Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки» в группе общеразвивающей направленности
материал (старшая группа)
«Социокультурные истоки», целью которой являлось объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, заложить формирование духовно – нравственной основы личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_za_tri_goda.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки» в группе общеразвивающей направленности «Брусничка»
за период с 2015 по 2018 учебные года
На протяжении трех лет с 2015-2018 год в группе общеразвивающей направленности «Брусничка» реализовывалась парциальная программа «Социокультурные истоки», целью которой являлось объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, заложить формирование духовно – нравственной основы личности ребёнка.
На протяжении этих лет мы с детьми и родителями работали по книгам развития для детей дошкольного возраста:
- 4-5 лет «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово». Из книги «Дружная семья» ребята узнали об устройстве традиционно русской православной семьи, о роли матери, отца и детей. Книга «В добрый путь» рассказала о дорогах жизни, что жизненный путь ребенка должен быть связан добрыми делами и поступками. Добрый пример и похвала — основание доброго опыта. Книга «Добрая забота» раскрыла заботливое отношение русского человека к людям старшего поколения, к младшим братьям и сестрам, домашним животным и нелёгкому труду землепашца. В процессе работы в книге «Благодарное слово» дети получили возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства.
- 5-6 лет «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
Из книги «Верность родной земле» ребята узнали о богатырях земли русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Богатырь - это человек веры, правды, чести и долга, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины.
Книга «Радость послушания» рассказала детям о послушании, преданности родителям и узнали, что условием истинного послушания является взаимная любовь детей и взрослых.
Книга «Светлая надежда» раскрыла традиции празднования православного праздника «Рождество Христово», о добром согласии в семье, о том, что истинная красота человека рождается от духовных устремлений, от согласия чувств, разума и воли.
В процессе работы в книге «Добрые друзья» дети узнали, что такое истинная дружба, на чем она строится (доверие, честность, умение уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу) и кого можно назвать другом.
Книга «Мудрое слово» рассказала о мудрости слов, в которых соединяются вера, надежда, любовь и правда. Во все времена в нашем Отечестве мудрыми было принято считать тех людей, кто не только словом, но и примером всей своей жизни сохранил неразрывную связь и великую силу любви и правды.
- 6-8 лет «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
Содержание книги «Сказочное слово» раскрыло глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в качествах ее героев. Через чтение и анализ сказок «Царевна – лягушка», «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях», дети поняли, насколько важна православная традиция - родительского благословения, в сказках неизбежно побеждает добро над злом, торжествует любовь и верность.
Через книгу «Напутственное слово» дети осознали, что такое выбор жизненного пути, научились понимать нравственные аспекты общения людей, узнали слова – напутствия, с которыми провожают в дорогу.
Из книги для развития «Светлый образ» ребята узнали о жизни Преподобного
Сергия Радонежского, великого наставника, ангела – хранителя земли русской,
чудотворца, нашего духовного учителя. Образ Преподобного Сергия Радонежского, «учителя учителей», молитвенника за русскую землю, обладающего такими качествами, как терпение, трудолюбие, доброта, смирение.
Книга «Мастера и рукодельницы» помогла понять детям традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.
Книга «Семейные традиции» помогла детям понять значение семейных традиций, рассказала о старинных традициях русского народа. Каждая традиция сближает людей, укрепляет связь поколений.
С целью создания условий для активного участия родителей в образовательном процессе и формирования духовно – нравственной основы личности дошкольника в работе использовали технологию социального партнерства с родителями воспитанников в форме родительских гостиных, встреч в творческой мастерской.
В течение каждого учебного года проходили встречи в родительских гостиных и творческих мастерских «Народные умельцы».
2015-2016 учебный год
Встречи в родительской гостиной на темы:
- «Дружная семья». Работа в паре «Народная мудрость о семье». Ресурсный круг «Дружная семья»
- «В добрый путь». Ресурсный круг «В добрый путь»
- «Добрая забота». Ресурсный круг «Добрая забота»
- «Благодарственное слово». Ресурсный круг «Благодарственное слово»
- «Светлый праздник». Ресурсный круг «Светлый праздник»
Встречи в творческой мастерской на темы:
- Изготовление масок к русским народным сказкам – октябрь
- Изготовление декораций, персонажей к пластилиновому мультфильму «Снегурушка и лиса» - ноябрь, декабрь
- «Атрибуты и декорации к празднику «Троица» - март, апрель
- «Оформление страниц альбома «Мои Истоки» - май
2016-2017 учебный год
Встречи в родительской гостиной на темы:
- «Верность родной земле»
- «Радость послушания». Работа в четверке «Радость послушания»
- «Светлая надежда». Ресурсный круг «Светлая надежда»
- «Добрые друзья». Работа в микрогруппе «Талант любви»
- «Мудрое слово». Работа в микрогруппе «Мудрое слово». Работа в четверке «Верность родной земле»
Встречи в творческой мастерской на темы:
- «Доспехи богатырей земли русской» - октябрь
- «Платок для бабушки» - ноябрь
- «Атрибуты и декорации к рождественской сказке «Рождество Христово» - декабрь
- «Творческие работы «Этот удивительный мир техники» - январь
- «Пасхальная поделка» - март
- «Бессмертная эскадрилья» - апрель
- «Оформление страниц альбома «Мои Истоки» - май
2017-2018 учебный год
Встречи в родительской гостиной на темы:
1. «Сказочное слово в семье». Работа в микрогруппе «Мудрость сказочного слова»
- «Напутственное слово». Ресурсный круг «Напутственное слово в семье»
- «Светлый образ». Ресурсный круг «Светлый образ»
- «Мастера и рукодельницы». Работа в четверке «Мастер своего дела»
- «Семейные традиции». Работа в четверке «Семейные традиции»
Встречи в творческой мастерской на темы:
- «От кареты до машины» изготовление транспорта из бросового материала - октябрь
- «Вышитый платочек» - ноябрь
- «Атрибуты и декорации к пасхальной сказке «Пасхальный колобок» - январь
- «Пасхальная поделка» - март
- «Пригласительные на выпускной» - апрель
- «Оформление страниц альбома «Мои Истоки» - май
Ежегодно проходили совместные творческие мероприятия с родителями с приглашением благочинного Белоярского благочиния протоирея Георгия Полевщикова
2015-2016 год – праздник «Русской березки»;
2016-2017 год - православный праздник «Светлый праздник - Рождество Христово»;
2017-2018 год – православный праздник «Пасха – воскресение Христово»
В результате проведенной работы воспитанники подготовительной группы:
По содержательному аспекту качества образования дошкольники имеют представления о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; знания о мастерах и рукодельницах; о старании и терпении и их значении для человека в жизни. У детей еще недостаточно знаний о жизненном пути Преподобного Сергия Радонежского, о его добрых качествах, роли в победе войска Дмитрия Донского на поле Куликовом.
По коммуникативному аспекту качества образования дети научились вести диалоги в совместной деятельности с родителями, воспитателями и выражать свою собственную оценку от прочитанных произведений. Стараются выслушивать друг друга, считаться с мнением других, используя нормы речевого этикета. Вступают в общение на нравственные темы, рассуждают, поддерживают общение. Проявляют эмпатию к сверстникам, взрослым научились быть внимательными, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараются прийти на помощь. Достаточно сложно дается детям высказывание экспромтом и грамотно формулировать свою мысль, приходить в паре к общему решению.
По управленческому аспекту качества образования дошкольники научились управлять своей деятельностью, действовать по образцу и инструкции педагога; сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом и родителями; соблюдать правила общения в группе; выражать оценку по содержанию прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками; высказывать свое отношение к людям и событиям с нравственной позиции. Не все дети могут представить совместное решение пары.
По психологическому аспекту качества образования дети проявляют внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность к родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы. Проявляют послушание, правдивость, ответственность, общительность, открытость, активность, самостоятельность, терпение; природную любознательность и активно познают окружающий мир во всём его многообразии. Снижена мотивация к достижению значимых социокультурных результатов, чтобы развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия. Снижен интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира.
По социокультурному аспекту качества образования отмечается положительная динамика. В процессе освоения программы «Социокультурные истоки» у детей проявляется доброжелательность, забота доброта, по отношению к окружающим; заботливое отношение к миру природы; уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда; дружеские чувства, чувства доверия, внимания, сострадания, уважения.
Ребята с большим удовольствием принимают участие в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным и традиционным православным праздникам (День матери, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День жен – мироносец и др.), в совместной трудовой деятельности (труд в группе, в природе), в заботливом отношении ко всему живому, подкормке птиц, ухаживаниями за деревьями, растениями. Идет постепенное усвоение дошкольниками первого социокультурного опыта родного народа.
Результаты освоения программы «Социокультурные истоки»
в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Брусничка»
по пяти аспектам качества образования за 2017-2018 учебный год
По результатам мониторинга формирования основ духовно - нравственного развития детей 6-7 лет можно отметить, что уровни развития по интегративно-комплексной оценке стали высокими, что свидетельствует об освоении дошкольниками программы «Социокультурные истоки».
Проблемы:
- недостаточно опыта работы с детьми по духовному развитию (курсы повышения квалификации по данной программе прошли после года ее апробации);
- достаточно сложные произведения в книгах развития для понимания их дошкольниками;
- отсутствие возможности обмена опытом работы с другими педагогами;
- отсутствие у некоторых родителей интереса к программе «Социокультурные истоки» (недобросовестное и несвоевременное выполнение заданий);
- недостаточно наглядного материала к занятиям по программе;
-недостаточно игрушек декоративно-прикладного искусства (каргопольской, филимоновской, жостовской росписи).
Хочется отметить, что реализация данной программы в полном объеме возможна:
- в постоянном самообразовании педагога в вопросах духовного развития (понимание значений православных праздников);
- в грамотном предоставлении материала детям (предварительное чтение и осмысление педагогом поучительных рассказов, сказок);
- в умении вовлечь и заинтересовать родителей в образовательный процесс.
Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить в ребенка крупицы нравственности и духовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)
Конспект активного занятия с детьми в рамках программы "Социокультурные истоки", тема осваиваемой категории : Семья....
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...
Конспект ООД по программе «Социокультурные Истоки» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А» по теме: «В гости к русским мастерам».
Конспект ООД по программе «Социокультурные Истоки» в группекомпенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»по теме: «В гости к русским мастерам...
Конспект НОД «Светлая Надежда» по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Конспект НОД «Светлая Надежда» по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет...
Конспект НОД по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Конспект НОД по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет...
Конспект НОД по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Конспект НОД по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет...