ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект (средняя группа)

Тип проекта: исследовательно - творческий

Вид проекта: долгосрочный

В системе  дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.

Детское экспериментирование - это активная деятельность детей, способствует повышению познавательной деятельности, сохранению полноценного  здоровья и развития личности дошкольников, опыты позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                          Проект по экспериментальной деятельности

                                                     в средней группе

                                                                               воспитатель Конюхова А.В.

Тип проекта: исследовательно - творческий

Вид проекта: долгосрочный

В системе  дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.

Детское экспериментирование - это активная деятельность детей, способствует повышению познавательной деятельности, сохранению полноценного  здоровья и развития личности дошкольников, опыты позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Цель экспериментальной  деятельности состоит в том, чтобы создать условия при которых дети:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников,
  2.  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач,
  3.  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах,
  4. развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение)

Актуальность проекта: Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Цель проекта: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в  умственных впечатлениях детей, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Задачи экспериментальной деятельности:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире,
  2. развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов,
  3. развитие у детей мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение, обобщение,
  4. формирование способов познания путем сенсорного анализа,
  5. социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности,  самостоятельности, наблюдательности.

Предполагаемые результаты: дети развивают свои умения:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуалировать свою идею.
  2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями.
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Требования к воспитательно-образовательному процессу: побуждать детей формулировать имеющиеся у них представления, высказывать их в явном виде. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки, давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и  ненапряженной обстановке - особенно путем  обсуждения в малых группах.

Работа с родителями:

  1. Консультации: «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Организация домашней лаборатории - как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»
  2.  Обмен опытом с родителями по проведению экспериментальной деятельности  с детьми дошкольного возраста.

Конспекты  НОД:

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности.

Задачи:

      1. Знакомить детей в ходе экспериментальной деятельности с новыми понятиями.

2. Продолжать способствовать формированию умения самостоятельно принимать решения ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатами, аргументировать свой ответ.

  1. Развивать познавательную активность в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, развивать аккуратность  в работе, соблюдение правил безопасности.
  2. Запомнить правила поведения в лаборатории:

- нельзя ничего пробовать на вкус

- нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой

Опыты проделывать только под наблюдением взрослых

ОПЫТЫ С ВОДОЙ:         «Волшебная Капелька»

Повторение правил поведения в лаборатории.

  1. Наблюдение за поставленными в подкрашенную (синюю, красную, оранжевую и прозрачную, чистую воду) листьями капусты - через неделю листья окрасились в цвет  окрашенной воды.
  2. Наблюдение за поставленными в воду веточками вишни - через неделю на ветках набухли почки и распустились, еще через неделю – распустились на ветках цветы.

Ребята, мы с вами читали сказку «Снегурочка» Из чего она была сделана?(из снега) А почему она растаяла? Правильно, потому что она была из снега, а снег в тепле тает. (предложить детям таз со снегом, потрогать его, оставить на ладошке и смотреть как он тает, назвать свойства снега – холодный, белый, в тепле тает и превращается в воду). А что такое вода? Мы знаем, что без воды нельзя жить на Земле. ( показать детям презентацию о воде)

Вода имеет 3 состояния: вода – жидкость

                                               лед -  твердое состояние

                                               пар – газообразное состояние

Вода – это жидкость, не имеет форму, в какой сосуд налита вода, такую форму и принимает(бутылка, стакан  и тд.)    

Лед твердый – это замерзшая вода ( показать детям кубики льда, потрогать их , сделать выводы о его образовании).

Пар – это вода в газообразном состоянии ( опыт с горячей водой в термосе, на зеркале капельки воды).

Мы знаем, что вода чистая – прозрачная,( опыт : стакан с водой и молоком), не имеет цвета, а плохая грязная  вода -  мутная, ее нельзя пить. А что будет если выпить грязную воду? ( опыт  с цветной водой и капустой). Все растения, как и мы пьют воду Вот капустные листья  и окрасились  в разные цвета, поэтому попробуем воду очистить ( опыт : Бумажный кулек с ватой, в него налить грязную воду ).

Мы знаем, что воду нужно беречь, не загрязнять ее, не сливать просто так в кране, потому что чем меньше воды на земле , тем меньше на  ней живых существ. Множество животных  живут в реках, озерах, морях, океанах, где много воды, но вода там должна быть чистая. А вы знаете, что вода в морях и океанах соленая  и животные, которые плавают в воде не тонут (опыт :  в двух стаканах воды пресная и соленая вода, в пресной воде сырое яйцо тонет, в соленой нет).

Ребята, а вы знаете, что с помощью воды происходит на земле радуга и мы можем ее увидеть ( опыт с зеркалом и фонарем: – наблюдение радуги).

Ребята, а вы знаете, что чистая хорошая, питьевая вода не должна иметь запаха( опыт: с водой и соком- сок имеет запах ).

Вы познакомились со свойствами воды. Подведем итоги: питьевая вода необходимая для жизни всех живых существ на нашей планете  должна быть чистая, прозрачная, без вкуса, цвета и запаха. Она находится в трех состояниях: жидкости, твердом состоянии и в виде пара. И самое главное воду нужно беречь.

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ: « Воздух – какой он?»

Повторение правил поведения в лаборатории

Ребята, как вы думаете, чем мы дышим и что такое воздух, как его можем увидеть? Можно ли дотронуться до воздуха?

Опыт 1. Что в пакете? Цель: показать, что воздух находится вокруг нас, обратить внимание, что он прозрачный, невидимый, легкий (набираем в пакет воздух и завязываем его. Обращаем внимание, что воздух прозрачный и не имеет запаха).

Опыт 2. Чем пахнет? Цель: обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.( незаметно от детей почистить апельсин, обратить внимание, что запах заполнил всю группу).

Опыт 3. Воздушный шарик. Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух. (надуть и сдуть шарик)

Опыт 4. Реактивный шарик. Цель: помочь выявить свойство воздуха – упругость, понять, как может использоваться сила воздуха – движение. ( надуваем и отпускаем воздушные шарики и смотрим на траекторию полета, чем больше надут шарик, тем дальше он улетает – такой же принцип используется в реактивных двигателях самолетов.)

Опыт 5. Мыльные пузыри. Цель: научить пускать мыльные пузыри. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.

Опыт  6. Воздух, который двигает предметы. Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы (воздух через трубочки двигают предметы)

Опыт 7. Надуваем быстро воздушные шарики. Цель : показать детям, что при смешивании различных веществ выделяется воздух(газы), которые могут быстро надуть воздушные шары( в бутылке смешиваем воду с уксусом и содой).

Опыт 8. Сухая салфетка. Цель: показать детям свойство воздуха оказывать давление на предметы.(в стакан  помещают сухую салфетку, в перевернутом виде стакан помещают в емкость с водой – салфетка остается сухой, так как  воздух не впускает воду в стакан)

                                                                     

ОПЫТЫ С МАГНИТОМ: « Волшебный магнит»

Повторение правил поведения в лаборатории

Опыт 1. «Золушка » Цель: познакомить детей со свойствами магнита притягивать металлические предметы. (в тарелке с фасолью  лежат маленькие болтики)

Опыт 2.   « Какие предметы притягивает магнит?» Цель: показать детям, что магнит может притягивать только металлические предметы, а остальные нет. (Притягивание магнитом мягкой игрушки, деревянного карандаша, пластмассовой пуговицы, металлической скрепки и шайбы)

Опыт 3. «Притягивание предметов через стекло» Цель: Знакомство со свойствами магнита. ( в стакан с водой опущена скрепка, ее нужно достать с помощью магнита)

Опыт 4. «Волшебный ключ и скрепка» (через стол притягивание металлических предметов)

 Опыт 5. «Волшебная цепочка» (Намагниченные предметы притягиваются друг к другу – цепочка из скрепок)

Опыт 6.   «Убегающие друг от друга магниты» (действуя друг на друга магнитным полем, магниты отталкивают друг друга.)

Опыт с компасом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "ЛЮБОЗНАЙКА"

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "ЛЮБОЗНАЙКА"...

Проект по экспериментальной деятельности дошкольника

Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и ...

Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Тема проекта:   «Организация экспериментальной деятельности...

Долгосрочный проект по экспериментальной деятельности в уголке природы «Огород – круглый год»

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать у детей умение наблюдать за ростом растений. Вовлечь дошкольников в совместную исследо...

"Проект по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста"

мТема проекта: «Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».  Цель проекта:  Создание условий для формирования основ...