Сценарий занятия по познавательному развитию Тема: «Фиксик Нолик ищет воздух»
план-конспект занятия (средняя группа)
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад №12»
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
по познавательному развитию
(познавательно-исследовательская деятельность)
ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: | Демина Г.А. |
Сорочинск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 2 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание | |||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие (познавательно-исследовательской деятельности.) | ||
2. | Вид деятельности детей | игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная (музыкально-ритмические движения). | ||
| ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Фиксик Нолик ищет воздух» | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Сюрпризный момент (фиксик Нолик.). Организационный момент. Знакомство с фиксиками по презентации. Загадывание загадки. Опытно- экспериментальная деятельность. Дыхательная гимнастика «Обдуваем пальчики» Опытно- экспериментальная деятельность. Беседа с детьми по вопросам (посредством проведения опыта дети делают выводы). Физминутка «Воздушный шар». Опытно- экспериментальная деятельность. Аутотренинг «Отдых на лугу» Показ слайдов , закрепление темы воздух. Игровое упражнение под музыку «Танец Фиксиков». | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие – введение новых слов (лаборатория, бесцветный, прозрачный, невидимый, опыты.); Социально-коммуникативное развитие: диалог, беседа (ответы на вопросы). Физическое развитие (музыкально-ритмические движения). | ||
4. | Возрастная группа: | Дети 4-5 лет | ||
5. | Цель: | Создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | Формировать представление детей о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; закреплять умение детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов. | |||
6.2 | Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. | |||
6.3 | Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. | |||
7. | Планируемые результаты: | |||
7.1 | Умеют самостоятельно проводить опыты, эксперименты в заключение делают выводы. | |||
7.2 | умеют выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Четко формулируют отвечают на вопрос «Почему» | |||
7.3 | Проявляют интерес к познавательно- исследовательской деятельности. | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Игрушка Фиксики; Книга со сказкой «Фиксики»; Аудиозаписьиз мультфильма «Фиксики», «Танец фиксиков»; Презентация «Знакомство с фиксиками»; магнитная доска; полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; веера (по количеству детей); воздушные шары (по количеству детей). | ||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Учились проводить эксперименты с воздухом , правильно делать выводы. Выполнять движения физминутки, аутотренинга . | ||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||
I. | Вводная часть | 3мин. | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Сюрпризный момент Дети играют с воспитателем. Звучит песня из мультфильма «Фиксики». Появляется фиксик Нолик. Сообщает детям, Симка задала загадку, он не знает, на него ответ просит помощи. Воспитатель садится на стул, дети стоят рядом. В.: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости Фиксик Нолик! Подойдите ко мне, посмотрите! А вы знаете, что мы, Фиксики, о многом знают. Что-то фиксик Нолик хочет мне сказать! Воспитатель прикладывает Фиксика к уху. В.: Ребята, Нолик прости вашей помощи. Ему Симка задала такую загадку, что он может ее отгадать, поможете фиксику? Организационный момент Загадывание загадки Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? Д.: Воздух! В: Молодцы! В: Ребята Нолик спрашивает. А вы знаете, что такое это такое воздух? Вы видели, этот воздух? Д: Нет. В:- Дети, если мы воздух не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать . Д: Невидимый, бесцветный, прозрачный. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | В:- Я вот тоже воздух не видела, но очень хорошо знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, нас Фиксик Нолик приглашает, пойдемте в лабораторию и как настоящие ученые провести опыты и мы узнаем все о воздухе. Вы хотите? Тогда за мной. В: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? А Фиксик посмотрит, как мы будим проводить опыты. Дети одевают халаты, садятся за столы. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Показ опытов фиксику Нолику. | ||
II. | Основная часть: | 15 мин. | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Дети внимательно слушают воспитателя. Дети называют, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети проводят опыты, делают выводы. В.: Ребята, садитесь на стульчики, спинку держим прямо, ноги поставьте вместе. В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Д: Он пуст. В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Д: В нём нет воздуха. В: Что мы можем сказать о воздухе, он какой? Д: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух подедержали его в мешочке, а потом выпустили его. В: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это? Д: Соломинки. В: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. В: Ой, что это? Это пузырьки, поднимающиеся наверх, они и есть воздух. Д: -Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри вас. В: Молодцы! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Дыхательная гимнастика «Обдуваем пальчики» Д:-Человек не может жить без воздуха. Обогащение словаря детей новыми словами(лаборатория, опыты, бесцветная) В.: Хотите поиграть? Вставайте, подходите ко мне. Дети располагаются свободно на паласе. Физминутка: «Воздушный шар» С мамой в магазин ходили, (маршируют на месте) Шар воздушный там купили. Будем шар мы надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, имитируют надувание шарика: пальчики одной руки соединены с пальцами другой руки) Шар воздушный надувайся, Шар воздушный, раздувайся. (Разводят (расширяют) не разъединяя пальчики, надувая шар) Надувайся ты большой. Да не лопайся, ой-ой! Шар летел, летел, летел, (водят надутым шаром в разные стороны, показывая как летит шарик) Да за веточку задел, И лопнул! (Хлопают в ладоши) Дети повторяют движения за воспитателем В.: Молодцы! Пройдите в лабораторию. В: А в моей лаборатории есть ещё и кораблики, а как с ними можно поиграть? Д: Пускать их по воде. В: А как же они будут плыть? Д: Можно на них подуть. В: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы. А ещё можно передвигать предметы вот как. В: Положить салфетку на краешек стола и подуть на неё. В: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Д:- В лицо дует ветерок. В: - Посмотрите, воздух не движется, и кораблики не плывут. Я помашу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть. В: -Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему? Дышим мы чем? Предполагаемые ответы детей Д: воздухом. В:Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ. Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А теперь давайте, не много, отдохнем. Садитесь по удобнее на палас. Дети садятся вместе с воспитателем на палас, закрывают глаза. Воспитатель включает спокойную музыку и проводит аутотренинг. Аутотренинг Закройте глаза, мы с вами отдохнем. Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. В: Ребята, Нолик говорит вам спасибо, он теперь знает, что такое воздух. И сможет Симке все рассказать. | ||
III. | Заключительная часть | 2 мин. | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Младший воспитатель включает презентацию, дети рассматривают их закрепляем знания о воздухе. Воспитатель задает детям вопросы. В :Воздух какой? Д: Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим. без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным. В: Что надо сделать, что бы воздух увидеть? Д: Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; В. Где находится воздух? Д: Воздух находится внутри людей, животных птиц. Без воздуха ничто живое не может жить В: А что такое ветер? В: Ветер – это движение воздуха. Воздух движется. В: Сегодня мы были настоящими исследователями. Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы! Нолик: я вам очень благодарен и хочу с вами станцевать танец фиксиков. Исполнение танца. Наше занятие окончено. Спасибо за внимание! | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||
4.1 | Чтение, обыгрывание и заучивание | заучивание физминутки, отгадывание загадки про воздух, прослушивание музыкальных произведений. | В режимных моментах. |
Список литературы
1.Гурунг Р.Твои первые научные опыты: - ЛитТерра, 2011г
2.Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Программа развитие.- М.: ТЦ Сфера, 2004 год
3.Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий.
5.Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий- издательство «Учитель»- 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию.Тема"Волшебный воздух"
сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.• развивать познавательную активность, любознательно...
Занятие по познавательному развитию Тема: «Воздух и его свойства» Подготовительная группа
Программное содержание:Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно- экспериментальной деятельности.Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнение, продолжать строить р...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»
Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»
Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект занятия по познавательному развитию "Школа Фиксиков"
Конспект был разработан с целью развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов...
Занятия по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"
Цель: Обобщать и уточнять знания о воздухе, о явлениях природы. Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека....