Программа дополнительного образования "Экология в дошкольной группе"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Совета Директор МБОУ Заборьевская СШ
МБОУ Заборьевская сШ Демидовского района Смоленской области
Демидовского района Смоленской области _____________ Т.Г.Кузнецова
Протокол от «28» 08. 2020 г № 1 «28» 08 .2020г.
Программа дополнительного образования
«Экология в дошкольной группе»
Программа рассчитана на возраст детей 3-7 лет.
Воспитатель: Арефьева
Елена Александровна
2016
Пояснительная записка.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правельнного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения НОД, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми младшей (3-4лет),средней (4-5 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 10 мин.), с детьми средней группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.).
Новизна дополнительной экологической программы заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Программа позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации дополнительной программы: четыре года.
Актуальность программы заключается в том, что она:
- Выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 3-7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- Способствует ранней социализации детей 5-7 лет обозначенный в ФГОС;
- Соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДГ модели его образа;
- Формирует у ребенка 5-7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
- Формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире;
- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом;
- дети, возрастом, 6-7 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае;
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Экология в дошкольной группе»
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет.
№ | Раздел, темы | Количество занятий |
1 | Раздел: Неживая природа | 14 |
1.1 | Тема: Земля - наш дом! | 3 |
1.2 | Тема: Путешествие капельки. | 4 |
1.3 | Тема: Воздух. | 4 |
1.4 | Тема: Где ночует солнышко? | 1 |
1.5 | Тема: Разноцветные песчинки. | 2 |
2 | Раздел: Живая природа | 16 |
2.1 | Тема: Растения, какие они? | 5 |
2.2 | Тема: Мир животных. | 4 |
2.3 | Тема: В лес за чудесами. | 3 |
2.4 | Тема: Птицы вокруг нас! | 4 |
«Экология в дошкольной группе»
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет.
№ | Раздел, темы | Количество занятий |
1 | Раздел: Неживая природа | 14 |
1.1 | Тема: Земля - наш дом! | 3 |
1.2 | Тема: Путешествие капельки. | 4 |
1.3 | Тема: Воздух. | 4 |
1.4 | Тема: Где ночует солнышко? | 1 |
1.5 | Тема: Разноцветные песчинки. | 2 |
2 | Раздел: Живая природа | 16 |
2.1 | Тема: Растения, какие они? | 5 |
2.2 | Тема: Мир животных. | 4 |
2.3 | Тема: В лес за чудесами. | 3 |
2.4 | Тема: Птицы вокруг нас! | 4 |
«Экология в дошкольной группе»
Учебно-тематический план для детей 6-7лет.
№ | Раздел, темы | Количество занятий |
1 | Раздел: Что изучает экология? Как стать юным экологом. | 6 |
Тема: Я и природа. | 3 | |
Тема: Защитники природы. | 3 | |
2 | Раздел: Человек и неживая природа | 18 |
Тема: Без воды нам не прожить | 4 | |
Тема: Воздух вокруг нас | 4 | |
Тема: Солнце - большая звезда | 3 | |
3 | Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни). | 7 |
4 | Раздел: Многообразие растительного и животного мира. | 12 |
Тема: Растительный мир | 4 | |
Тема: Животный мир | 4 | |
Тема: Лес в жизни человека | 4 |
Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:
- первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
- второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
- третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
- четвёртый тематический блок: Уход за
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.
- пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
- шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и
значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
- седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.
- восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
- девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.
- десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.
формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины.
Занятия проводятся по 10 минут с детьми 3-4 лет , 20 минут 4-5 лет; по 30 минут, с детьми 6-7 лет.
На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные
методы, дидактические игры.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.
- Знать и называть некоторых домашних животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.
- Знать и называть некоторых домашних животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Ухаживать за растениями в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и умозаключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Иметь представление о родном крае.
- Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
- Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
- Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
- Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети младшей группы должны знать:
- 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
- части тела животных и их особенности
- виды растений
- основные части растений
- правила ухода.
- Должны уметь:
- устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:
- о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Дети средней группы должны знать:
- 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей
- части тела животных и их особенности
- виды растений
- основные части растений
- правила ухода.
Должны уметь:
- устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,
пищей и ротовым аппаратом животных,
- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
Иметь представление:
- о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой
природе.
Дети подготовительной к школе группы
Должны знать:
- животных основных классов
-особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются.
- виды растений
- стадии роста и развития растений
- что такое вода, воздух, солнце, почва
- Должны уметь:
- устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных,
- различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
- производить группировку «живое», «неживое».
- Иметь представление
О роли неживой природы в жизни человека.
Содержание и методическое обеспечение программы детей 3-4 лет.
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствую шие формы работы |
Неживая природа | ||||||
1 | Сентябрь | «Земля - наш дом» | Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. | занятие | Иллюстрации, фотографии | |
2 | Сентябрь | «Угадай правило» | Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. | занятие | Рисунки с графическим изображением правил, стихи, | Рассматривание рисунков старших детей |
3 | Октябрь | «Выбери правильно дорогу» | Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) | занятие | Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. | |
4 | Октябрь | «Вода - друг человека» | Продолжать знакомить детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать представление о важности воды в жизни человека | занятие | Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико» | Разучивание стихов, потешек |
5 | Октябрь | «Разноцветная вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта | |
6 | Октябрь | «Вода холодная и горячая» | Развивать тактильные ощущения детей кожей, учить различать холодную и горячую воду, Правильно обозначать словами. | наблюдение | Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы» | Игры с дидактич. куклой |
7 | Ноябрь | «Удивительные приключения капельки» | Учить сохранять воду в природе,1 довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку. | занятие -игра | Обучающая настольная игра | |
8 | Ноябрь | «Ветер, ветер, ты могуч» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов | занятие | Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина | Наблюдения за вентилятором |
9 | Ноябрь | «Как мы дышим» | Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. | занятие | Иллюстрации | |
10 | Декабрь | «Наблюдение за ветром» | Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. | прогулка | Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками | Дидактическ. игра «Поиграй с нами ветерок» |
11 | Декабрь | «Облака - белогривые лошадки» | Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака. | прогулка | Наблюдения, песенка «Облака - белогривые лошадки», стихотворения | Разучивание песен на муз. занятии |
12 | Декабрь | «Пусть всегда будет солнце» | Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долготы дня. | наблюдение | Опыты а) Солнце предметы б) Солнце | |
13 | Январь | «Песок - наш помощник» | Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. | занятие -опыт | Опыт а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой | |
14 | Январь | «Что у нас под ногами» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) | занятие -опыт | ||
Живая природа. | ||||||
15 | Февраль | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | занятие | Внесение кашпо с цветами. Худож. слово | |
16 | Февраль | «Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. | занятие - беседа | Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» | |
17 | Февраль | «Как узнать ель» | Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы (зелёная, колючая). Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства. | наблюдение | Худож. слово, загадки | Рассматриван. ветки ели |
18 | Февраль | «Поможем ёлке» | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. | наблюдение | худож. слово, подвижные игры | Дидактич. игра «С чей ветки детки» |
19 | Март | «Козы! Кыш от берёзы!» | Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети. | занятие | Песня «Берёзка» Е. Тиличеева на слова П. Воронько, худож. слово | Слушание кассеты «Голоса животных» |
20 | Март | «Корова-коза-лошадь -домашние животные» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. | занятие | Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. | |
21 | Март | «Зайчик в беде» | Учить детей доброте, вызвать сочувствие к больному зайчику, желание помочь. | занятие -игра | худож. слово, хоровод «Заинька» | |
22 | Март | «Знакомство с кроликом» | Познакомить детей с кроликом. Обратить их внимание на особенности его внешнего вида. Вызвать у детей желание ухаживать за ним. | занятие | Худож. слово, наблюдения | |
23 | Апрель | «Сравнение собаки и кошки» | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках. Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем не похожи. Учить детей, что к незнакомым животным подходить нельзя | занятие | картинный материал, худож. слово | Игры с мягкими игрушками в группе |
24 | Апрель | «По экологической тропе» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. | экскурсия | худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» | |
25 | Апрель | «Прогулка в лес» | Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей. | целевая прогулка на опушку леса | худож. слово | Дидактич. игра «Кто как кричит?» |
26 | Апрель | «Путешествие в весенний лес» | Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. | экскурсия | худож. слово, дидактические игры | Наблюдения на прогулке |
27 | Май | «Воробей и ворона» | Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам | занятие | худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи |
28 | Май | «Птицы» | Обобщить представление детей о птицах. | занятие | инсценирование сказки, картинки | Наблюдения за птицами во дворе |
29 | Май | «Птичка живая и игрушка» | Выявить с детьми главные различия: декоративные экзотические птицы живут в клетке, летают чирикают, едят, пьют. Игрушечные птички очень похожи на живых, но они не летают, не пьют не едят. | наблюдение | сравнение живой и неживой птицы, худож. слово. | |
30 | Май | «Викторина о птицах» | Закреплять знания о птицах, о её внешне виде, уточнить названия птиц. | занятие | вопросы, Худож. слово, прослушивание записи птичьих голосов |
Содержание и методическое обеспечение программы детей 4-5 лет.
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствую шие формы работы |
Неживая природа | ||||||
1 | Сентябрь | «Земля - наш дом» | Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. | занятие | Иллюстрации, фотографии | |
2 | Сентябрь | «Угадай правило» | Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. | занятие | Рисунки с графическим изображением правил, стихи, | Рассматривание выставки рисунков старших детей |
3 | Октябрь | «Выбери правильно дорогу» | Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) | занятие | Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. | |
4 | Октябрь | «Вода - друг человека» | Продолжать знакомить детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать представление о важности воды в жизни человека | занятие | Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико» | Разучивание стихов, потешек |
5 | Октябрь | «Разноцветная вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта | |
6 | Октябрь | «Вода холодная и горячая» | Развивать тактильные ощущения детей кожей, учить различать холодную и горячую воду, Правильно обозначать словами. | наблюдение | Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы» | Игры с дидактич. куклой |
7 | Ноябрь | «Удивительные приключения капельки» | Учить сохранять воду в природе,1 довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку. | занятие -игра | Обучающая настольная игра | |
8 | Ноябрь | «Ветер, ветер, ты могуч» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов | занятие | Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина | Наблюдения за вентилятором |
9 | Ноябрь | «Как мы дышим» | Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. | занятие | Иллюстрации | |
10 | Декабрь | «Наблюдение за ветром» | Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. | прогулка | Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками | Дидактическ. игра «Поиграй с нами ветерок» |
11 | Декабрь | «Облака - белогривые лошадки» | Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака. | прогулка | Наблюдения, песенка «Облака - белогривые лошадки», стихотворения | Разучивание песен на муз. занятии |
12 | Декабрь | «Пусть всегда будет солнце» | Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долготы дня. | наблюдение | Опыты а) Солнце предметы б) Солнце | |
13 | Январь | «Песок - наш помощник» | Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. | занятие -опыт | Опыт а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой | |
14 | Январь | «Что у нас под ногами» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) | занятие -опыт |
Живая природа. | ||||||
15 | Февраль | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | занятие | Внесение кашпо с цветами. Худож. слово | |
16 | Февраль | «Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. | занятие - беседа | Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» | |
17 | Февраль | «Как узнать ель» | Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы (зелёная, колючая). Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства. | наблюдение | Худож. слово, загадки | Рассматриван ие ветки ели |
18 | Февраль | «Поможем ёлке» | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. | наблюдение | худож. слово, подвижные игры | Дидактич. игра «С чей ветки детки» |
19 | Март | «Козы! Кыш от берёзы!» | Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети. | занятие | Песня «Берёзка» Е. Тиличеева на слова П. Воронько, худож. слово | Слушание кассеты «Голоса животных» |
20 | Март | «Корова-коза-лошадь -домашние животные» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. | занятие | Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. | |
