Консультация «Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»
консультация
Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Что необходимо использовать при моделировании предметно-пространственной среды можно узнать из предложенного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Моделирование развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении»
Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной
среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник
его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании
необходимо использовать:
- научные положения исследователей в этой области;
- базовые компоненты предметно-развивающей среды;
- параметры организации воспитательно-образовательного процесса;
- имеющееся пространство;
- время года;
- предметное и социальное окружение дошкольников.
Модель предметно - развивающей среды учитывает:
- Основные направления деятельности (физической, художественно- эстетической, познавательно-речевой и социальной), обеспечивающих развитие целостной гармоничной личности дошкольника.
- Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в
других областях.
- Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются: тип дошкольного образовательного учреждения, культурные художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн-
студия, культурные ландшафты).
- Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7
лет), включающих:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.
Основные принципы организации центров активности:
Выделение центров активности.
- должны быть четко выделены,
- заранее предусмотреть места проходов, которые не будут проходить через пространство центра,
- выделять центры активности можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью покрытий, мольбертов и пр.
Места для отдыха.
- это место, где ребенок сможет побыть один, если площадь ограничить так, чтобы в нем помещалось не более двух человек.
- это место может занимать и относительно большое пространство, став частью, например, литературного центра.
- в одном помещении может быть несколько мест для отдыха. Мягкую мебель можно поставить в тех или иных центрах активности. (В центре ролевых игр вполне уместно мягкое детское кресло или диван. Дети могут здесь просто отдохнуть, а могут поиграть (в том случае, если игры не становятся слишком активными и шумными).
Уголки уединения.
- место, где ребёнок может уединиться, чтоб избежать стресса.
- в уголке уединения может находиться стол с одним или двумя стульями,
- любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения,
- важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать потребность в уединении, возникающую у других.
Ограничение количества детей в центрах активности.
- если из-за ограниченной площади дети не могут находиться в любимом центре, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребёнку понимать, что данный центр уже заполнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем.
Оптимальное использование пространства.
- освободить пространство в спальне, частично или полностью заменив обычные кровати выдвижным, двухъярусными, складными и т.д. Это позволит перенести один или несколько центров активности,
- использовать рекреации, коридоры и другие свободные пространства детского сада для различных целей: для проведения кружков и занятий по интересам (шахматы, библиотека), для физической активности (классики на полу, кегли, физкультурные тренажеры, детский настольный футбол и т.д.), для выставки детских достижений, для информационных целей,
- организовать в отдельных помещениях детского сада различные клубы, мастерские, студии, лаборатории,
- максимально использовать территорию детского сада, не ограничивать детскую деятельность рамками групповой площадки и создавая условиях для разновозрастного общения.
Источник: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...
Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....
«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»
Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...
Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении".
Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении"....
Выступление на педагогическом мероприятии педагогов ДОУ на тему - «Создание мотивирующей образовательной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для достижения новых образовательных результатов, в контексте ФГОС ДО»
Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка....
Многофункциональная развивающая ширма как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быт...
Консультация на тему "Музыкалная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении"
Консультация для воспитателей...