«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»
статья на тему

Степанова Светлана  Евгеньевна

Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника, это является своеобразной формой самообразования маленького ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ (ОЦ) села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский  Самарской области структурного подразделения  «Зорька».

Воспитатель Степанова С. Е.

Тема: «Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника».

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сфер жизни.

Я считаю, что очень важно воспитывать ребёнка как личность, и этому способствует комфортно развивающая среда дошкольного образовательного учреждения. Средой развития ребенка – является комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.

Комфортная развивающая среда обеспечивает различные виды активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности ребёнка, это является своеобразной формой самообразования маленького ребенка.

В нашем детском саду «Зорька» села Челно-Вершины используется комфортная развивающая среда с целью решения следующих задач:

1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей  детей.

2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста. 

3. Создание условий для реализации усвоенных способов деятельности, приобретенных знаний, умений, навыков.  

4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Я в своей группе предлагаю детям разнообразный материал для их активного участия в разных видах деятельности. В группе находятся различные игровые и познавательные зоны, исследовательский центр и центр творчества, где дети реализуют свои возможности, проводят опыты и достигают результатов самостоятельно.

Создан,  музыкальный уголок. Здесь находятся различные инструменты: духовые, ударные, шумовые, струнные, шумовые. Дети с удовольствием акомпонируют себе при пении, в подвижных играх, при постановке театральных представлений.

Так же комфортно обустроен уголок уединения, где дети могут побыть одни, отдохнуть.

Активно дети используют инвентарь, который находится в спортивном уголке - это кольцеброс, мячи, обручи, скакалки, с удовольствием ребята занимаются на шведской стенке. Я провожу  большую работу с родителями. Благодаря этому родители активно принимают участие в жизнедеятельности детей, помогают создавать спортивный инвентарь своими руками:  массажные коврики, палочки-каталочки. Дети с энтузиазмом ходят по коврикам, катают палочки-каталочки, это предупреждает плоскостопие у детей.

Я вместе с детьми провожу активную деятельность в уголке природы - мы с детьми ухаживаем за рыбками, цветами, наблюдаем за ростом растений, проводим опыты, зарисовываем результаты в «Дневник наблюдения» и ребята относительно самостоятельно делают выводы. Мы вместе с ребятами посадили семена боба, фасоли, тыквы, овса и выяснили, какое семечко быстрее прорастает, что будет, если вовремя не полить растение. Вместе с детьми занимаемся выращиванием «Зелёного огорода», где проводим посадку и выращиваем зелёный лук. А ранней весной в группу вносим найденные веточки деревьев на участке, и наблюдаем за распусканием почек на ветках, посаженных в оду, вместе с детьми готовим рассаду помидоров, садовых цветов для последующей высадки на участок.

Уголок сюжетно-ролевых игр - одно из любимых нашими детьми игровых зон. Ребёнок- это наше отражение, В сюжетно-ролевых играх ребята передают своё эмоциональное, настроение, увиденное ранее. Я считаю, что моей задачей является направить детское воображение в положительное русло, и я с этим успешно справляюсь, формируя комфортную развивающую среду. Я помогаю детям создать сюжет игры, если возникают трудности, иногда взяв на себя главную роль, постепенно выхожу из игры, предоставив детям самостоятельно развивать сюжет, связывая несколько сюжетных игр: «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница», «Театр». Для подержания игры и продолжения её развития, я предлагаю детям новые атрибуты, которые сделаны вместе с детьми ранее, и предметы-заменители.

 Таким образом, развитию креативности способствует деятельность воспитателя, направленная на:

 - нахождение решения в нестандартных ситуациях;

- развивитие оригинальности мыслительной деятельности;

- умение анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон, необходимое для плодотворной дальнейшей работы.

Для знакомства ребят с Основами Безопасности Жизнедеятельности создан уголок Правила дорожного движения, где ребята знакомятся с дорожными знаками, и обыгрывают различные ситуации как предложенные мною, так и придуманные самими ребятами. Наш детский сад очень тесно сотрудничает с Челно-Вершинским отделением ГИБДД в рамках пропаганды безопасного поведения на дороге. За активное участие в конкурсах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нашему детскому саду подарили замечательный палас с изображением городка. Дети с большим удовольствием играют с машинами, самостоятельно создают ситуации, которые решают в игровых ситуациях.

Полочка красоты - где регулярно выставляются предметы искусства, скульптуры, графика, портреты художников.

Очень помогают в организации работы с детьми  Исследовательский центр, Мини-музей, Центр воды и песка. 

Большую  работу я провожу по ознакомлению с различными видами искусства, а так же с   народным прикладным искусством,  для этого создан в группе уголок изобразительной деятельности. Дети знакомятся с настоящим работами мастеров - городецких, хохломских, дымковских, гжельских, филимоновских.

Результаты моей работы можно увидеть при проведении диагностики по методике О. Соломенниковой «Ознакомление с народно- прикладным искусством».

Высокий уровень-  40%  

Средний уровень - 55%  

В центре творчества  создан театральный уголок. Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Для успешной театральной деятельности важно иметь отдельный уголок, оформленный в комфортную развивающую среду. В нашей группе создан уголок театра би-ба-бо, где дети с удовольствием показывают авторские сказки и сказки, придуманные самостоятельно, как ребятам своей группы, так и детям младшего возраста. Настольный театр, мы с детьми создаём сами, своими руками, из различного природного и бросового материала. Так же имеются ширма и уголок «ряжения».

Я веду театрализованный кружок «Сказка». Мы с совместно с музыкальным руководителем и детьми подготовили театрализованные представления: театрально- хореографическая фантазия по мотивам одноимённой сказки Х.К. Анднрсена  и других сказок и легенд о цветах, театрализованное новогоднее представление «Путешествие по сказочному царству», музыкально- театрализованное представление «Щелкунчик», театрализованное представление «Космическое представление с маленьким принцем». В это прекрасном, но трудоёмком деле нам помогают родители. Сочетание индивидуального и совместного творчества детей и взрослых способствуем личностному развитию детей, воображения, положительного отношения друг к другу.

 Совместно с психологом мы провели диагностику по методике Д. Векслера «Интеллектуальное развитие», обследование показало что:

  Высокий уровень- 26%

Средний уровень- 63%

Таким образом, в результате моей работы я увидела, что за два года почти на 20% выросло количество детей с высоким уровнем интеллектуального развития. У детей расширяется кругозор, они владеют навыками монологической и диалогической речи, совершенствуется звуковая культура речи. Дети развиваются эмоционально, учатся понимать себя и своих сверстников, а значит, они успешны в общении.

Для того чтобы увидеть результаты своей работы, была проведена диагностика по методике Т. С. Комарововой: что исследовалось?

 Высокий уровень- 26%

Средний уровень- 64%

В нашем детском саду создана комфортно-развивающая среда для развития одарённых детей. Дети большим энтузиазмом принимают участие в различных смотрах, конкурсах, фестивалях, которые проводятся на районном, окружном, областном, региональном уровне. Пол итогам получали благодарственные письма, грамоты, дипломы.

В моей группе было проведено тестирование по методике П. Торонко «Развитие одарённости», результаты нас порадовали, из 14 тестированных детей показали:

Высокий уровень- 30%

Средний уровень- 67%

Низкий уровень – 3%

Проведя работу с детьми и определив, в каком направлении развивается одарённость ребят, я организовала выставку  «Одарённые дети» куда входили работы по изобразительной деятельности: рисованию, тестопластике, аппликации, художественному  труду. Выставка организованна в ИЗО студии.

 Так же совместно со специалистами нашего детского сада «Зорька» ведётся большая работа по выявлению и других способностей у детей: математических, музыкальных, танцевальных, что способствует активному участию в различных мероприятиях.

Для повышения эффективности работы с детьми администрацией детского сада организованы социально- партнёрские отношения с районным домом культуры, районной библиотекой, МЦДО «Лидер», музыкальной школой, реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями, школой, другими детскими садами села.

Литература:

  1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.. 1995.//
  2. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду»- М.. 2009.//
  3. Н.Ф.Сорокина «Театр-творчество-дети».//
  4. Программа «Радуга» (программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей. Просвещение 2000г.//
  5. Е.П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, развитие речи». Издательство «Учитель» 2005г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

«Музыкально - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении»

«Музыкально - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении »...

Анкета для родителей «Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении родителями...

Lego-конструирование - современная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7586324","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] Программное содержание:Цель: Развитие коммуникативных спо...

Многофункциональная развивающая ширма как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быт...