Картотека экологических наблюдений на прогулке.
картотека (средняя группа)
Суть наблюдений по экологии в природе заключаетя в чувственном познании ребенком природных объектов, в познании их через различные формы восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_ekologicheskih_nablyudeniy_ga_progulke.docx | 207.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18» г. Курска
КАРТОТЕКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ
НА ПРОГУЛКЕ.
Составила:
вопитатель
Саломатина А.А.
ЛЕТО
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Цель:
- закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле;
- установить причинно- следственные связи;
-проверить с помощью эксперимента степень нагревания предметов;
-развивать наблюдательность.
Активизировать словарь: солнце, золотое, красное солнышко.
Ход:
воспитатель загадывает детям загадки:
Ты вест мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает…
- Почему ребята вы решили, что ответ на мои загадки- это наше солнце?
-Какое оно? Проводится игра «Кто больше подберет определений»
-А нужно ли нам солнце?
-Почему всему живому нужно солнце?
-Всегда ли солнце находится на одном месте?
- В какой части суток солнце греет сильнее?
Опыт: предложить детям разложить на солнышке разные по форме камешки. И определить какие из них быстрее нагреются.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТНИКОМ.
Цель:
-продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;
-закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать;
- воспитывать любовь к природе.
Ход:
воспитатель читает стихотворение:
Мне не нужен огород, ягода клубника —
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
-Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
-Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
- Как нужно ухаживать за растениями?
Дидактическая игра «Я садовником родился»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМ- БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ.
Цель:
-Закрепить представление о внешнем виде некоторых насекомых, значение их в природе;
-Воспитывать бережное отношение к насекомым, развивать наблюдательность;
Активировать слова: насекомые, польза, помощники, божья коровка.
Ход: воспитатель загадывает загадки:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Это кто гуляет по моей ладошке?..
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
это-….
Маленькому, маленькому Ване нравились жучки - божьи коровки. Они такие красивые с черными точками. Петя собирал их повсюду и сажал в коробку. Но однажды мама сказала: «Куда делись мои помощники?»
-О ком говорила мама?
-Почему она назвала их помощниками?
-Каких еще помощников вы знаете?
Я вам предлагаю стать исследователями, давайте поищем насекомых на нашем участке, рассмотрим их расскажем какие они.
-За какими насекомыми мы с вами сегодня наблюдали?
-Какие они были?
-Чего боятся насекомые и можно ли их обижать?
Подвижная игра «Божья коровка»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.
Цель:
-уточнить знания детей об облаках, какие бывают виды;
-развивать интерес к наблюдению;
-познакомить с различными природными явлениями.
Активировать слова: кучевые, перистые, тучи.
Ход:
-Обратить внимание на небо, спросить у детей какого оно цвета?
-Как можно назвать такое небо?
-Как образуются облака?
Предложить детям вспомнить историю о путешествии капельки, как вода превратилась в водяной пар, и потоком холодного ветра сбивается в облака. Объяснить детям, какие виды облаков бывают. Кучевые - белые пушистые, перистые - прозрачные, легкие, тучи - темные, грозные. Прочитать детям стих.
С. Джус
Почему бывают тучи
И бывают облака?
Потому что тучи - круче,
Облака - они слегка!
Облака летят, пушинки,
Тучи грозные висят,
Там, ведь мокрые дождинки
Нас водой облить хотят.
Если взять и выжать тучи
И немного подсушить,
Облака, тогда получим,
И не будет дождик лить.
Дидактическая игра «На что похоже?»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОШКОЙ.
Цель:
-учить различать характерные признаки внешнего вида животного;
-понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей;
-воспитывать заботливое отношение к животным.
Ход: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Г.Лагздынь
Загадать загадки:
У девочки в корзинке,
Лежит живой клубочек.
Не лает, не кусает.
Мяучит и играет…
Этот зверь живёт лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится. Угадали? Это — …
Игра: «Делай как я…»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БАБОЧКОЙ.
