Программа дополнительного образования "Юный эколог"
рабочая программа

Жданова Вероника Вячеславовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно тогда закладывается основа мироощущения, экологического отношения к окружающей природе. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад № 53

СОГЛАСОВАНО                                                                            УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                              Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 53

протокол № 1                                                                                  ___________________ Ж.Н.Фурман

от «01» сентября 2015 г.                                                                приказ №           от 01.09.2015 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный эколог»

естественно - научной направленности

Срок освоения: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

Программу составила:

В.В. Жданова

Калининград 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно тогда закладывается основа мироощущения, экологического отношения к окружающей природе. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Актуальность и педагогическая сообразность

Модель выпускника детского сада в рамках ФГОС в том числе, ориентирует на то, что у ребенка

—сформирована система элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника

— развит познавательный интерес к миру природы;

—сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

—воспитано гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Именно поэтому, экологическое образование дошкольников, необходимо начинать с раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатления. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Необходимо дать детям реальные представления о сторонах изучаемых объектов, ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования всегда являются осознанными и более прочными. 

Цель программы: формировать у дошкольников систему ценностных отношений к природе и окружающему миру.

Задачи программы:

  1. Приобретать знания о многообразии окружающего мира и его роли в жизни человека.
  2. Развивать познавательный интерес дошкольников к получению систематических знаний о природе и о взаимосвязях природных объектов.
  3. Развивать творческие способности дошкольников, совершенствуя навыки природоохранной деятельности.
  4. Воспитывать экологическую культуру взаимоотношения с природой – понимание своего места в природе и адекватности понимания в природе.
  5. Формировать интеллектуальные умения и навыки: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Возраст детей и продолжительность реализации программы.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и является подготовительным этапом в освоении школьной программы по экологическому образованию. Носит развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, плакатами, дидактическими материалами, ИКТ – технологиями. Рекомендуемый возраст: 6-7 лет. Состав групп разновозрастной.

Срок реализации программы – 1 год. Программа состоит из 4 разделов, которые представляют собой систему, направленную на развивающую, экспериментальную и эколого-просветительскую деятельность.

Отбор учебной информации и форма её предоставления определены возрастными особенностями дошкольника.

Формы и режимы занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, т.е. 2х35 минут с перерывом 10 минут согласно Федерального закона РФ, закона «Об образовании»).

Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практической деятельности дошкольника. Из наблюдателей дети превратятся в участников событий, что позволит им приобрести много практических навыков. Узнают, например, как ухаживать за растениями и животными, как мастерить кормушки и птичьи домики, как делать поделки и подарки из природных материалов, которые они соберут и заготовят собственноручно и др.

Структура отдельного занятия включает в себя теоретическую и правтическую части.

Частая смена деятельности обусловлена возрастными и психологическими особенностями детей, необходимостью регулярной работы с животными и растениями, наблюдений и ухода за ними, а также необходимостью психологической разгрузки и восстановления сил.

Содержание программы включает усвоение комплекса знаний и умений, отражающих не только сущностные содержательные характеристики эколого-биологического профиля, но и достаточные знания для овладения основами этики коммуникативной культуры.

Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие воспитанниками нравственных образцов поведения цепи ситуаций нравственного выбора.

Принципы образования.

В основу программы «Юный эколог» положены следующие принципы образования:

  1. Принцип доступности. Каждый блок программного материала по объему и глубине освещения даётся с учётом возраста детей. Дошкольникам показываются доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.
  2. Принцип научности. Дети получают реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, гигиене, здоровьесберегающих технологиях, энергосбережении.
  3. Принцип энциклопедичности в отборе материала. В программу включен материал из разных областей экологии, биологии, медицины, зоологии, географии, физики и других наук.
  4. Принцип от частного к общему. При объяснении экологических проблем объясняется, как местные проблемы перерастают в локальные и глобальные.
  5. Принцип преемственности образования. Каждый блок программы связан с другими и предполагает развитие уже известных понятий.
  6. Принцип сочетания индивидуального и коллективного подхода к обучению. Программа предполагает индивидуальную исследовательскую и творческую работу дошкольников и проведение больших массовых мероприятий.

Основные отличительные особенности программы «Юный эколог».

  • Реализация программы осуществляется на территории Областного Экологического Центра Краеведения и Туризма Калининградской области. Это уникальная возможность знакомства и познания окружающего в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы, совершенствовать умения вести наблюдение за различными объектами живой и неживой природы, развивать навыки ухода за растениями и животными, формировать бережное отношение к окружающему миру, повышать мотивацию здорового образа жизни, закреплять речевые навыки и обогащать словарный запас дошкольника. Материальная база (лабораторное оборудование, ТСО) позволяет решать различные проблемы с помощью опытов и экспериментов, работать с информационными источниками (осмысление экологической информации), учить оформлять и презентовать результаты своей деятельности.
  • Программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, краеведческое, валеологическое и др.
  • Программа является универсальным модулем: по ней можно заниматься в течение года, а также отдельно использовать каждый блок программы.
  • Большая часть времени при обучении уделена практической работе.
  • Активно используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности дошкольников: занятие – интервью, создание Красной книги, постановка театрализаций, репортаж, ролевая игра и т.д.
  • Материалы программы «Юный эколог» носит прикладной характер и используется детьми в их дальнейшей жизни. Например, различение съедобных и несъедобных грибов и ягод, практическая работа по охране природы, правильное использование земли на своём участке. Оказание первой доврачебной помощи и многие другие умения и навыки.

Методы диагностики знаний дошкольников

При обучении по программе «Юный эколог» используются различные формы учёта познавательной активности обучающихся, а также разнообразные средства оценки результатов.

Промежуточный контроль осуществляется методами «мозгового штурма», дидактических игр, «веселых картинок», контроля – эстафеты, викторин, конкурсов знатоков и т.п.

Итоговый контроль осуществляется при помощи тестовых заданий по каждому разделу.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа состоит из четырех разделов, связанных с природными сезонами:

1 раздел – «Осень»; II раздел – «Зима»; III – «Весна»; IV раздел – «Лото». Каждый раздел программы даёт знания о сезонных изменениях в природе, о их закономерностях и взаимосвязях; расширяет представления  о природе России и родного края; изучает объекты живой и неживой природы; даёт начальные знания по охране окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"

Программа написана с учетом краевого компонента....

Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»

Программа по дополнительной образовательной услуге:   кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ  № 64 «Пингвинёнок»....

Программа дополнительного образования «Юный эколог»

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...

дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .

СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....