Познавательно-исследовательская деятельность"Свойства дерева и металла"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_dereva_i_metalla.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
Тема: «Свойства дерева и металла»
Подготовила и провела
Воспитатель:
Безменова О. Е
г. Петропавловск-Камчатский
2019 г.
Программное содержание.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.
3. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
4. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
5. Закрепить правила обращения с горячими предметами.
Развивающие:
1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.
2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.
5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.
2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.
Раздаточный: гвоздики и деревянные палочки, металлические пластины, деревянные бруски и миска с водой по количеству детей, картинки с изображением предметов сделанных из разных материалов.
1. Организационный момент.
Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Кто их сюда положил, я не знаю.
А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт. (Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь)
Молодцы ребята загадки отгадали.
Проблемная ситуация.
- А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.
Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш.
Давайте откроем и посмотрим. (достаю по очереди)
- Из чего сделан гвоздь? (Ответ детей – Гвоздь сделан из металла)
- Если гвоздь из металла, про него можно сказать какой он? (Ответ детей – гвоздь металлический)
- Из чего сделан карандаш? (Ответ детей – Карандаш сделан из дерева)
- Если карандаш из дерева, про него можно сказать какой он? (Ответ детей – карандаш деревянный)
- Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся с металлом и деревом. И узнаем, чем они отличаются друг от друга. А сейчас предлагаю вам узнать немного важного и интересного о металле. Пройдите, пожалуйста, на стулья. Спина прямая, ноги вместе и слушайте внимательно.
Презентация
2 слайд. Когда- то давным-давно люди еще не знали, что такое металл. И многие нужные вещи делали из других материалов.
3 слайд. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были очень непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал.
4 слайд. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Как называются такие горы?
5 слайд. Когда извержение заканчивалось, камни остывали.
6 слайд. И тут человек понял, что существуют такие камни, которые при нагревании могут расплавиться, а затем, когда остынут, стать прочными и твердыми. И самые смелые люди стали искать такие камни.
7 слайд. Камни, которые находят глубоко под землей и приносят пользу человеку, называются полезными ископаемыми. (давайте повторим все вместе). И из таких полезных ископаемых добывают металл.
8 слайд. Металл не разрезать, как ткань ножницами, не распилить, как дерево. Если металл очень сильно разогреть, то он станет мягким и даже жидким, тогда его можно переливать, смешивать с другими металлами. А когда эта масса застынет – получится снова твердый сплав. Вот какое удивительное свойство у металла.
На заводах работают с металлом люди разных профессий.
9 слайд. Металлург – это специалист, который работает на металлургическом заводе, плавит металл. Сначала металл плавится в большой печи, затем из ковша выливается в специальные формы. Металлург берет пробу, чтобы узнать какого качества металл. После этого металл охлаждается. Металлург одет в специальную одежду: на голове защитная каска, толстая куртка и брюки, на ногах сапоги.
Как вы думаете, зачем металлургу каска? А зачем брюки и куртка? (Одежда сшита из специальной ткани, которая защищает от брызг и высокой температуры.
10 слайд. Токарь - специалист который на токарном станке занимается механической обработкой деталей из металла.
11 слайд. Сварщик - рабочий, который с помощью электричества соединяет металлические части предметов, как бы приваривая их к друг другу. Давайте повторим все вместе эту профессию.
Ребята, молодцы. Итак, скажите мне:
1. Где человек добывает полезные ископаемые (камни), для изготовления металла? (в природе)
2. Что нужно сделать, чтобы металл стал мягким и даже жидким? (сильно разогреть)
3. Кто такой металлург?
2. Основная часть
1. Дидактическая игра «Из чего сделано»
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Из чего сделано». Пройдите, пожалуйста к столу, встаньте вокруг него. Уберите салфетку и посмотрите, перед вами лежат предметы, сделанные из металла и дерева. Сейчас я проверю ваши знания. Будьте внимательны. Вы должны определить из дерева или металла сделан ваш предмет, и отнести (положить) его к соответствующей картинке, положить возле карандаша или гвоздя.