Цель:
- на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки;
- воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Ход:
На лужайке бабочки
На цветочки сели
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели
Аппетитно уплетали
Аж за обе щеки
Да росою запивали
С лепестков осоки
Отраженьем любовались
В капельке росинке
Ах, красивые какие
Будто на картинке
Крылышки свои расправив,
Полетели дальше
На клубничную поляну
Пить нектар там слаще
Автор: Ксюмапаж И.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
- Как выглядит бабочка?
- Как она передвигается?
- Чем питается бабочка?
- Какую пользу приносит?
- Есть ли дом у бабочки?
- Есть ли у нее враги?
- Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.
Игра: «Бабочки и птицы», «Скажи ласково»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКОЙ.
Цель:
-пробуждать интерес к птице - сороке;
-учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издаёт;
- обогащать словарный запас с художественным словом;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход:
Везде заметишь ты сороку
Модницу в чёрном, но белобоку,
Словно кузнечик стрекочет она
С длинным хвостом и болтлива слегка.
И перед тем, что сверкает,
блестит Сорока-воровка не устоит.
Всюду я летаю, всё на свете знаю, знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?
-Что это за птица, как она выглядит?
-Вьёт ли сорока гнезда, зачем?
-Какие заботы у птицы весною. летом?
-Как они берегут своё потомство?
-Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча).
Игра: «Скажи наоборот», «Кто как поет».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СТРЕКОЗОЙ
Цель:
- расширять знания о внешнем виде стрекозы;
-воспитывать внимательное отношение ко всему живому.
Ход:
Ты все видишь стрекоза-
Большие у тебя глаза!
Твой стрекочущий полет
Будто в небе вертолет.
Ты при экстренной посадке
Выставляешь смело лапки.
-Как выглядит стрекоза?
-Как она передвигается?
-Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?
-Где живёт стрекоза?
-На кого она охотится?
-Чем питается?
-Есть ли у стрекозы враги?
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а её удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. У стрекозы огромные глаза, помогающие ейвысматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза – хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели кары деревьев или старые гнилые коряги, спят до весны.
Игра: «Летает не летает»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОДОРОЖНИКОМ
Цели:
- знакомить с лекарственным растением – подорожником;
-развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход:
Ты найдешь его всегда
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Почему траву назвали подорожником?
- Где лучше его собирать?
-Чем полезен подорожник?
Подорожник – многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопныегазы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея – сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.
Игра: «Назови правильно» (лекарственные растения). «Чего не хватает»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕСКОМ
Цель:
- познакомить детей с особенностями песка;
-развивать любознательность, память.
Ход: рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его, рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь.
Рассматривание сырого песка.
- Какой песок?
- Из чего состоит? (Из мелких песчинок)
- Легко ли сыплется?
-Что можно построить из него?
Сравнить его с мокрым песком.
Стихотворение:
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведерке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польем
Игры с песком: «Построй песочную крепость»
ОСЕНЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ.
Цель:
- формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);
- учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
-воспитывать любовь к природе.
Ход:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди и нет просвета,
Затерялось где- то лето.
Ходит осень,
Бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, лиловый.
Воспитатель загадывает детям загадки.
- Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
- На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
- В сентябре и в октябре
Их так много во дворе,
Дождь прошел- оставил их.
Средних, маленьких, больших. (лужи)
Игра: «Когда это бывает»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТУМАНОМ
Цель:
-формировать представление о природном явлении — тумане;
-учить наблюдению за сезонными явлениями;
-подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Ход:
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста.
Только белая кругом пустота.
Где же прячется птица и зверь?
И куда за грибами теперь?
И .Токмакова.
Загадка:
сквозь густую пелену,
Ничего я не найду,
Дом, деревья, водоем,
Серый гость накрыл плащом.
Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.
Игра: «Больше – меньше», «Красный, желтый, зеленый».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ.
Цель:
-уточнить знания детей о круговороте воды в природе;
- закрепить значение дождя для всего живого;
- воспитание положительного отношения к разным природным явлениям.
Ход:
Загадать детям загадки:
Тучи ветром нагоняются,
Он на землю собирается,
Коль на землю попадет,
Сад польет и огород…
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно,
Ты на улицу идешь?
Зонт возьми – там льётся …
Без пути и без дороги.
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
-Что такое дождь?
-расскажите, что вы знаете о дожде?
- что вы знаете о круговороте воды в природе.
Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.
-Какой бывает дождик?
-Если мы выйдем в дождь на улицы, что с нами произойдет?
-Что нужно с собой брать, чтобы не намокнуть?
Игра: «Солнце, ветер, дождь»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРАВЯНИСТЫМИ РАСТЕНИЯМИ ОСЕНЬЮ.
Цель:
- дать представление о жизни травянистых растений осенью;
- воспитывать бережное отношение к травянистым растениям;
-показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет, вянет.
На лугу растёт она
Высока и зелена,
С лугом простится,
В сено превратиться.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Обратите внимание на траву. Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле. Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво.
-что происходит с травой осенью;
-почему так происходит;
-как надо заботиться о природе осенью.
Игра : « Съедобное- несъедобное»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУТИНОЙ
Цель:
-показать детям многообразие осени,
- учить наблюдательности.
Ход: обратить внимание, как на солнышке блестят тончайшие нити – паутинки. Серебристые ниточки летят по ветру, оплетают кусты.
Откуда же взялась эта Паутина? Кто ее сделал?
Паучок.
Паучок сплел паутинку
Кружевную перелинку.
Очень чуток его сон,
Ждет добычу в сети он.
Приходил ко мне паук,
Просто так, как старый друг,
Как Придет, придет, придет,
Так плетет , плетет, плетет,
А прогонишь паука,
Без него опять тоска.
А знаете, для чего он плетет паутину?
Для того чтобы отправиться в путешествие. Он взбирается на ветки, сучки и принимается за работу. Сначала паук прикрепляет начало своей нити, затем передвигается против ветра и выпускает паутинку. Когда длина = 1м, паук передвигается к месту прикрепления, откусывает паутину, подбирает ножки и улетает. Таким образом, он ищет новое место жительства, (расселяется). Паутина как парашют не дает ему упасть.
-Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)
-Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)
- Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)
- На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)
Игра: «Не ошибись» (Насекомые)
ХМУРАЯ ОСЕНЬ
Цель:
- познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени - дождливой погодой;
-уточнить название и назначение предметов одежды.
- прививать бережное отношение к природе.
Ход:
Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей (куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому что на улице поздняя осень, стало холодно, поэтому мы одеваемся теплей? Почему не видно птиц?
-Почему на улице мало прохожих?
-Обратить внимание на разнообразие зонтов.
-Какой кому понравился?
- Для чего нужен зонт?
-Посмотрите на небо, какое оно? Серое, хмурое.
Нерадостно смотреть на голые кусты. Лужи. Прислушайтесь как воет ветер.
Дождь осенний льёт и льёт,
Погулять нам не дает.
Птиц дорога позвала,
Это осень к нам пришла.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… (А.Плещеев).
Игра: «Придумай предложение», «Как шумит вода»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ ОСЕНЬЮ
Цель:
- продолжать знакомить детей с жизнью насекомых осенью;
-развивать любознательность, память;
-учить находить и называть насекомых;
-воспитывать заботливое отношение к ним.
Ход: обратить внимание, что на участке нет насекомых. Куда они исчезли? Напомнить детям, что насекомые осенью прячутся в щели домов, в норки, под опавшими листьями потому, что на улице стало холодно. Они там спят до весны, тревожить их нельзя, они могут погибнут. Предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают).
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой неповторимо.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося.
Игра «Летает, ползает, прыгает»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРЕЛЕТНЫМИ ПТИЦАМИ.
Цель:
- вспомнить название перелетных птиц (голубь, ворона, воробей),
- учить узнавать пернатых по внешнему виду;
- учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).
Ход: воспитатель читает стихотворение:
Летят перелетные птицы.
Туда ,где цветы и тепло,
Где солнце рождает зарницы.
И будет уютным гнездо.
Ничто не заставит их сбиться,
С намеченной цели свернуть,
Сквозь бури, шторма и границы,
Проходит тяжелый их путь
-Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
- Что происходит осенью с кормом для птиц?
- Как птицы готовятся к отлету?
- Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц.
- Какие птицы улетают в тёплые края?
- Зачем они это делают?
Птицы летают, во время полёта машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землёй. Это значит, что скоро они улетят в тёплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоёмы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Игра: «Закончить предложение»:
Воробей маленький, а журавль…(большой).
Утка серая, а лебедь…(белый)
Игра: «Узнай по описанию». «Ты мне, я тебе».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ.
Цель:
- продолжать знакомить детей с рябиной, показать её значение для зимующих птиц;
-познакомить со строением :ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Ход: Воспитатель загадывает детям загадку.
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы…
В сенокос -горька,
А в мороз-сладка…
Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.
Игра: «Назови дерево»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ И ЛИСТОПАДОМ.
Цель:
-Учить детей понимать понятие «ветер»;
-научить определять силу ветра;
-развивать любознательность, познавательный интерес.
Ход: послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят. Обратить внимание, что в ветреную погоду листья начинают облетать сильнее. Что такое листопад? Почему осень называется золотой? Предложить детям походить по опавшим листьям и послушать, как они шуршат.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят…летят
Е.Трутнева.
Учить определять силу ветра наблюдая за деревьями. Обратить внимание, что при сильном ветре начинается листопад.
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М.Лесовая.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я.Аким
Игра «Что летает, а что нет?»,
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОБАКОЙ
Цель:
- научить различать характерные признаки внешнего вида животных;
- ознакомить с особенностями поведения этих животных;
-уточнить, как называют их детенышей;
-воспитывать заботливое отношение к животным.
Ход: воспитатель читает стих.
У него четыре лапы,
Черный нос и хвост мохнатый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает,
Он бывает забияка.
Это кто у нас- собака!
Понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак.
Игра «Придумай кличку», «Назови ласково»
ЗИМА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ.
Цель:
- формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); -
-закреплять знания о солнце в зимнее время (светит, но не греет).
Ход : воспитатель читает стих:
Первый день зимы
Снежинкой в дом стучится,
Зимней сказки первую
Открывай страницу.
Не грусти об осени,
О лете не печалься,
К тебе с первым снегом
Пусть нагрянет счастье.
Закружит пусть, завьюжит
Любовь метелью снежной,
Зима возьмет в объятия
Бережно и нежно.
Начало зимы называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В начале зимы солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными. Как называется предзимье? (Серебряная осень.) Почему? Попробуйте отгадать загадку.
Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы- хозяйки нашей-
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше.(Иней.)
Игра «На что это похоже?»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЕЛЬЮ
Цель:
-дать представление о деревьях;
-показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья);
-знакомить с характерными особенностями ели;
-учить бережно относится к растениям.
Ход: воспитатель спрашивает:
-Какие деревья вы знаете;
-чем они отличаются друг от друга;
-почему ель называют «зеленой красавицей»
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.
Игра: «Когда это бывает»
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Цель:
-закрепить знание признаков зимы;
-уточнить, почему тает первый снег;
Ход: воспитатель читает стих:
На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех
-Какое сейчас время года;
-почему зимой идет снег, а не дождь?
-почему первый снег тает?
Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. "Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью".
Игра: «Найди по описанию»
НАБЛЮДЕНТЕ ЗА ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ ЗИМОЙ
Цель:
-закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;
- формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище);
-воспитывать заботливое отношение к животным.
Ход: воспитатель читает стих:
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю.
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Помощники наши – корова, баран
И конь вороной темногривый
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Каких домашних животных вы знаете?
-Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?
- Почему животных перестали выгонять на пастбища?
- Как люди ухаживают за домашними животными?
- Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.
- Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.
- Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
- Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?
Игра «Животные и их детёныши»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ
Цель:
- продолжать знакомить с природными явлениями;
- дать понятие одного из признаков зимы – мороза;
- формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход: воспитатель читает стих:
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
-Кто заметил, в какой стороне солнце утром?
-Почему зимой солнце светит , но не греет?
-На восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне – на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Игра «Придумай слова ср звуком «с»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГИРЁМ
Цель:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- знакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход: Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Игра: «Узнай птицу», «Зимуют, не зимуют»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СИНИЧКАМИ
Цель:
- познакомить с синичками,
-учить различить синичек по размеру, внешним особенностям;
-расширять представления об особенностях питания этих птиц, познакомить с повадками.
-воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Ход: воспитатель читает стих:
Под окнами с утра
Затинькала синичка.
Привет, лесная птичка,
А я тебя ждала…
Что нового в лесу?..
Присядь-ка у окошка
И отдохни немножко,
Я зёрен принесу…
О. Ушакова.
-Рассмотрите внешней вид ;
-какая у неё шапочка, жёлтая грудка, а какого цвета у неё шарфик?
-как поёт?
-как вы думаете, что больше всего любит синичка?
-как ведет себя во время питания?
Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков, гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у неё много кормов в поле, в лесу. А вот зимой ,когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек её подкармливает.
Игра: «Ты- мне, а я -тебе», «Что одинаковое?»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЬДОМ
Цель:
- закреплять знания о свойствах льда;
-вспомнить правила безопасного поведения на льду.
Ход: воспитатель читает стих:
Холодом зима подула,
Заковал мороз в ледок
Нашу речку, та уснула,
Мы там сделали каток.
Не идется
И не едется,
Потому что гололедица.
Но зато прекрасно падаеться,
Почему ж никто не радуется?
Берестов В.
-Что такое лед?
-как он образовывается?
- что будет со льдом, если его занести в дом?
-как нужно вести себя на льду
Лед- состояние воды в холодное время года. Если лед занести в дом, он начнет таять.
Лед- холодный и скользкий, поэтому необходимо помнить правила безопасности.
-Какие правила вы знаете?
Эксперимент. «Разноцветные льдинки». Замораживание подкрашенной воды.
Игра: «Дотянись, не ошибись». «Пойдешь на лево».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОПАДОМ
Цель:
- дать понятие явлению- снегопад;
-учить любоваться красотой природы.
Ход: воспитатель читает стих:
И. Миролюбова
Снегопад, снегопад,
длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
белый сказочный наряд!
Занесло, замело,
стало все белым-бело,
словно ангела крыло
постучалось к нам в стекло!
Лепит снег детвора,
весело кричит: "Ура!"
Не кончается игра,
хоть домой давно пора!
-что такое снегопад?
-как получаются большие снежные насыпи?
- почему в снегопад всегда теплее?
Снегопад — один их самых красивых и долгожданных зимних подарков.Падающий снег укрывает все живое, сохраняя от холода до весны. Под ним зимуют растения, полевые и лесные животные. Снежная «шуба» считается самой надежной защитой земли от морозов.
Игра «Найди такую же», «Чего не стало»
ВЕСНА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОТАЛИНАМИ.
Цель:
- учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе;
- воспитывать положительные эмоции от общения с природой.
Ход: воспитатель читает стих.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Темные проталины на полях видны,
Верно, очень тёплые ноги у весны.
-что такое проталины?
-как они получаются?
-где можно встретить проталины?
Весной пригревает солнце , и на возвышенностях снег начинает таять первым. Вот там и появляются первые проталины и первая трава.
-Какие изменения произошли в природе весной?
- Что вы наблюдали сами?
- Как изменился снег с приходом весны?
