Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"
материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жерновая Светлана Анатольевна

 Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи.  Знакомство с цветом помогает им полнее и  тоньше воспринимать предметы и явления окружающего  мира.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер - класс для педагогов62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей.

«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

«Вся природа открывается чувству зрения

                         посредством цвета»

И.В.Гёте.

                                             

                                             

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, рамки для работ по временам года, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», бумажки для подписания работ, клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, овощи, шампунь, трубочка для коктейля, трубочка от шариковой ручки, канцелярские ножи, шариковые ручки, фломастеры, пластмассовые вилки, кусочки поролона, стаканы с водой.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

        Содержание.

    - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

       

      Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи.  Знакомство с цветом помогает им полнее и  тоньше воспринимать предметы и явления окружающего  мира.  

     Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.

     Многие хотят жизни творческой, делать  что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно.  Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детей я учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.

     Я предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые  предлагаются детям  дошкольного возраста.  Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из четырёх человек. Пожалуйста, желающие!  (ВЫХОДЯТ)

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение.  Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)

- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежат карточки, поделенные на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ)

-  Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью лёгких: это выдувание и рисование мыльными пузырями (образцы рисунков).

- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:

 гуашь,  жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.

- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ  ЖЕТОНЫ:  ВЕСНА,  ЛЕТО,  ОСЕНЬ, ЗИМА)  (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование лёгкими

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки.
  • Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
  • Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Практическая работа педагогов

- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора  из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.

Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.

Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).

Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.

- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.

- Следующий способ рисования лёгкими: ВЫДУВАНИЕ (образцы рисунков).

Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим  каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ –  комментарии о результатах):

- если выдувание сверху, то капля  разбрызгивается в стороны, получается клякса,  если же выдувание идёт снизу,  как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы).

- вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование лёгкими

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Опустить шариковую ручку в баночку с раствором набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги.
  • Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед)  или сверху.
  • ПРИМЕЧАНИЕ:

- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т.п.)

- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и.т.п.)

- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Практическая работа педагогов.

При  рисовании  этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе  могут возникнуть трудности при выдувании.

- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).  

- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.

- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование печаткой

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Овощи  (картофель,  морковь, редис и т.д.), нож,  одноразовая вилка,  шариковая ручка,  гуашь.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Овощ разрезать пополам (вдоль или поперек, зависит от необходимого формата)
  • Нанести рисунок на срез.
  • Вырезать ножом по контуру, чтобы он возвышался на 1 – 1,5см.
  • Вставить одноразовую вилку вместо рукоятки.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

- Как вы думаете, какие трудности  могут  возникнут при использовании данной техники при работе с детьми?

 

- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ (образцы рисунков).

- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.

 Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Этим способом я предлагаю завершить ваши работы (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование поролоном

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Прижать поролон к штемпельной подушке с краской
  • Нанесите оттиск на бумагу
  • Примечание: для изменения цвета берутся другие цвета, поролон,

и штемпельная подушка

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу. Выберите рамку, которая подходит к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)

- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.

К   АУДИТОРИИ:

 - Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

- Спасибо за ответы!

- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится  весь зал и поблагодарим  Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены на  мастер -  классе.

- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...

Мастер-класс "Влияние нетрадиционных способов рисования на психическое развитие детей дошкольного возраста"

Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому ...

Мастер-класс "Влияние нетрадиционных способов рисования на психическое развитие детей дошкольного возраста".

Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому ...

Мастер класс для воспитателей. «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Мастер класс для воспитателей.«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»....

Родительское собрание. Мастер – класс. Тема. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей

Родительское собрание. Мастер – класс. Тема. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей » Подготовил воспитатель: Бойчук Татьяна Алекс...

Доклад мастер класса «Онлайн-приложение LearningApps.org как средство формирования математической грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций. Дидактические упражнения могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста....