Консультация «Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»
консультация

Портнова Елена Александровна

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Что необходимо использовать при моделировании предметно-пространственной среды можно узнать из предложенного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Моделирование развивающей среды в дошкольном

образовательном учреждении»

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной

среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник

его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании

необходимо использовать:

- научные положения исследователей в этой области;

- базовые компоненты предметно-развивающей среды;

- параметры организации воспитательно-образовательного процесса;

- имеющееся пространство;

- время года;

- предметное и социальное окружение дошкольников.

Модель предметно - развивающей среды учитывает:

- Основные направления деятельности (физической, художественно- эстетической, познавательно-речевой и социальной), обеспечивающих развитие целостной гармоничной личности дошкольника.

- Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в

других областях.

- Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются: тип дошкольного образовательного учреждения, культурные художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн-

студия, культурные ландшафты).

- Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7

лет), включающих:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.

Основные принципы организации центров активности:

Выделение центров активности.

- должны быть четко выделены,

- заранее предусмотреть места проходов, которые не будут проходить через пространство центра,

- выделять центры активности можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью покрытий, мольбертов и пр.

Места для отдыха.

- это место, где ребенок сможет побыть один, если площадь ограничить так, чтобы в нем помещалось не более двух человек.

- это место может занимать и относительно большое пространство, став частью, например, литературного центра.

- в одном помещении может быть несколько мест для отдыха. Мягкую мебель можно поставить в тех  или иных центрах активности. (В центре ролевых игр вполне уместно мягкое детское кресло или диван. Дети могут здесь просто отдохнуть, а могут поиграть (в том случае, если игры не становятся слишком активными и шумными).

Уголки уединения.

- место, где ребёнок может уединиться, чтоб избежать стресса.

- в уголке уединения может находиться стол с одним или двумя стульями,

- любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения,

- важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать потребность в уединении, возникающую у других.

Ограничение количества детей в центрах активности.

- если из-за ограниченной площади дети не могут находиться в любимом центре, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребёнку понимать, что данный центр уже заполнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем.

Оптимальное использование пространства.

- освободить пространство в спальне, частично или полностью заменив обычные кровати выдвижным, двухъярусными, складными и т.д. Это позволит перенести один или несколько центров активности,

- использовать рекреации, коридоры и другие свободные пространства детского сада для различных целей: для проведения кружков и занятий по интересам (шахматы, библиотека), для физической активности (классики на полу, кегли, физкультурные тренажеры, детский настольный футбол и т.д.), для выставки детских достижений, для информационных целей,

- организовать в отдельных помещениях детского сада различные клубы, мастерские, студии, лаборатории,

- максимально использовать территорию детского сада, не ограничивать детскую деятельность рамками групповой площадки и создавая условиях для разновозрастного общения.

Источник:  От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»

Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...

Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении".

Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда  в дошкольном образовательном учреждении"....

Многофункциональная развивающая ширма как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быт...