Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района
Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель: Атаева Зоя Андреевна
Квалификационная категория – 1
2020.
Цель: повышение уровня знаний родителей по вопросу патриотического воспитания детей
В настоящее время вопрос патриотического воспитания является очень актуальным. И сегодня хочу провести с вами консультацию по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С.Михалков
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Родная семья.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком-членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. Формируется понимание, что семья – это все, кто живёт в одной квартире: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Рекомендуем чаще проводить беседы к пониманию того, что семья-это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую технику и т.д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной дом, город, детский сад.
Детям ещё трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего, необходимо знакомить детей с домами, детским садом, с близлежащими улицами. Развивать чувство общности ребёнка в коллективе. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении детского сада.
Рекомендуем обращать внимание детей:
- дома бывают разной высоты (многоэтажные, 5 этажные, двухэтажные), построены из разных материалов (из кирпича, из блоков и т.д.).
- улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес.
- на всё положительное, что происходит вокруг - построили новый магазин, посадили деревья и т.д.
- на труд людей по благоустройству города - это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и т.д.
Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым.
Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Родная природа.
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относится к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная страна.
Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Воспитываем у них любовь к родному краю, рассказываем о достопримечательностях города. Формируем представления о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу Родину.
Детей знакомим с государственными символами России: гербом, флагом, гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что Россия - страна красивая и большая. Рекомендуем родителям: посетить вместе с ребёнком достопримечательности города. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.
Родная культура.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте.
Рекомендуем приобщать детей к русской культуре, рассказывать им русские народные сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок), послушать аудиозаписи русских народных песен, заучивание русских народных потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрёшками, хохломскими изделиями. Тогда дети получат представления о России, как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости необходимо всегда. Таким образом, воспитать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Помочь своему ребенку стать патриотом своей Родины – очень сложная задача, и свое начало она берет с ранних детских лет. Качественное ее выполнение зависит от тех усилий, методов, которые прикладывают не только педагоги, но и семья. Выше мы рассмотрели различные методы работы по развитию патриотических особенностей в вашем ребенке.
Достижению наилучших результатов будет способствовать теплая, доверительная обстановка в семье (любящие мама и папа, бабушки и дедушки). Чем больше вы общаетесь с ребенком, объясняете ему многие понятия и посещаете с ним различные мероприятия, тем крепче будет становиться связь и доверие между вами.
Важную роль в обучении и воспитании детей выполняет игровая деятельность. Ставьте перед вашими детьми следующие задачи:
В игре «Дочки-матери» изображать любящую, заботливую маму и послушную дочь. Или в игре «Семья» передать дружеские, крепкие отношения между членами семьи; демонстрировать традиции и семейные праздники.
В игре «Профессии» знать наши местные профессии, умение имитировать их трудовую деятельность.
В игре «Ярмарка нашей страны» знать названия культур и животных, выращенных в нашей стране и т.д.
Все это окажет благотворное влияние на формирование любви и уважения к родителям, традициям и своей Родине.
«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.
Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...
Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...