- Какой ты предмет принес? Из чего сделана ложка.
- Почему ты положила матрешку к карандашу?
- Назовите, а какие еще предметы делают из дерева? (Из дерева делают стол, стул, кровать, диван, дверь)
- А ты какие знаешь предметы, сделанные из металла. (Из металла делают ложка, вилка, кастрюля, плита)
- Из дерева и металла делают много очень нужных предметов.
2. Физкультминутка
- Давайте с вами поиграем.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягиваются, руки в стороны)
Каждое старается, к небу солнцу тянется. (руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки (машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед)
Вправо-влево, назад-вперед, так деревья ветер гнет (наклоны)
Он их вертит, он их крутит, да когда же отдых будет (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
3. - Я предлагаю провести исследования. Садитесь на свои места, спина прямая, ноги вместе. У вас на разносах – все необходимое для занятия.
Сравнение дерева и металла.
- Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
Сначала сравним их на ощупь.
Возьмите металлическую гайку.
- Какая поверхность у гайки? (поверхность у металлической гайки гладкая)
- А какая поверхность у бруска? (Правильно, здесь гладкая, потому что покрыта специальным материалом, а с боку посмотрите. (сбоку поверхность у деревянного бруска шероховатая).
- Какой вывод можно сделать? (металл гладкий, дерево шероховатое).
Молодцы ребята.
4. - Теперь приложите к одной щеке гайку, а к другой брусок.
- Что ты чувствуешь? (Гайка – холодная, брусок – теплый)
- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)
Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».
- Сейчас вы убедитесь в этом.
Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
- Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).
- Правильно. (Дать потрогать каждому). Это свойство называется теплопроводность. Давайте повторим все вместе.
- Какой вывод можно сделать? (дети: вывод такой, что металл проводит тепло).
Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
- Давайте определим, что тверже, а что мягче? Смотрите за моими действиями. Что это за инструмент? (дети: молоток). Я возьму гвоздь и попробую вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (потому что металл твердый)
- Я попробую забить гвоздь в деревянный брусок. Что происходит? (гвоздь входит в деревянный брусок). Почему? (потому что дерево мягче).
- Какой вывод: дерево мягче металла. Или металл тверже дерева.
5. Определение «Тяжелое – легкое».
– Возьмите в правую руку брусок, а в левую гайку. Определите на вес, что легче, тяжелее? (дети: по весу металл тяжелый, а дерево легче).
- Вывод какой? Металл тяжелее дерева, или дерево легче металла.
7. - Посмотрите у вас на столе лежит гвоздь и ветка. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (дети: гвоздь прочный) Теперь попробуйте сломать ветку. Что можно сказать? (ветка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дети: вывод такой, что дерево хрупкое, металл – прочный, металл прочнее дерева).
- Вот и хорошо.
8. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)
- А сейчас ребята в таз с водой кладем гайку и брусок.
-Какой можно сделать вывод? (дети: вывод металл тяжелее дерева (он тонет), дерево легче металла (не тонет).
9. Опыт «Что звонче»
-Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы. Возьмите в руки деревянные ложки, и постучите одну ложку о другую. Возьмите металлические ложки и постучите. Какой можно сделать вывод? (вывод металл звонче, чем дерево).
3. Заключительная часть
- Я предлагаю подойти ко мне. Вам понравилось проводить исследования?
- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
Дерево: шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, не нагревается.
Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.
- За то, что вы активно работали, я вам вручаю медали знатоков. И хочу, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства дерева и металла.
ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2» НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...
Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)
Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....
конспект организованной познавательной деятельности на тему" Свойства дерева и металла"
Цель: Закрепить знания освойстве дерева и металла"...
Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание Исследовательская деятельность; Тема: Сравнение свойств дерева и металла
Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание " Исследовательская деятельность" Тема: " Сравнение свойств дерева и металла"....
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита на металл».
Свойства магнита на металл...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами дерева и металла» (старшая группа).
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами дерева и металла» (старшая группа)....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Свойства дерева и металла»
Цель: - Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Задачи:...