Программа дополнительного образования "Юный эколог"
рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно тогда закладывается основа мироощущения, экологического отношения к окружающей природе. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад № 53
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 53
протокол № 1 ___________________ Ж.Н.Фурман
от «01» сентября 2015 г. приказ № от 01.09.2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный эколог»
естественно - научной направленности
Срок освоения: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Программу составила:
В.В. Жданова
Калининград 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно тогда закладывается основа мироощущения, экологического отношения к окружающей природе. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Актуальность и педагогическая сообразность
Модель выпускника детского сада в рамках ФГОС в том числе, ориентирует на то, что у ребенка
—сформирована система элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника
— развит познавательный интерес к миру природы;
—сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
—воспитано гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Именно поэтому, экологическое образование дошкольников, необходимо начинать с раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатления. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Необходимо дать детям реальные представления о сторонах изучаемых объектов, ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования всегда являются осознанными и более прочными.
Цель программы: формировать у дошкольников систему ценностных отношений к природе и окружающему миру.
Задачи программы:
- Приобретать знания о многообразии окружающего мира и его роли в жизни человека.
- Развивать познавательный интерес дошкольников к получению систематических знаний о природе и о взаимосвязях природных объектов.
- Развивать творческие способности дошкольников, совершенствуя навыки природоохранной деятельности.
- Воспитывать экологическую культуру взаимоотношения с природой – понимание своего места в природе и адекватности понимания в природе.
- Формировать интеллектуальные умения и навыки: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Возраст детей и продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и является подготовительным этапом в освоении школьной программы по экологическому образованию. Носит развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, плакатами, дидактическими материалами, ИКТ – технологиями. Рекомендуемый возраст: 6-7 лет. Состав групп разновозрастной.
Срок реализации программы – 1 год. Программа состоит из 4 разделов, которые представляют собой систему, направленную на развивающую, экспериментальную и эколого-просветительскую деятельность.
Отбор учебной информации и форма её предоставления определены возрастными особенностями дошкольника.
Формы и режимы занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, т.е. 2х35 минут с перерывом 10 минут согласно Федерального закона РФ, закона «Об образовании»).
Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практической деятельности дошкольника. Из наблюдателей дети превратятся в участников событий, что позволит им приобрести много практических навыков. Узнают, например, как ухаживать за растениями и животными, как мастерить кормушки и птичьи домики, как делать поделки и подарки из природных материалов, которые они соберут и заготовят собственноручно и др.
Структура отдельного занятия включает в себя теоретическую и правтическую части.
Частая смена деятельности обусловлена возрастными и психологическими особенностями детей, необходимостью регулярной работы с животными и растениями, наблюдений и ухода за ними, а также необходимостью психологической разгрузки и восстановления сил.
Содержание программы включает усвоение комплекса знаний и умений, отражающих не только сущностные содержательные характеристики эколого-биологического профиля, но и достаточные знания для овладения основами этики коммуникативной культуры.
Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие воспитанниками нравственных образцов поведения цепи ситуаций нравственного выбора.
Принципы образования.
В основу программы «Юный эколог» положены следующие принципы образования:
- Принцип доступности. Каждый блок программного материала по объему и глубине освещения даётся с учётом возраста детей. Дошкольникам показываются доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.
- Принцип научности. Дети получают реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, гигиене, здоровьесберегающих технологиях, энергосбережении.
- Принцип энциклопедичности в отборе материала. В программу включен материал из разных областей экологии, биологии, медицины, зоологии, географии, физики и других наук.
- Принцип от частного к общему. При объяснении экологических проблем объясняется, как местные проблемы перерастают в локальные и глобальные.
- Принцип преемственности образования. Каждый блок программы связан с другими и предполагает развитие уже известных понятий.
- Принцип сочетания индивидуального и коллективного подхода к обучению. Программа предполагает индивидуальную исследовательскую и творческую работу дошкольников и проведение больших массовых мероприятий.
Основные отличительные особенности программы «Юный эколог».
- Реализация программы осуществляется на территории Областного Экологического Центра Краеведения и Туризма Калининградской области. Это уникальная возможность знакомства и познания окружающего в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы, совершенствовать умения вести наблюдение за различными объектами живой и неживой природы, развивать навыки ухода за растениями и животными, формировать бережное отношение к окружающему миру, повышать мотивацию здорового образа жизни, закреплять речевые навыки и обогащать словарный запас дошкольника. Материальная база (лабораторное оборудование, ТСО) позволяет решать различные проблемы с помощью опытов и экспериментов, работать с информационными источниками (осмысление экологической информации), учить оформлять и презентовать результаты своей деятельности.
- Программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, краеведческое, валеологическое и др.
- Программа является универсальным модулем: по ней можно заниматься в течение года, а также отдельно использовать каждый блок программы.
- Большая часть времени при обучении уделена практической работе.
- Активно используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности дошкольников: занятие – интервью, создание Красной книги, постановка театрализаций, репортаж, ролевая игра и т.д.
- Материалы программы «Юный эколог» носит прикладной характер и используется детьми в их дальнейшей жизни. Например, различение съедобных и несъедобных грибов и ягод, практическая работа по охране природы, правильное использование земли на своём участке. Оказание первой доврачебной помощи и многие другие умения и навыки.
Методы диагностики знаний дошкольников
При обучении по программе «Юный эколог» используются различные формы учёта познавательной активности обучающихся, а также разнообразные средства оценки результатов.
Промежуточный контроль осуществляется методами «мозгового штурма», дидактических игр, «веселых картинок», контроля – эстафеты, викторин, конкурсов знатоков и т.п.
Итоговый контроль осуществляется при помощи тестовых заданий по каждому разделу.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа состоит из четырех разделов, связанных с природными сезонами:
1 раздел – «Осень»; II раздел – «Зима»; III – «Весна»; IV раздел – «Лото». Каждый раздел программы даёт знания о сезонных изменениях в природе, о их закономерностях и взаимосвязях; расширяет представления о природе России и родного края; изучает объекты живой и неживой природы; даёт начальные знания по охране окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....
Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»....
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Программа дополнительного образования "Экология в дошкольной группе"
Программа дополнительного образования...