Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора
статья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Наши дети плохо говорят! Почему? Да потому, что в наше время в силу своей занятости, родители, развитие речи своего ребенка пускают на самотек или можно сказать на самостоятельное развитие. А может, потому что мы, взрослые, разучились с детьми разговаривать? Современные дети мало времени проводит в обществе взрослых (больше за компьютером у телевизора или телефона). Они редко слышат сказки и рассказы из уст родителей. Общаясь со своими детьми, родители редко в своей речи используют поговорки и пословицы, заклички, потешки, а ведь в них заключается суть решения любой проблемы связанной с речью. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают всё, что им говорят.
Устное народное творчество или малые формы фольклора, обладают удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста фольклор - это уникальный способ помощи родителям в развитии речи детей, но и родители не должны забывать использовать в своей речи малые формы фольклора.
Фольклор –устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, прибауток, закличек, припевок, поговорок, загадок, колыбельных песен, … .
Сухомлинский В. А. считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
В самом начале учебного года, проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей.
Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и именно через фольклор.
Очень важно было создать развивающую среду.
Были подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
Стала использовать фольклор с первого знакомства с детьми. Кто у нас хороший?...
Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы укладываем игрушки спать, поем им колыбельные песни, рассказываем потешки: «Баю, баю, ты собаченька не лай …». Во время кормления куклы приговариваю «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», во время купания кукол «Водичка водичка …
По мере усвоения материала, я стала подбирать для детей потешки более посложнее. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как курочка, цыплята, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, я привлекала их к подражанию крику птиц, животных.
Потешки подобрала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, , а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.
Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят,
Также в работе с детьми использую русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Эти сказки интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Таким образом, я знакомлю детей с животными, которых они видели только на картинке. У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.
Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе со мной стихи, потешки, прибаутки.
Результатом моей работы: являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих малышей , которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Народный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-789899-1701257258.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/21/picture-900435-1492775008.jpg)
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1165918-1569176297.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1178051-1572501316.png)
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1230753-1585125938.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»
Использование малых форм фольклора является универсальным средством для развития ребенка, формирования у него культурно-гигиенических навыков....