Проект «Никто не забыт - ничто не забыто»
проект (младшая группа)

Алеся Николаевна Самохина
В вашей семье и под вашим руководством 
растет будущий гражданин. Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям.
А. С. Макаренко
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте над всеми сторонами жизни у ребёнка господствуют - чувства.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nikto_ne_zabyt_-_nichto_ne_zabyto.docx902.89 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1.Общие сведения:
1.1. Тема проекта: «Никто не забыт - ничто не забыто»
1.2 Тип проекта : Познавательно-информационный, коллективный, долгосрочный .
1.3 Авторы: Самохина А.Н., Палкина А.В.
1.4 Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №316»
1.5 База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Ростов-на-Дону, Таганрогская ул., 124/1 индекс 344016

Актуальность проекта:

В вашей семье и под вашим руководством 
растет будущий гражданин. Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям.
А. С. Макаренко

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте над всеми сторонами жизни у ребёнка господствуют - чувства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления, о истории нашей Родины, о ее героях. Объяснить детям значение мира в нашей жизни.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью историей своей страны. Ознакомление дошкольников с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне – одна из задач патриотического воспитания. Представления детей дошкольного возраста о защитниках отечества, о героических событиях, происходящих в стране, весьма поверхностны, отрывочны. Не имея достаточного количества знаний и представлений, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, чувства гордости и патриотизма за свой народ.  Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. Именно в детские годы важно напитать возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к историческому прошлому России, к ее героям (участникам Великой Отечественной войны, героям тыла), сформировать стремление быть похожими на них, оказывать им помощь. Опыт работы показывает, что дошкольные образовательные учреждения активно ведут работу по формированию патриотических чувств у детей. В этом году педагоги образования проводят огромную работу по патриотическому воспитанию, связанную с 75-летием Великой Победы. И хочется видеть живой отклик в глазах и душах детей. Как этого добиться? Как достучаться до их сердец? Как сделать так, чтобы пробудить интерес в их душах?

Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал, что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «День победы».

Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Каждый день во время Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты, воевали с врагом на передовой и в тылу врага, проявлением мужества и стойкости людей, верности родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны.

Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И  вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты…

Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу.  Война искалечила тысячи детских судеб.

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились бойцами хозяйственных команд.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний, и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Так как же не принимать активного участия в борьбе против неугомонных врагов? 

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне, завоевана непомерным подвигом народа. Еще живы свидетели тех событий. Подвиг народа был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы, каждый год на главной площади страны проводиться парад войск России. Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Проблема проекта: Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Расширить представлениевоспитаников о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы. Познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Цель проекта: Создание условий, способствующих патриотическому воспитанию детей и формированию системы представлений у детей старшего дошкольного возраста о героической истории нашей страны, подвиге русского народа в Великой Отечественной войне; увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских юных воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами.

Гипотеза проекта: если использовать комплексный подход по ознакомлению детей дошкольного возраста с Великой Отечественной войной, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств.

Задачи:

Образовательные:

- Дать знания о Великой Отечественной войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений.

-  Учить уважать тех, кто защищал Родину от врагов.

- Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

- Создать условия для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности участников проекта по изучению истории своей семьи в годы ВОВ.

Развивающие:

- Развивать любознательность, расширять кругозор детей.

 - Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.

- Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

- Способствовать обогащению представлений детей о событиях Великой Отечественной войны, подвигу народа через разные виды деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников войны.

- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважения к подвигу юных патриотов.  

- Создавать педагогические ситуации, требующие проявления гражданского поведения и патриотических чувств у участников проекта.

- Способствовать развитию чувства патриотизма, гордости и уважения к нашим героическим предкам, защитникам Отечества.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Патриотический уголок (материал для рассматривания и чтения, картотека бесед с детьми о войне, картотека военных песен, пословицы и поговорки)

2.Методический инструментарий.

3.Средства ИКТ (ноутбук, цифровой фотоаппарат).

4.Учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература, энциклопедии).

Механизмы реализации проекта:

Методы проекта:

1. Наглядные

Рассматривание картин, иллюстраций с фотографиями военной техники и детей-героев ВОВ.

Просматривание презентаций и мультфильмов.

2. Методы словесной передачи и слухового восприятия

Беседы;

Рассуждения;

Чтение художественной литературы;

Заучивание наизусть;

Консультация для родителей;

Объяснения, указания, словесные инструкции;

3. Практические:

Организация художественно-речевой деятельности.

Организация изобразительной деятельности.

Выставка детских рисунков

Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных.

Формы организации проекта:

1. Организация детско-родительской дистанционной выставки творческих работ «Этот день победы»

2. Создание альбома «Книга памяти. Маленькие герои большой войны»

3. Проведение дистанционных занятий: «Дети- герои», «Техника военных лет», «Миру – мир во всем Мире!»

4.Тематическая выставка детских работ «Военная техника».

5. Изготовление праздничных открыток «Георгиевская ленточка».

6. Участие в акции «Моя Георгиевская лента».

7. Участие в акции «Свеча памяти».

8. Участие в акции «Бессмертный полк».

9. Участие в акции «Голубь мира».

10.Изготовление календаря победы «75 лет».

Этапы проекта:

1 этап подготовительный (10 января 2020г.- 31 января 2020г.)

  • Изучение методической литературы;
  • Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению с подвигами детей в период Великой Отечественной Войны;  
  • Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т.д. в соответствии с возрастом детей;
  • Создание условий для ознакомления детей с в группе и на участках ДОУ.

2 этап основной (1 февраль 2020г.- 1 апреля 2020г.)

  • Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с юными героями большой войны.
  • выставка рисунков и поделок «Военная техника»; «Этот день победы», «Георгиевская ленточка», «Салют над городом в честь Победы!».
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Юные герои большой войны»;
  • консультации для родителей;
  • создание картотеки дидактических игр;
  • изготовление макета «Российская Федерация», макета «Детям о войне» (экспозиция «Вечный огонь»)
  • создание панорамы на тему «Великая Отечественная Война».
  • тематическое занятие «Фронтовые треугольники»

3 этап заключительный (2 апреля 2020г.- 24 мая 2020г.)

  • Участие в акции «Моя Георгиевская лента».
  • Участие в акции «Свеча памяти».
  •  Участие в акции «Бессмертный полк».
  • Участие в акции «Голубь мира».
  • Участие в акции «Окна победы».
  • Изготовление календаря победы «75 лет».
  • Изготовление счетчика победы.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня осведомлённости младших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны;
  • Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;
  • Расширится знания о Великой отечественной войне; о детях – героях; о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
  • Знакомство с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование представлений о памятных местах родного города.

Продукты реализации проекта:

  • Детско-родительская выставка творческих работ «Этот день победы»
  • Создание альбома «Книга памяти. Маленькие герои большой войны»
  • Проведение занятия: «Дети- герои», «Техника военных лет», «Миру – мир во всем Мире!»
  • Выставка детских работ «Военная техника», «Георгиевская ленточка», «Салют над городом в честь Победы!».

Содержание проекта

Дата реализации

Вид деятельности

1 февраль 2020г.- 1 апреля 2020г.

Тематические беседы: «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики- будущие защитники Родины», беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ, «Герои в нашей семье», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Георгиевская лента – символ Дня Победы»;«День Победы», «Дети- герои», «Техника военных лет», «Миру – мир во всем Мире!», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети войны», «История георгиевской ленточки», «Великая Победа», «Мы не забудем», «Защитники родного края», «Символы Победы - ордена, медали и знамена».

Художественная литература: А. Усачев « День Победы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», и д.р.

Чтение художественной литературы: Рассказ педагога о ВОВ, Л. Кассиль «Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Ю .А. Агебаев «День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», О. Высоцкая «Салют», Ю. Коваль «Алый».Л. Воронкова «Девочка из города», Н. Тихонов «Так жили в те дни…», «Елка», К. Паустовский «Похождение жука – носорога»;Е. Благинина «Шинель», С. Летова «Маленький разведчик», А. Барто «На заставе», А. Метяев «Землянка», М. Зощенко «Солдатские рассказы»

Художественно-продуктивная деятельность:

«Праздничный салют», «Самолеты в небе». «Гвоздики»,

 «Вечный огонь Победы», «Военная техника»; «Этот день победы», «Георгиевская ленточка», «Салют над городом в честь Победы!».

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты», «Саперы», игра- ситуация «Армейский порядок», «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого», «Разведчики», «Переправа». 

Дидактические игры:

«Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом мешке».

Музыкальное творчество: «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава; «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов, сл. Я. Белинский;«Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин; «Солнечный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный огонь», «Ленинградцы», «Бравые солдаты», «Священная война», «Аист на крыше».

Тематические мультфильмы: «Сильные духом-крепче стены», «Василёк», «Партизанская Снегурочка», «Скрипка пионера», «Солдатская сказка», «Салют», «Солдатская лампа», «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Приключения красных галстуков», «Великая Отечественная».

Создание альбома «Книга памяти. Маленькие герои большой войны»

Формы работы с родителями

1.Беседа с родителями «Мы помним»

2.Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ».

3. Организация детско-родительской выставки творческих работ «Этот день победы»

4. Консультация «Книги для детей о войне».

5.Памятка для родителей «9 мая. День победы»

6.Памятка для родителей «Награды времён Великой Отечественной войны. 1941-1945 г.»

7.Памятка для родителей «День победы»

8.Памятка для родителей «День победы. Что и как рассказать ребёнку?»

9.Памятка для родителей «День победы»

10.Памятка для родителей

Список используемой литературы:

  • Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  • Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  • Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
  • Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
  • А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина»Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
  • "Беседы с ребенком. Великая Отечественная Война. Комплект карточек" Шипунова В. А.  Карапуз, 2016 г.,24 стр.
  • "Герои Великой отечественной войны. Люди и подвиги"Галев К.ЮЭксмо, 2018 г.,64 стр.
  • "Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны"Шорыгина Т.А Сфера, 2018 г. 80 стр.
  • "Стихи и рассказы о войне"Михалков Сергей Владимирович, Ахматова Анна Андреевна, Лебедев-Кумач Василий Иванович Малыш, 2018 г.,64 стр.
  • Уроки мужества. Стихи о войне Симонов К., Благинина Е. Стрекоза,2017 г., 64 стр.
  • "Рассказы о войне для детей" Пантелеев Л. Стрекоза, 2017 г., 224 стр.
  • "Юные герои Великой Отечественной"Печерская А.Н. Детская литература, 2019 г., 180 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Патриотический проект рассчитан на старший дошкольный возраст....

Проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

В материале представлены этапы работы над проектом, перспективный план реализации проекта...

Проект -"Никто не забыт - ничто не забыто".

Детско - родительский проект.Формирование у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств....

Проект "Никто не забыт, Ничто не забыто"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущен...

Педагогический проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

В педагогическом проекте раскрыта актуальность формирования у дошкольников представлений об истории России, о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, наших героев Павловчан, воспитания в...

Презентация проекта "Никто не забыт- ничто не забыто"

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше...

Творческий проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

Творческий, информационный -  игровой проект.Продолжительность: краткосрочныйСрок реализации проекта: с марта по майУчастники проекта: воспитатели, дети, родители.Цель:воспитание патриотизма, чув...