетентности (доступный) – от 11 до 16, общий – от 31 до 50 — 2 балла; - Уровень неосознанной некомпетентности (низкий) – от 0 до 10, общий – от 0 до 30 — 1 балл. | 9 | группа | Комплексные задания для определения уровня проф. компетентности педагогов | |
Методические умения | ||||||
Ценностные Цен. ориентации | ||||||
Профессиональные достижения | - Профессиональные достижения на уровне ДОУ - 1 балл. - Профессиональные достижения на мунципальном уровне 2 балла - Профессиональные достижения на региональном уровне — 3 балла - Профессиональные достижения на всероссийском уровне 4 балла | 4 | Группа, учреждение | Анализ документации | ||
Уровень проводимых занятий и мероприятий с детьми | - Оптимальный уровень проводимых мероприятий (16-20 положительных проявлений) –– 3 балла; - Допустимый уровень (10-15 положительных проявлений) – 2 балла; - Критический уровень (менее 10 положительных проявлений) – 1 балл | 3 | Группа | Анкета оценки качества занятий в ДОУ | ||
Участие в инновационной работе | - Экспериментальная деятельность –3 балла - Реализация инновационных технологий – 2 бала - Отсутствие фактора инновационной деятельности – 1 балл | 3 | Группа учреждение | Анализ занятий, оценочная шкала | ||
Обобщение опыта работы | - Распространение педагогического опыта – 3 - Систематизация своего опыта, представление на защиту -2 балла - Отсутствие систематизированного опыта – 0 | 3 | Группа учреждение | Наличие транслируемых методических материалов | ||
Участие педагога и вовлеченность детей в преобразование развивающей среды | - Развивающая среда пополняется по мере реализации всех разделов программы на 100% - 3 балла - Развивающая среда пополняется по разделам программы частично – 2 балла - Развивающая среда не отражает реализацию программы – 1 балл | 3 | Группа | Анализ предметно-развивающей среды | ||
материально-технические условия | Обеспеченность ООП ДО | Учебно-методический комплект | - Наличие полного учебно-методического комплекта -100% - 3 балла - Наличие 95-99 % (отсутствие 1 элемента учебно-методических материалов) — 2 балла - Наличие 90-94 % (отсутствие 2 элементов) — 1 балл - Отсутствие 3 элементов учебно-методических комплектов - ) баллов | 3 | Группа, учреждение | Анализ дидактического материала |
Соответствие санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами | Нарушения санитарно- эпидемиологического требований | - Выявлены нарушения (имеются нарекания) — 0 баллов - Отсутствие нарушений — 1 балл | 1 | Группа, учреждение | Экспертное заключение | |
Обеспечение противопожарной безопасности | Нарушения правил пожарной безопасности | - Наличие средств противопожарной безопасности в соответствии с требованиями — 2 балла - Частичное наличие средств — 1 балл - Отсутствие — 0 баллов | 2 | Группа, учреждение | Оценка наличия | |
финансовые | Обеспечение повышения квалификации педагогов | Прохождение курсов повышения квалификации | - Соответствует плану повышения квалификации педагогов в полном объеме — 2 балла - Частично соответствует плану повышения квалификации педагогов — 1 балл - Не соответствует плану — 0 баллов | 2 | учреждение | Анализ документов о ПК |
Обеспечение образовательного процесса (улучшение РППС) | Выделение средств на оснащение и переоснащение РППС | - Выделены средства в полном объеме — 2 балла; - Выделены средства частично — 1 балла; - Средства не выделяются — 0 баллов | 2 | учреждение | Анализ РППС и финансовые документы | |
Обеспечение бесперебойной работы учреждения | Выделение средств на содержание и ремонт зданий, помещений | - Выделены средства в полном объеме — 2 балла; - Выделены средства частично —2 балла; - Средства не выделяются — 0 баллов | 2 | учреждение | Анализ выполненных работ, финансовые документы | |
информационно-методические | Обеспечение методического сопровождения воспиттаельно-образовательного процесса | Проведение семинаров, консультаций, совещаний в учреждении | - Ежемесячно — 2 балла - Раз в месяц — 1 балла - Один раз в полгода и меньше — 0 баллов | 2 | учреждение | Анализ методической работы в ДОУ |
Проведение семинаров, консультаций, совещаний на муниципальном уровне | - Ежемесячно — 2 балла - Раз в месяц — 1 балла - Один раз в полгода и меньше — 0 баллов | 2 | учреждение | Анализ методической работы ДОУ | ||
Участие педагогов в методических объединениях города (МО, стажировочные площадки) | - более 50% педагогов — 2 балла; - 20-50% педагогов — 1 балл; - менее 10% - 0 баллов | 2 | учреждение | Анализ методической работы ДОУ | ||
Обеспечение информационного | Наличие компьютеров с выходом в интернет в свободном доступе для педагогов | - в каждой группе и метод кабинете — 2 балла - только в метод кабинете — 1 балл - отсутствие — 0 баллов | 2 | Учреждение | Анализ работы педагогов | |
Размещение информации на информационном сайте учреждения | - обновление информации ежемесячно — 3 балла - обновление информации раз в полгода — 2 балл - обновление информации один раз в год — 1 балл - отсутствие обновления информации в течение года - 0 баллов | 3 | Учреждение группы | Анализ работы с сайтом учреждения | ||
Организация собраний и совещаний для родителей | - проведение собраний для родителей соответствует плану работы ДОУ — 2 балла - проведение собраний для родителей соответствует плану работы ДОУ частично — 1 балл - мероприятия не проводятся — 0 баллов | 2 | Учреждение группы | Анализ протоколов родительских собраний | ||
Оценка качества предоставления жиз.-сти детей в ДОУ | Организация обратной связи с родителями по обеспечению жизнедеятельности детей в группа ДОУ | - опрос родителей (не менее 60%) - 2 балла - опрос родителей (20%-60%) - 1 балл - отсутствие опроса родителей — 0 баллов | 2 | Учреждение группы | Анализ анкет | |
развивающая предметно-пространственная среда | Учет принципов организации предметно-пространственной среды (ППС) | Обеспечение ППС максимальной реализации образовательного потенциала пространства | - Организация группы, площадки, территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития — 2 балла - Частичная организация — 1 балл - Низкая организация — 0 баллов | 2 | Группа, учреждение | Наблюдение, анализ ППС |
Обеспечение ППС возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение ППС национально-культурному компоненту | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение насыщенности среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию Программы. | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение трансформируемости пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение полифункциональности материалов | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение Вариативности среды | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение Доступности среды | - Организация ППС полностью соответствует данному принципу — 2 балла - Организация ППС частично соответствует данному принципу — 1 балла - В организации ППС не учитывается данный принцип — 0 баллов | 2 | Группа учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Обеспечение безопасности | - соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования — 2 балла - Частичное соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования — 1 балла - Не соответствие элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования — 0 балла | 2 | Группа, учреждение | Наблюдение, анализ ППС | ||
Итог (средний балл по группе/ учреждению): | ______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...
Статья "Художественно эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования". на Всероссийскую конференцию "Современная система дошкольного образования состояние, проблемы,направления развития"
В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста...
Современные педагогические технологии как эффективный ресурс в обеспечении качества образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.В настоящее время наш педагогический коллектив МБ...
Проекты на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»
В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Ф...
« Проектирование образовательных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»
педагогическая технология с видами проектов для детей 5-7 лет, подкрепленные примерами из личного опыта...
статья ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Использование интерактивных средств на занятиях в дошкольных образовательных организациях становится неотъемлемой частью образовательного процесса, нацеленного на реализацию проекта федерального госуд...