21 | Март | «Зайчик в беде» | Учить детей доброте, вызвать сочувствие к больному зайчику, желание помочь. | занятие -игра | худож. слово, хоровод «Заинька» | |
22 | Март | «Знакомство с кроликом» | Познакомить детей с кроликом. Обратить их внимание на особенности его внешнего вида. Вызвать у детей желание ухаживать за ним. | занятие | Живой объект, худож. слово, наблюдения | |
23 | Апрель | «Сравнение собаки и кошки» | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках. Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем не похожи. Учить детей, что к незнакомым животным подходить нельзя | занятие | картинный материал, худож. слово | Игры с мягкими игрушками в группе |
24 | Апрель | «По экологической тропе» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. | экскурсия | худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» | |
25 | Апрель | «Прогулка в лес» | Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей. | целевая прогулка на опушку леса | худож. слово | Дидактич. игра «Кто как кричит?» |
26 | Апрель | «Путешествие в весенний лес» | Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. | экскурсия -поход | худож. слово, дидактические игры | Наблюдения на прогулке |
27 | Май | «Воробей и ворона» | Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам | занятие | худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи | Просмотр видеофильма |
28 | Май | «Птицы» | Обобщить представление детей о птицах. | занятие | инсценирование сказки, картинки | Наблюдения за птицами во дворе |
29 | Май | «Птичка живая и игрушка» | Выявить с детьми главные различия: декоративные экзотические птицы живут в клетке, летают чирикают, едят, пьют. Игрушечные птички очень похожи на живых, но они не летают, не пьют не едят. | наблюдение | сравнение живой и неживой птицы, худож. слово. | |
30 | Май | «Викторина о птицах» | Закреплять знания о птицах, о её внешне виде, уточнить названия птиц. | занятие | вопросы, Худож. слово, прослушивание записи птичьих голосов |
Содержание и методическое обеспечение программы детей 6-7 лет.
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствующие формы работы |
Что изучает экология? Как стать юным экологом. | ||||||
1 | Сентябрь | «Экология» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | занятие | кукла «Инопланетянин», предметные картинки, дерево без листьев, пособие, «Напоминающее знаки» | |
2 | Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. | занятие | Картины с изображением обитателя леса, карта - план путешествие, стихи, загадки, дидактическая игра «Кто где живёт» | Рассматривание иллюстраций «Что хорошо, что плохо» |
3 | Сентябрь | «Сиреневый бал природы» | Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре | развлечение | слушание музыки, грамм, запись | Разучивание стихов, песен |
Человек и неживая природа. | ||||||
4 | Сентябрь | «Где живут капли воды в детском саду» | Закрепить знания детей, для чего нужна человеку вода. О её значимости и пользе. | экскурсия по детскому саду | наблюдения, народный фольклор | |
5 | Октябрь | «Послушная водичка» | Продолжать знакомить со свойствами воды. Развивать любознательность, смекалку, наблюдательность | занятие опыт | опыт: определение цвета, прозрачности, запаха, вкуса, формы воды | |
6 | Октябрь | «Вода - кровь земли» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру | занятие | Иллюстрация, худож. слово, | Рассматривание энциклопедии |
7 | Октябрь | «Ходит капелька по кругу» | Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение. Формировать у детей представления о природных взаимосвязях | праздник | Инсцинировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих | |
8 | Октябрь | «Воздух вокруг нас» | Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | занятие -опыт | Опыт со стаканом и водой. Опыт на доказательство невидимости и прозрачности воздуха | |
9 | Ноябрь | «Этот удивительный воздух» | Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно-следственные связи. | занятие -опыт | опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес» | |
10 | Ноябрь | «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | занятие | художественное слово, иллюстрации | |
11 | Ноябрь | «Где же 5-й океан» | Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | занятие | плакаты, глобус, опыты | Беседы с детьми |
12 | Ноябрь | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку. | наблюдения | исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло. | |
13 | Декабрь | «Солнце в жизни растений и животных» | Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы. | занятие | Иллюстрации, художественное слово, народный фольклор | Знакомство с пословицами, поговорками |
14 | Декабрь | «От чего происходит смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве. Совершенствовать представление детей о времени и частях суток. | занятие | Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением различных времён суток, подвижная игра «День и ночь» | Чтение худ. литературы |
15 | Декабрь | «Песок и глина -наши помощники» | Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые. | занятие -эксперимент | опыты с песком, глиной в экологической лаборатории | |
16 | Декабрь | «Удивительная глина» | Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам. | интегрированное занятие | художественное слово, лепка, посуда из глины | |
17 | Январь | «Что у нас под ногами» | Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, альпинарии). Драгоценные камни и украшения. | занятие | иллюстрации, коллекция камней, картинный материал | |
18 | Январь | «Земля - наша кормилица» | Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной) | занятие -эксперимент | экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы. | |
19 | Январь | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований. | занятие -эксперимент | художественное слово, почвы бывают разными. | Зарисовки наблюдений |
20 | Январь | «Знакомство с подземным царством» | Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность. | наблюдение | экологическая лаборатория, опыты с почвой | Чтение литературы о подземных царствах |
21 | Февраль | «Значение почвы в жизни растений» | Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве. | занятие | плакаты, иллюстрации, художественное слово |
Многообразие растительного и животного мира. | ||||||
22 | Февраль | «Не уставайте удивляться» | Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном. | занятие | художественное слово, загадки, приметы | |
23 | Февраль | «Зелёная аптека» | Дать представление о целительных свойствах зелёных растений. Познакомить с некоторыми из них. | занятия | стенд «Лекарственные растения», художественное слово, загадки | Изготовление и рассматривание гербария |
24 | Февраль | «Растения под нашей защитой» | Формировать познавательный интерес к миру растений, чувства ответственности за сохранение зелёного наряда планеты | беседа | иллюстрация, художественное слово | |
25 | Март | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | занятие | Внесение кашпо с цветами. Худож. слово | Наблюдения за цветущими растениями в ДГ |
26 | Март | «Где живут обитатели природы» | Познакомить детей с разнообразием домов - сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека. | занятие | таблица, дидактические карточки, художественное слово, дидактическая игра «Где мой дом» | |
27 | Март | «Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной. | занятие | художественное слово, таблица «Прудовая лягушка», аудио запись «Голоса птиц» | |
28 | Март | «О чём поют птицы» | Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. | занятие | приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц» |
29 | Апрель | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. Формировать правила поведения с этими животными | занятие | иллюстрации, художественное слово. | |
30 | Апрель | «В гостях у зелёного друга» | Вызвать интерес детей к защите и изучению растений. | беседа | игра - викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М. Ильину | |
31 | Апрель | «Что растёт в лесу и кто живёт в лесу» | Расширять представление детей о лесе, его обитателях и растениях. | беседа | художественное слово, загадки | |
32 | Апрель | «Кто главный в лесу» | Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. Уточнить представления о том, что главное звено в лесу - растения. | занятие | художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о растениях и животных | |
33 | Май | «Лес в жизни человека» | Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. | экскурсия | панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что не следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из древесины» | |
34 | Май | «Заповеди юных защитников природы» | Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении. | занятие | плакаты с изображением различных ситуаций, беседа. | |
35 | Май | «Природа просит защиты» | Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. | занятие | художественное слово, иллюстрации, рисунки детей. |
36 | Май | «Природа и человек» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материал лучше тех, что созданы природой. | занятие | художественное слово, иллюстрации, картины |
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
- Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
- Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
- Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
- Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в дошкольной образовательной организации «Игровая логоритмика для детей»
Программа «Игровая логоритмика для детей», представленная в данном издании, - предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2.5 до 5-6 лет в условиях ДОУ. Данное издани...
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
В работе представлена разработка и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....
Адаптационная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной группы детей 5-7 лет, старший дошкольный возраст
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – ...
Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"
Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....
Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».
Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП«Всезнайка»....
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...