Самообразования: «Развитие речевого творчества и творческого мышления средствами ТРИЗ»
учебно-методический материал (старшая группа)

Виктория Сергеевна Ушакова

Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_moya_vpisat.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

 План работы по самообразованию воспитателя

МБДОУ БГО ЦРР- детский сад № 11

на 2018 – 2020г.

Тема самообразования:

«Развитие речевого творчества и творческого мышления средствами ТРИЗ»

Ф.И.О. Ушакова Виктория Сергеевна

Должность: воспитатель

Образование: высшее

«Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при минимуме

затрат достичь максимума эффекта»

Г. С. Альтшуллер

Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: 

1. Повысить свой профессиональный уровень.                                                                    

2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

     1. Создание условий для исследовательской активности детей;

     2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

     3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

     4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность; увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Блок «Дети»: 

  • умеют быстро ориентироваться в пространстве
  • нестандартно подходят к решению задач
  • умеют фантазировать, изобретать
  • умеют находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду
  • умеют самостоятельно провести анализ игры или занятия
  • применяют полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации
  • применяют в работе полученные знания, умения и навыки

Блок «Родители»: привить родителям интерес к ТРИЗ.

Блок «Педагог»: повысить творческий и познавательный интерес к ТРИЗ  при использовании в

своей работе.

Механизм реализации:

- срок 2 года

- блоки

Подготовительный этап.

- создать условия для приобщения детей и родителей к ТРИЗ.

Теоретический этап.

- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов

Аналитико-диагностический этап.

- проведение диагностирования по проблеме.

 

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2018-2019 учебный год

1

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2017 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014

- Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.

- Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г.

- Внедрение ФГОС ДО в практикуаботы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г

- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.

- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

- Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002. №2.

- Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду.  2008. №6.2009. №№1,2.1.

- Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015

- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003.

- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

- Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.

2003. -№4. -С. 23-26.

- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24.

В течение учебного года

2019-2020 учебный год

Октябрь

2

Практический:

работа с детьми

1. Мониторинг по  технологии ТРИЗ-РТВ у детей.

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

3. Обследование речи и

творческого воображения детей.

Применение  метода ТРИЗ  в проектной деятельности.

1 неделя

2 неделя

3, 4 неделя

Ноябрь

1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

2. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения.

1 неделя

1,2 неделя

3 неделя

Декабрь

1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

2. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения (создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

1.Моделирование сказок

2.ОД: «Логический поезд»

3.Д/и: «Ты – моя частичка»

4.Д/и:  «На что похоже»

1 неделя

2 неделя

2 неделя

3, 4 неделя

Февраль

1. ОД: «Золотая рыбка»

2. Д/и: «Кольца Луллия»

3. Игра: «Угадай, что я загадала»

4. Использование метода: «Фокальных объектов»

1 неделя

1 неделя

2,3 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1. Д/и: «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»

2. ОД: «Домашние животные»

3. Закрепление в свободной деятельности: игры по желанию

1 неделя

2 неделя

3,4 неделя

Апрель

1. Д/и  «Наоборот»

2. ОД «Путешествие на воздушном шаре»

3. Д/и «Маша-растеряша»

4. Д/и «Собери целое»

1 неделя

2 неделя

3, 4 неделя

3, 4 неделя

4 неделя

Май

1. Д/и: «А что было бы, если….»

2. Д/и: «Черное - белое»

3. ОД: «Что из чего»

4. Д/и по желанию детей

1 неделя

2,3 неделя

3 неделя

Работа с

родителями

Доклад: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»

Сентябрь

Знакомство с современными системами семейного воспитания.

Октябрь

Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.

Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.

Ноябрь

Консультация для родителей:

«Значение  нестандартного мышления в жизни человека».

Декабрь

Доклад на родительском собрании «Факты успешного развития детей»

Январь

Консультация для родителей: «Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми».

Индивидуальные консультации родителям.

Рекомендации родителям

Февраль

1. Посещение ОД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах

Март

Апрель

Май  

Работа с

педагогами

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2020 учебный год

Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ

Просмотр компьютерной презентации  «Игры и упражнения с использованием технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ»

3

Обобщение, распространение опыта

1. Беседа с родителями на тему: «Как использовать ТРИЗ в семейном воспитании».

2. Консультация для родителей на тему: «В помощь родителям - развивающие игры ТРИЗ».
3.
Изготовление папки-ширмы для

родителей: «Что такое ТРИЗ?»

В течение учебного года

Работа с

родителями

1. Беседа с родителями на тему: «Как использовать ТРИЗ в семейном воспитании».

2. Консультация для родителей на тему: «В помощь родителям - развивающие игры ТРИЗ».
3.
Изготовление папки-ширмы для родителей: «Что такое ТРИЗ?»

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей навыков самостоятельного речевого творчества через использование выразительных средств – сочинение загадок

     Придумывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы придумать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать...

Мастер-класс "Развитие творческого мышления средствами арт - технологий у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы на семинаре для педагогов- психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений "Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста" на базе МБ...

Развитие творческого мышления методами ТРИЗ

формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера....

Алла Нестеренко Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ

Алла НестеренкоСтрана загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ...

Взаимосвязь речевого развития и творческого мышления младших дошкольников Педагогический опыт

В сентябре 2021 года мы коллегой Захария Татьяна Александровна | Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) начали работу с детьми м...

Взаимосвязь речевого развития и творческого мышления младших дошкольников Педагогический опыт

В сентябре 2021 года мы коллегой Меркулова Наталья Владимировна | сайт воспитателя детского сада | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)начали работу с детьми младшего дошкольного возраст...