Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора
статья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_deti_ploho_govoryat.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Наши дети плохо говорят! Почему? Да потому, что в наше время в силу своей занятости, родители, развитие речи своего ребенка пускают на самотек или можно сказать на самостоятельное развитие. А может, потому что мы, взрослые, разучились с детьми разговаривать? Современные дети мало времени проводит в обществе взрослых (больше за компьютером у телевизора или телефона). Они редко слышат сказки и рассказы из уст родителей. Общаясь со своими детьми, родители редко в своей речи используют поговорки и пословицы, заклички, потешки, а ведь в них заключается суть решения любой проблемы связанной с речью. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают всё, что им говорят.
Устное народное творчество или малые формы фольклора, обладают удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста фольклор - это уникальный способ помощи родителям в развитии речи детей, но и родители не должны забывать использовать в своей речи малые формы фольклора.
Фольклор –устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, прибауток, закличек, припевок, поговорок, загадок, колыбельных песен, … .
Сухомлинский В. А. считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
В самом начале учебного года, проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей.
Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и именно через фольклор.
Очень важно было создать развивающую среду.
Были подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
Стала использовать фольклор с первого знакомства с детьми. Кто у нас хороший?...
Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы укладываем игрушки спать, поем им колыбельные песни, рассказываем потешки: «Баю, баю, ты собаченька не лай …». Во время кормления куклы приговариваю «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», во время купания кукол «Водичка водичка …
По мере усвоения материала, я стала подбирать для детей потешки более посложнее. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как курочка, цыплята, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, я привлекала их к подражанию крику птиц, животных.
Потешки подобрала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, , а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.
Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят,
Также в работе с детьми использую русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Эти сказки интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Таким образом, я знакомлю детей с животными, которых они видели только на картинке. У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.
Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе со мной стихи, потешки, прибаутки.
Результатом моей работы: являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих малышей , которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Народный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими ...
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»
Использование малых форм фольклора является универсальным средством для развития ребенка, формирования у него культурно-гигиенических навыков....