проект богатыри земли русскойЛисова
проект (подготовительная группа)

Лисова Ирина Ивановна

проект богатыри земли русскойЛисова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bogatyri_zemli_russkoylisova.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

  

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ ЦРР – детского сада № 86

Панасенкова Е.Н.

_________________________

«31»    августа    20___ г.

Проект  «Былинные богатыри — защитники

земли русской»

 

 формирования у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли Русской.

 

   

 

Лисова Ирина Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Рассмотрена и одобрена на

Совете педагогов  № 1 от «31» августа  20___ г.

 

Калининград

2014

Проект для детей старшего   дошкольного возраста.

Тема:  «Былинные богатыри — защитники земли русской»

«Гордиться славою предков не только можно, но и должно».

А. С. Пушкин

Тип проекта:

1. творческо-информационный

2. Содержание –   формирования у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли Русской.

3.  Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

 4.Время проведения – учебный год

5. Характер контакта – в рамках ДОУ

Актуальность проекта:

 В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Педагоги нашего детского сада серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Основные преимущества этого вида деятельности:

Благодаря проекту  у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе. 

  Цель проекта:  

  Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи проекта:

  1. Развитие чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность.
  2.  Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
  3.  Разработать и провести цикл занятий по ознакомлению детей с былинными героями – защитниками земли русской.
  4.  Подобрать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.
  5.  Обогатить словарь детей существительными: ратник, богатырь, былина, сказитель,   пахарь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

1. Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и гражданственности в детском саду. Практическое пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.

 2.  Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. – 184 с.

 3. М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.  С любовью к России: методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с. 

4.    Микляева Н.В.  Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 144с.

5. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с. 

6. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с. 

7. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с. 

8.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо- туристической деятельности. Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачёвой.- М.: АРКТИ, 2003.

Материально – техническое:

  1. Репродукции картин: «Три богатыря» Васнецов,  «Витязь на распутье» Васнецов, «Битва на Калиновом мосту» Васнецов, «Илья Муромец» Рерих, «Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь)

  1. Развивающие игры:    «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришел». «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Было, не было», «Славянская семья  родство и занятия»

Реализация проекта: (практический выход)

  1. Развлечение «Богатырская наша сила».  
  2. Физкультурный досуг «Богатыри»
  3. Модели занятий, рисунки детей, наглядный материал по теме «Былинные богатыри».
  4. Выставка детского творчества «Не перевелись богатыри на земле русской »
  5. НОД  по теме «Былинные богатыри – защитники земли русской».

 Методы проекта

  1. Наглядно – слуховой.
  2. Художественно практический.
  3. Словесный.
  4. Творческие задания.
  5. Совместные игры.
  6. Игры – сказки.
  7. Музыкальные.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта.

Воспитатели группы проводят занятия по темам   «Богатыри земли Русской»

Оформление предметно - развивающей среды, изготовление пособий и дидактических игр:  

Музыкальный руководитель:

Проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми  по теме «Богатыри земли Русской»;

Способствует развитию концертной деятельности детей;

Оказывает методическую  помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических  игр;

Осуществляет музыкальное  оформление к праздникам и развлечениям.

  

Инструктор по физическому воспитанию

Проводят утреннюю гимнастику, занятия  физической культурой;

Дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;

Совместно с воспитателем, родителями проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;

Участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой  и крупной  моторики

Старшая медицинская  сестра:

Проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);

Дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий

Проводит  уроки  «Школа богатырей».

Роль родителей в реализации проекта:

1.Участие в выставке «Не перевелись богатыри на земле русской»: изготовление поделок русских богатырей из соленого теста, пластилина, пенопласта, ткани.

2. Изготовление богатырских костюмов на кукол и на детей.

3. Подбор иллюстративного материала по теме.

4. Приобретение богатырских доспехов (щит и меч) .

5. Изготовление дидактических игр.

 Предполагаемый результат:

·  Дети знают:

-  о былинных защитниках земли Русской, героях-освободителях, их роли в жизни страны;

-  о жизни взрослых и детей в Древней Руси;

-  о значении победы русских богатырей;

-  произведения художественной литературы и музыку на военную тематику.

·  У детей сформированы:

-  интерес и  уважение к защитникам Отечества;

-  стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья;

-  желание и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, составлении собственных рассказов;

 ·  У родителей, как активного участника педагогического процесса,  повышение заинтересованности в формировании чувства патриотизма у детей.

Стратегия  осуществления проектной  деятельности.

Данный проект осуществляется  в рамках педагогической системы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка №86. С детьми  подготовительной группы №2 в специальной организации детей. Совместная деятельность педагога и самостоятельная  детская деятельность.


Содержание проектной деятельности

Тема

Цели

Оснащение

Предварительная работа

Кто такой русский богатырь?

Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.  Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»;  книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись  

  • Слайды по картине В.М. Васнецова "Богатыри";
  • диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;
  • ширма; предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

 Былины – кладезь народной мудрости

 Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении.   Вызвать интерес к русскому народному творчеству: языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.  Обобщить  и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах. Активизировать словарь детей словами:  Древняя Русь,  былины, сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.  Развивать познавательный интерес к истории и литературному наследию страны.

Репродукция картины В.М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и  диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок.

  •  
  • Слайды по картине В.М. Васнецова "Богатыри";
  • диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;

ширма; предметы-заместители (лук, копье, меч, щит

«Если богатырь на страже…»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях — защитниках Русской земли; уточнить знания о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; объединить детей и родителей в совместной игровой деятельности, развивать чувство коллективизма, ловкость и других качеств.

Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», чтение былин и сказок: « Илья Муромец и Соловей- Разбойник», « Детство Ильи Муромца»,  « Добрыня Никитич и Змей», « Никита Кожемяка», разучивание пословиц и поговорок о богатырях, просмотр мультфильмов о богатырях, дидактические игры « Опиши героя»,  « Узнай ,кто это?», составь щит богатыря и др.

  •  Слайды по картине В.М. Васнецова "Богатыри";
  • диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;
  • ширма; предметы-заместители (лук, копье, меч, щит

Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Богатыри"; учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение; формировать умение видеть художественные средства создания образа; вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей; воспитывать интерес к живописи

  •  

Репродукция картины В.М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и  диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок

  •  Слайды по картине В.М. Васнецова "Богатыри";
  • диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;
  • ширма; предметы-заместители (лук, копье, меч, щит

Слава русской старине

  1. Формировать интерес к истории возникновения России. Развивать память, воображение, устную речь, словарный запас (вводить в активный словарь слова предки, старейшина, род, славяне.) Упражнять детей в адекватном применении произведений устного народного творчества на практике. Воспитывать любовь к своему народу, обратив душу к традициям, обычаям, героическому прошлому, адекватное отношение к войнам, стремление защищать свою Родину.

 Репродукция картины В.М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и  диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок

Знакомство с историей Руси, бытом, национальной одеждой, предметами старины. Заучивание песен, стихотворений, примет, пословиц, поговорок, загадок, чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций, беседы. Игры народные, подвижные на прогулках, в режимные моменты, занятия

Волшебный сундучок

формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа. Воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза

В гостях у Василисы Микуличны и Ставра Годиновича

Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок. Закрепить в речи детей слова: опала, острог, догадка, пир, бояре, князья, Киев-град. Упражнять детей в подборе слов, используемых в русском фольклоре для оценки внешности и положительных качеств человека. Упражнять в создании выразительных образов героев былины. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

 Рассматривание картин: К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», В.М. Васнецов «Баян», «Витязь на распутье», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»

опорные картинки, яблоко, блюдце, краски, листы бумаги разного формата, кисти.

В гости к гусляру Садко (музыкальная гостиная)

  •  Продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко». Закрепить в речи детей слова и выражения: гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро. Упражнять в создании выразительных образов морских обитателей с помощью мимики, жестов. Развивать творческую фантазию. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам.

  Аудиозапись оперы Римского-Корсакова «Садко», иллюстрации, репродукции с изображением морского дна, ватман, цветная бумага, ножницы, клей, восковые мелки, краски.

  Знакомство с былиной «Садко»; используя средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Рассматривание иллюстраций. Прослушивание на музыкальном занятии аудиозаписи оперы Римского-Корсакова «Садко»

Путешествие по Древней Руси

Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

4. Расширить знания детей о Несторе – летописце. Рассказать, что монах Нестор составил первое сочинение о Руси “Повесть временных лет”

Русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, иллюстрации о богатырях, древнем зодчестве, иконопись, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, иллюстрации древнего алфавита: “Глаголица”,  Кириллица”, щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, книга “Былины”, карточки для составления рассказов. Запись русской – народной песни: “Ах, ты степь, широкая”.  Театрализованные костюмы для Нестора – летописца, Кирилла и Мефодия, Бабы – Яги, конструктор для постройки Царь – града.

Чтение книг: З.В. Левицкая “История Отечества для детей”,   Н.И. Надеждин “Богатыри и витязи Русской земли ”.

Заучивание стихов из книги   И. Никитина “Русь”, Е. Груздевой “Русь моя”. Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками.  

 Путешествие по былинам  

 Закрепить знания детей об основных событиях и героях двух былин. Продолжать закреплять пространственные представления у детей. Закрепить в речи слова , обозначающие направление движения.

Знакомство с былиной  используя средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Рассматривание иллюстраций.  

Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей» (перессказ Н. Колпаковой);

   Рассматривание картин: К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», В.М. Васнецов «Баян», «Витязь на распутье»,  

Беседа о постройках Древней Руси

Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.

Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

 Макет “Быт и занятия славянской семьи”; “машина времени”; ширма-ворота; кукла Дуняша в национальном костюме; клубочек ниток; иллюстрации “Быт и занятия восточных славян”; аудиозаписи русских народных песен: “Березка”, “Во саду ли, в огороде”; магнитная доска.

Викторина «Богатырская наша сила»

1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской. 
2. Оживить 
представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяновиче.
3. Вызвать 
интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий и русских богатырях.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу 
России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
5. 
Закрепить знания детей о творчестве художника Ю.Л. Васнецова по картине «Богатыри»

русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, иллюстрации о богатырях, древнем зодчестве, иконопись, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, иллюстрации древнего алфавита: “Глаголица”, “Кириллица”, щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, книга “Былины”, карточки для составления рассказов. Запись русской – народной песни: “Ах, ты степь, широкая”. Театрализованные костюмы для Нестора – летописца, Кирилла и Мефодия, Бабы – Яги, конструктор для постройки Царь – града.

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». 
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец Соловей-разбойник»

Былины про Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Дубыню, Усыню и Горыню.

Образовательная - познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник», другими былинными  богатырями;

·  Развивающая - развивать художественный вкус, художественное и музыкальное восприятие муз. произведений и репродукций картин великих художников;

·  Воспитательные - воспитывать чувство гордости, патриотизма за защитников Родины; чувство ответственности за свою страну.

Кисти разных размеров по числу детей, акварель, карандаш простой, цветные восковые мелки, бумага для рисования, стаканчики для воды, салфетки, аппаратура для проекции репродукций картин, аппаратура , поддерживающая СD формат

Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей» (перессказ Н. Колпаковой);

  Слушание фрагментов произведений:   М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов.

Богатырские игры

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.

· Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

· Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

· Воспитывать интерес к истории России.

Былины, пословицы и поговорки, богатырские потешки

 Познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник», другими былинными  богатырями;  развивать художественный вкус, художественное и музыкальное восприятие муз. произведений и репродукций картин великих художников; воспитывать чувство гордости, патриотизма за защитников Родины; чувство ответственности за свою страну.

Русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, иллюстрации о богатырях, древнем зодчестве, иконопись, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, иллюстрации древнего алфавита:

Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей» (перессказ Н. Колпаковой);

  Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;

Не силой, так мудростью

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, к сказке, как источнику мудрости. Побуждать детей выражать свое отношение к  конкретному поступку героя, видя в нем сочетание большого знания, жизненного опыта, доброго начала.   Воспитывать уважение к трудовым, военным подвигам мудрых людей родной страны.

Книги и сказки о добрых людям, иллюстрации мудрых людей, звукозапись «Колокольного звона»,   «Древо мудрости», указка

«Русские князья – освободители родной земли»

   Познакомить детей с житием святого Александра Невского и с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Формировать патриотические чувства. Развивать смекалку, ловкость. Продолжать развивать познавательно-исследовательскую деятельность через дидактические игры.   Воспитательные: Воспитывать чувство любви к Родине. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Демонстрационный: Мультимедиа, проектор, презентации.  Карточки с буквами, бинты, мячи, корзины.

Рассматривание иллюстраций, беседы о воинах. Чтение О. Тихомиров «Герои священной земли русской», отгадывание загадок,  

 

«Древние города России»

Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне. . Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей. . Вызвать у детей интерес к истории возникновения России. . Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине. . Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.  Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.

Русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, иллюстрации о богатырях, древнем зодчестве, иконопись, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, иллюстрации древнего алфавита: “Глаголица”, “Кириллица”, щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, книга “Былины”, карточки для составления рассказов. Запись русской – народной песни: “Ах, ты степь, широкая”. Театрализованные костюмы для Нестора – летописца, Кирилла и Мефодия, Бабы – Яги, конструктор для постройки Царь – града.

чтение книг: З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, И.Ф. Виноградова, Л. А. Соколова “Моя страна Россия”, А.В. Смирнов “Сказы края Московского”, Н.И. Надеждин “Богатыри и витязи Русской земли ”.

Заучивание стихов из книги В. Степанова “Моя родина - Россия”, И. Никитина “Русь”, Е. Груздевой “Русь моя”. Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками. Оформление альбома “Мой край родной”.

«Ремесла на Руси»

Формировать эмоционально-окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, и нравственно-патриотические позиции. Знакомить детей с историческими корнями, различными обрядами и традициями в жизни русских людей, со связью поговорок, народных примет с крестьянским трудом.  Воспитывать уважение к труду и таланту мастеров.

 Аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписью. Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синея); баночки с водой, штампы, ватные палочки, кисти, влажные салфетки.

Цикл занятий в музее «Русской старины»   Знакомство с покровителями ремесел святыми Козьмой, Демьяном и святой Параскевой – Пятницей. Разучивание пословиц, поговорок, загадок; народных игр, песен и танцев. Обучение игре на русских народных инструментах: ложках, трещотке, доске, рубели и т.д.  

Подвиги русских богатырей?

Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.

Формировать и воспитывать патриотическую память. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям

Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей» (перессказ Н. Колпаковой);   Слушание былин « Вольга  и Микула», « Никита Кожемяка»;

 Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;

Рассматривание картин: К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», В.М. Васнецов «Баян», «Витязь на распутье», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»;

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях  Чтение отрывков о былинных богатырях  Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Оружие Богатырей

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия  элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.

Аудиозапись Э. Грига «Утро», картина Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением  богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.

Чение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок.

Богатырь не родом славен, а подвигом

Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.

Формировать и воспитывать патриотическую память. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям

Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей» (перессказ Н. Колпаковой);   Слушание былин « Вольга  и Микула», « Никита Кожемяка»;

 Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;

Рассматривание картин: К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», В.М. Васнецов «Баян», «Витязь на распутье», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»;

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях  Чтение отрывков о былинных богатырях  Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Жить – Родине служить.

Формировать у детей представление о России как о родной стране;  формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;  воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.            

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Где смелость там победа

 Формировать у детей представление о России как о родной стране;  формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;  воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.            

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

«Финист – Ясный сокол»

Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и  поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.

Грамзапись из сказки   «Финист ясный сокол», конверты с заданием, иллюстрации, цветные карандаши, изображение комара

Чтение произведения   рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, составление кроссвордов по сказке, лепка героев сказки:

"Богатырская тема в русском искусстве

Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; произведением Мусоргского «Богатырские ворота». Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Богатырские ворота» М. Мусоргского из «Картинок с выставки».

Русь, предки,  богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

А.Пушкина «Сказка о царе Салтане ».

Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.  Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и  поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.

Грамзапись из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», конверты с заданием, иллюстрации, цветные карандаши, изображение комара.

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, составление кроссвордов по сказке, лепка героев сказки: белочки, царевна Лебедь, заучивание отрывков из произведения.

Богатырская застава  

Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

-Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам. Закрепить название древнего оружия богатырей. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

Картина В.М. Васнецова «Богатыри», изображение пропасти, реки, кощея – бессмертного, разного вида оружия, три дороги, камень на распутье, камушки, вырезанные из линолеума,  дуб.

Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Алёша Попович и Тугарин змей»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол». «Никита – Кожемяка», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

Если бы я был… богатырём

 Формировать у детей представление о России как о родной стране;  формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;  воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.            

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"

Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста            ...

Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"

ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"

Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Проект «Богатыри земли русской» подготовительная группа

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТПроект «Богатыри земли русской»подготовительная группа...