Самообразования: «Развитие речевого творчества и творческого мышления средствами ТРИЗ»
учебно-методический материал (старшая группа)
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_moya_vpisat.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя
МБДОУ БГО ЦРР- детский сад № 11
на 2018 – 2020г.
Тема самообразования:
«Развитие речевого творчества и творческого мышления средствами ТРИЗ»
Ф.И.О. Ушакова Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Образование: высшее
«Каждый ребёнок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить ориентироваться
в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимума эффекта»
Г. С. Альтшуллер
Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность; увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Блок «Дети»:
- умеют быстро ориентироваться в пространстве
- нестандартно подходят к решению задач
- умеют фантазировать, изобретать
- умеют находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду
- умеют самостоятельно провести анализ игры или занятия
- применяют полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации
- применяют в работе полученные знания, умения и навыки
Блок «Родители»: привить родителям интерес к ТРИЗ.
Блок «Педагог»: повысить творческий и познавательный интерес к ТРИЗ при использовании в
своей работе.
Механизм реализации:
- срок 2 года
- блоки
Подготовительный этап.
- создать условия для приобщения детей и родителей к ТРИЗ.
Теоретический этап.
- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов
Аналитико-диагностический этап.
- проведение диагностирования по проблеме.
План работы
П№ | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения | |||||
2018-2019 учебный год | |||||||||
1 | Изучение психолого-педагогической литературы | Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г. - Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014 - Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001. - Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002. №2. - Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1. - Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015 - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 2003. -№4. -С. 23-26. - Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24. | В течение учебного года | ||||||
2019-2020 учебный год | |||||||||
Октябрь | |||||||||
2 | Практический: работа с детьми | 1. Мониторинг по технологии ТРИЗ-РТВ у детей. 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 3. Обследование речи и творческого воображения детей. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | ||||||
Ноябрь | |||||||||
1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 2. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. | 1 неделя 1,2 неделя 3 неделя | ||||||||
Декабрь | |||||||||
1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 2. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения (создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей). | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | ||||||||
Январь | |||||||||
1.Моделирование сказок 2.ОД: «Логический поезд» 3.Д/и: «Ты – моя частичка» 4.Д/и: «На что похоже» | 1 неделя 2 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | ||||||||
Февраль | |||||||||
1. ОД: «Золотая рыбка» 2. Д/и: «Кольца Луллия» 3. Игра: «Угадай, что я загадала» 4. Использование метода: «Фокальных объектов» | 1 неделя 1 неделя 2,3 неделя 3 неделя 4 неделя | ||||||||
Март | |||||||||
1. Д/и: «Дерево, птица, насекомое, дикое животное» 2. ОД: «Домашние животные» 3. Закрепление в свободной деятельности: игры по желанию | 1 неделя 2 неделя 3,4 неделя | ||||||||
Апрель | |||||||||
1. Д/и «Наоборот» 2. ОД «Путешествие на воздушном шаре» 3. Д/и «Маша-растеряша» 4. Д/и «Собери целое» | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя 3, 4 неделя 4 неделя | ||||||||
Май | |||||||||
1. Д/и: «А что было бы, если….» 2. Д/и: «Черное - белое» 3. ОД: «Что из чего» 4. Д/и по желанию детей | 1 неделя 2,3 неделя 3 неделя | ||||||||
Работа с родителями | Доклад: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ» | Сентябрь | |||||||
Знакомство с современными системами семейного воспитания. | Октябрь | ||||||||
Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии. | Ноябрь | ||||||||
Консультация для родителей: «Значение нестандартного мышления в жизни человека». | Декабрь | ||||||||
Доклад на родительском собрании «Факты успешного развития детей» | Январь | ||||||||
Консультация для родителей: «Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми». Индивидуальные консультации родителям. Рекомендации родителям | Февраль | ||||||||
1. Посещение ОД по проблеме 2. Участие в семинарах – практикумах | Март Апрель Май | ||||||||
Работа с педагогами | Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года | В течение учебного года | |||||||
Диагности- ческий блок | Обоснованность уровня освоения программы | Октябрь Апрель | |||||||
Аналитический блок | Обоснованность уровня освоения программы | Октябрь Апрель | |||||||
2020 учебный год | Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ Просмотр компьютерной презентации «Игры и упражнения с использованием технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ» | ||||||||
3 | Обобщение, распространение опыта | 1. Беседа с родителями на тему: «Как использовать ТРИЗ в семейном воспитании». 2. Консультация для родителей на тему: «В помощь родителям - развивающие игры ТРИЗ». родителей: «Что такое ТРИЗ?» | В течение учебного года | ||||||
Работа с родителями | 1. Беседа с родителями на тему: «Как использовать ТРИЗ в семейном воспитании». 2. Консультация для родителей на тему: «В помощь родителям - развивающие игры ТРИЗ». | В течение учебного года | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления средствами ИКТ
Родительское собрание...
Формирование у детей навыков самостоятельного речевого творчества через использование выразительных средств – сочинение загадок
Придумывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы придумать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать...
Мастер-класс "Развитие творческого мышления средствами арт - технологий у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы на семинаре для педагогов- психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений "Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста" на базе МБ...
Развитие творческого мышления методами ТРИЗ
формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера....
Алла Нестеренко Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ
Алла НестеренкоСтрана загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ...
Взаимосвязь речевого развития и творческого мышления младших дошкольников Педагогический опыт
В сентябре 2021 года мы коллегой Захария Татьяна Александровна | Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) начали работу с детьми м...
Взаимосвязь речевого развития и творческого мышления младших дошкольников Педагогический опыт
В сентябре 2021 года мы коллегой Меркулова Наталья Владимировна | сайт воспитателя детского сада | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)начали работу с детьми младшего дошкольного возраст...