Проект «Всестороннее развитие детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора»
проект
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Нет ни одного вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое и образное мышление. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всестороннее развитие детей раннего возраста
с использованием малых форм фольклора»
«Фольклор для малышей»
Возраст обучающихся: 2-3 лет
Срок реализации: 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка…………………………………………
1.2. Цель программы …………………………………………………
1.3. Задачи программы ………………………………………………
1.4. Ожидаемые результаты освоения программы…………………
2. Содержательный раздел.
2.1. Этапы работы…….……………………………………………
2.2 Формы и методы работы…………………………………………
2.3. Тематический план………………………………………………
2.4. Содержание программы…………………………………………
3. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы…………………………………
3.2. Литература…………………………………………………………
4. Приложение
4.1. Перспективный план внедрения программы в образовательный процесс.
4.2. Картотека сказок.
4.3 картотека музыкальных произведений.
1. Целевой раздел.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Нет ни одного вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое и образное мышление. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка.
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:
- Между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду.
- Между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.
Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:
- Трудная адаптация ребенка к детскому саду.
- Утрата самобытности русской речи.
- Слабая информированность родителей о жизни группы.
Одним из решений указанных проблем является использование фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста. Этому и посвящена моя работа.
1.2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
- развитие различных способностей детей средствами фольклора.
1.3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Эмоциональное развитие.
- Формирование положительного отношения к режимным моментам.
- Формирование мелкой моторики рук.
- Развитие двигательной активности.
- Познавательно-речевое развитие.
- Создание игровых взаимоотношений.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
1.4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Формирование положительного отношения детей к режимным моментам.
- Рост количества детей с высоким уровнем познавательно-речевого и физического развития.
- Обогащение словаря детей новыми словами, выражениями.
- Развитие мелкой моторики рук у детей.
- Проявление первоначального интереса детей к фольклору.
- Повышение интереса у детей к игровой деятельности.
- Формирование у родителей понимания необходимости использования малых форм фольклора, которые оказывают значительное влияние на всестороннее развитие детей раннего возраста.
- Повышение общего культурного уровня родителей.
2. Содержательный раздел.
2.1 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап:
- Анализ предметной среды группы.
- Сбор информации, материала для реализации программы.
- Формулирование цели и задач программы. Составление перспективного плана.
Основной этап:
- Тематический план по ознакомлению детей раннего возраста с малыми формами фольклора.
Результативный этап:
- Проведение сравнительного диагностического исследования уровня всестороннего развития детей группы.
- Развлечение «В гостях у бабушки».
2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
- Организация диагностического исследования речи детей, физических и игровых навыков.
- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
- Организация игрового взаимодействия.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Рассматривание иллюстраций.
- Инсценирование произведений фольклора.
Образовательный процесс можно осуществлять.
· в ходе непосредственно образовательной деятельности;
· в ходе режимных моментов;
· в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
· при организации самостоятельной детской деятельности.
Основные приемы работы:
Организация предметной развивающей среды: подбор резиновых, мягких игрушек, настольных театров, детской художественной литературы (потешки, сказки, загадки).
Сбор коллекции малых фольклорных форм.
Подбор информационного материала для родителей.
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности.
Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – это взаимодействие с родителями:
Анкетирование
Собрания
Создание развивающей среды
Консультации
Анкетирование родителей позволило оценить их знания в области фольклора. В анкете меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей.
В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми раннего возраста малые формы фольклора. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну – две («Сорока – белобока…», «Ладушки»).
Таким образом, было установлено, что работа по использованию малых форм фольклора с детьми раннего возраста организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал. Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо. Лучшие образцы фольклора помогут родителям во всестороннем развитии их детей.
Помимо этого, с родителями были проведены собрания, посвященные роли фольклора в развитии детей раннего возраста.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, совместно с родителями создана в группе соответствующая развивающая среда.
Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Подобраны иллюстрации к серии потешек художника Юрия Алексеевича Васнецова.
В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».
Также в группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой».
Все это помогает детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В информационном уголке для родителей были систематически размещены консультации на темы: «Всесторонне развитие детей через фольклор», «Учимся говорить», «Потешки в жизни детей», «Домашний театр» и др.
Реализуя программу на практике, я использую фольклор с первого знакомства с детьми.
В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Включаю магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка». Играю с ребенком в пальчиковые игры, наделяя пальчики именами близких людей: «Этот пальчик – бабушка…». Также использую пальчиковый театр.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».
Непосредственно организованную деятельность по физическому развитию провожу по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание.
Во время режимных моментов, например, в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, я читаю потешку: «Водичка, водичка…». Потешки находятся в карманах у Кота-Мурзика.
А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые я читаю при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».
В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять.»). Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос.
Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».
На прогулке провожу наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.
Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.
Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы укладываем игрушки спать, поем им колыбельные песни, рассказываем потешки: «Баю, баю, баюшок, в огороде петушок. Песни громко поет, Ване спать не дает…». Во время кормления куклы приговариваю «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму».
Также в работе с детьми использую русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Эти сказки интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). Таким образом, я знакомлю детей с животными, которых они видели только на картинке. У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.
Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению детей раннего возраста с малыми формами фольклора.
I квартал
Задачи:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием 3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, колыбельные.
Фольклорный материал | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Потешки. «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,» «Водичка, водичка» | 1. Познакомить детей с новыми потешками. 2. Помочь детям запомнить потешки. 3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. | 1. Чтение потешки «Водичка, водичка» 2.Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады» 3.Физк-тка 4.Чтение книг и рассматривание иллюстраций. | 1. Исполнение потешек во время режимных моментов. 2. Игры по содер-ю потешек. 3. Исполнение потешек в сюжетно- ролевых играх. |
Колыбельные. «Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки- баюшки». | 1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни. | 1. «Знакомство с колыбельной песней» 2.Прослуш-ние колыбельных песен. | 1. Использовать колыбельные песни в сюжетно- ролевых играх. 2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать». 3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном. |
Пальчиковые игры. «Пальчик – мальчик…», «Моя семья», «Этот пальчик — дедушка». | 1.Познакомить детей с пальчиковыми играми. 2. Обогащать словарный запас: папенька, щи, маменька. 3. Развивать мелкую моторику пальцев | 1.Выполнение действий согласно тексту. 2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра. | 1.Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья». |
II квартал
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Фольклорный материал | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Русские народные сказки. «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» | 1. Воспитывать любовь к художественной литературе. 2. Развивать артикуляц-ный аппарат, речевое дыхание. 3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению. | 1. Интеграция образовательных областей «Художест-но - эстетическая» и «Речевая» 2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Колобок» с использованием театральных кукол бибабо. | 1.Чтение сказок. 2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам. |
Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…». | 1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. 2.Учить детей отгадывать загадки. | 1. Использ-ие загадок. 2. Разгадывание загадок по описанию. | 1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок. 2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье» |
Потешки. «Вышел козлик погулять», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…». «Петушок, петушок» | 1. Познакомить детей с новыми потешками. 2. Привлекать детей к рассказыванию потешек. | 1. Беседа о потешках 2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа) 3.Физкульт-тка. 4.Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй. | 1. Дидактическая игра «Чьи детки». 2. Использование потешек в режимных моментах. |
Интегрированное занятие «Петушок, петушок, золотой гребешок»
Занятие «Загадки, потешки, заклички, поговорки»
III квартал
Задачи:
1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
Фольклорный материал | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Заклички. «Солнышко, солнышко…», «солнышко – вёдрышко» «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга» | 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. 2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. | 1. Беседа о закличках 2. Лепка по закличке «Солнышко, солнышко…» 3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…». | 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы. 2. Игра «Солнечный зайчик». 3. Рисование на песке дождика. |
Поговорки «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет» | 1. Познакомить детей с поговорками. | Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий. | Использование поговорок о труде во время трудовых поручений. |
Потешки «Ой, весна- красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…» | 1.Познакомить с новыми потешками. 2.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек. | 1. Интеграция образовательных областей «Художественно эстетическая» и «Речевая» «В гости к Хозяюшке». | 1.Исполнение потешек на прогулке. 2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!». |
3. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы.
Программа «Наши любимые сказки» разработана с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся воспитателями в течение всего года, один раз в неделю. Продолжительность занятия для детей 2-3 лет – 10минут.
Большое значение имеет размещение детей в комнате. Детей лучше всего рассаживать полукругом, воспитатель при этом находится в зоне видимости всех детей.
Пополнение предметно пространственной развивающей среды различного вида театрами, играми на основе сказок, литературой для воспитателей и детскими книгами для книжного уголка.
Ширма для постановки сказок.
Картотека сказок.
Картотека муз. произведений.
Организация книжной выставки: «Наши любимые сказки».
Результаты проекта показывают, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче усваивают навыки речи, самообслуживания и гигиены. Таким образом, итогом моей работы является всестороннее развитие детей раннего возраста.
Представленный проект имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении материала в рамках проектной темы. А также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития детей раннего возраста. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, как для воспитателей, так и для родителей по всестороннему развитию детей раннего возраста средствами фольклора.
Список используемой литературы
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост.Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
- Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.
- Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007. – 11 с.
- Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб.: Печатный двор: Детгиз, 2008. – 124 с.
- Даль В.И. Старик-годовик / В. И. Даль; худож. Ю. Устинова. – М.:Эксмо, 2006. – 132 с.
- Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005. – 88 с.
- Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: метод. Рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; науч. Ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
- Стихи и песенки Матушки Гусыни: стихи / пер. с англ. И. Родина; худож. Н. Богуславская. – М.: Эксмо, 2006. – 118 с.
- Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М.: Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.
- Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 304 с.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
- http://dohcolonoc.ru/
- http://koshki-mishki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...

Проект в группе раннего возраста "Использование малых форм фольклора в адаптационный период"
Приведены материалы, игры, песенки, потешки для сглаживания адаптационного периода у детей...

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими ...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....

Развитие активного словаря детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
Реализация коммуникативной компетентности в раннем дошкольном возрасте достигается путем развития звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи. Для...

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора...