викторина на тему "Волшебный мир слов"
материал
Предварительный просмотр:
Игра - викторина «Волшебный мир слов»
Цель:
Обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность в изучении многозначных слов.
Задачи:
- Образовательная: закрепить знания детей о многозначности слов, крылатых выражениях; синонимических и антонимических отношениях между словами. Формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с многозначными словами.
- Развивающая: Развивать внимание. мышление. Расширение словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Воспитательная: Воспитывать интерес к родному языку. Воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки в повседневной жизни при общении друг с другом.
Материал: эмблемы; картинки-символы к словам; предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (ёжик, ёлка, швейная иголка, шприц; гриб, кукла, стол, лампа); предметы, не относящиеся к данным многозначным словам; ворота; иллюстрации фразеологизмов; чудесный мешочек, шариковые ручки (для призов, фишки.
Ход викторины:
Воспитатель: Внимание! Сегодня в нашем детском саду проводится игра-викторина "В мире слов". На нашей викторине присутствуют гости, наши родители. В ней принимает участие две команды. Предложить вступительную речь родителям.
- Первая команда называется "Солнышко".
Девиз:
За ручки мы возьмемся
И станем в тесный круг!
Мы солнышком зовемся,
И в каждой ручке друг!
- Вторая команда называется "Капельки"
Девиз:
Мы маленькие капельки
Хорошие, смешные
Веселые задорные
И очень заводные!
Воспитатель: Оценивать выступление команд будет жюри - это ваши родители. За каждый конкурс команда может получить очки, если задание будет выполнено без ошибок. Итак, начинаем!
1. Конкурс "Разминка"
командам по очереди задаются вопросы:
1.Объясните название своей команды: "Солнышко" и "Капельки".
2. Объясните, что обозначают выражения:
- длинная коса, острая коса.
3. - Кто или что может плыть? (рыба, человек, облако.)
- Кто или что может расти? (цветок, ребёнок, дом.)
2. Конкурс "Ярмарка слов"
1. Воспитатель говорит по одному многозначному слову каждой команде. Дети должны подобрать к этим словам слова-спутники. (одной команде - золотой, второй - идёт).
золотой - (золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки, золотой человек)
идет - (дождь идёт, часы идут, мальчик идёт, снег идет, время идет).
3. Конкурс "Королевство кривых зеркал"
1. Каждая команда проходит через волшебные ворота, при этом каждому участнику называется слово, а он должен назвать слово - неприятель
(антоним): добро - зло, трудно - легко, толстый - тонкий, мир - война, ругать - хвалить.
Физминутка "Кривое зеркало"
Воспитатель показывает движение, дети выполняют движение наоборот (например, ведущий наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т. д.)
4. Конкурс "Крылатые фразы"
1. "Отгадайте загадку, о какой части лица идёт речь"
- Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают.
Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.
А ещё на них можно вешать лапшу. (уши)
- Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)
5. Конкурс "Стихотворение"
"Шуточные стихи"
Странные вещи в природе бывают
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого - то они обижали.
"Слон затрубил", - говорят
Интересно,
Что - то слона я не вижу в оркестре? (А. Кушнер)
Членам команды предлагается объяснить слова из стихотворения: ножки у стула не шагают, часы бьют, слон затрубил.
6. Игра «Подбери слово»
Дети образуют круг, в центре круга водящий (воспитатель). Водящий предлагает детям повернуться к ней спиной и тот, кто из детей догадается, поворачивается в круг, с помощью наводящих вопросов дети отгадывают задуманное многозначное слово.
Нос: орган на лице у человека, морде животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.
Язык: орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; есть у костра).
Острый: отточенный, хорошо режущий, колющий; нос у Буратино; нож которым можно порезаться.
Золотой: цвет блестяще - желтый (кудри, осень); человек который может выполнить любое дело хорошо, из него делают украшения для мамы.
Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей.
Воспитатель: Сегодня все участники команд старались, поэтому я всем хочу вручить призы. Они находятся в чудесном мешочке. Я хочу подарить вам ручки. Отгадайте, что у меня в чудесном мешочке.
(Дети высказывают свои предположения: шариковая ручка, ручка у чашки, чайника, куклы).
- А что вы хотите получить в подарок? Какую ручку? (шариковую)
Вручение призов, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Слово о спорте"
викторина проводилась как массовое мероприятие для 3-4 классов...
Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)
Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)...
Методическая разработка Семейная речевая викторина "Путешествие в страну Волшебных слов"
Методическая разработка Семейная р...
Мероприятие «Говори на родном языке» Викторина «В мире слов»
Задачи викторины:закрепить знания о Международном дне родного языка;развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений...
Игра-викторина « Игры со словами»
Тема игры- викторины: "Зимние забавы" длядететй подготовительной группы с ОВЗ.Цель:закрепить знания, умения и навыки по теме....
Викторина «Доброта в родном слове» с детьми подготовительных групп
Цель: - познакомить с миром человеческих эмоций (доброта) для естественного психологического здоровья ребенкаСтремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в кач...
Викторина "От звука к слову".
В викторине учавствовали родители детей с нарушениями речи. В материалах викторины представлены задания для двух команд, фотоотчёт и анкеты для домашнего заполнения....