- В каких местах вы наблюдали проталины?
-Почему не везде появились проталины?
Игра: «Назови одним словом», «Природные явления»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТАЯНИЕМ СНЕГА
Цель:
- учить устанавливать взаимосвязи в природе;
- развивать наблюдательность, кругозор;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Ход: воспитатель читает стих:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А. Плещеев.
Снег теперь уже не тот
- потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка - наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью ещё морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.
-Когда начинает таять снег?
-Почему это происходит весной?
-Как начинает таять снег?
Исследовательская деятельность: рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравни наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце. Установит причинно-следственные связи.
Игра: «Кто впереди?» «Назови по порядку».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕРБОЙ.
Цель:
-закреплять знания о растениях ранней весной- вербе;
-обращать внимание на то, что весной верба зацветает одна из первых;
-развивать познавательный интерес.
Ход: воспитатель читает стих:
А это верба у реки.
она освоила пески.
На красных прутиках налет.
дотронешься- он пропадёт.
Верба. верба. верба.
Верба зацвела.
Это значит -верно,
Что весна пришла.
Еще в лесу туманно, глухо, но над рекою, под обрывом оделась золотистым пухом и распустила почки верба. Как будто облако спустилось с небес на маленькие почки, зазеленело, превратилось в живые теплые комочки.
-Какие разновидности вербы вы знаете? (ива, ракита, лоза.)
-Когда зацветает верба? (Ранней весной.)
-Как выглядят ее соцветия? (пушистые комочки).
-У какого дерева раньше всех и быстрее распускаются почки? (У вербы.)
- Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)
Исследовательская деятельность: сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?
Игры: «Лесовичок». «Детки в клетке».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ
Цель:
- закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;
-обучать исследовательским действиям;
-уточнить представления о признаках весны (таяние снега, капель);
-формировать умения логически мыслить, устанавливать связи между изменениями в неживой природе;
- воспитывать эмоционально-положительного отношения к природе.
Ход: воспитатель читает стих:
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели
«Чив-чив-чив, пришла весна»
Теплых лучиков у солнца,
Стало больше с каждым днем.
И сосульки у оконца,
Плачут мартовским дождем.
- Что лежит на крыше веранды? (снег)
- Почему с крыши капает вода? Откуда она взялась?
- Как из снега появилась вода?
- Почему капель так называют? (Что делает вода?)
Предложить послушать, как звенит капель, собрать капельки в формочку.
-С какой стороны сосульки длиннее - с солнечной или теневой?
- Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они растут).
- В морозный день сосулька растёт или уменьшается?(уменьшается ,так как разрушается от мороза и ветра).
-А в солнечный день?(Растёт).
Экспериментальная деятельность:
С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной - солнце греет лёд, и он превращается в воду.) Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, а другой сосуд с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.
Игры: «Части суток», «Что длиннее, что короче»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Цель:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости от сезона;
- проявлению любознательности;
- воспитанию заботливого отношения к птицам.
Ход: воспитатель читает детям стих:
Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнёзд панавьют , посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Никитин.
- Какие птицы к нам прилетели?
- Как они выглядят?
- Что делают?
- Издают ли звуки? Какие? (На что они похожи?)
- Рады ли птицы наступлению весны? Как вы догадались?
Загадки:
Черный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг. (Грач)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Спереди — шильце,
сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.( Ласточка)
Предложить покормить птиц. Послушать пение.Понаблюдать, как ведут себя птицы возле гнезд.
Игра: «Не ошибись», «Кто,что ест».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВОМ (БЕРЕЗА).
Цель:
-Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев;
-формировать знания об особенностях березы,
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход: Воспитатель читает стих о березе:
Как у нашей березки,
Очень славные сережки,
Как стройна , и как мила,
Это вновь весна пришла.
Вся в сережках.
Не боится вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза.
-Как встречает весну береза?
-Как она цветет?
-По каким признаком её можно выделить среди других деревьев?
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Предложить детям подойти к березе и рассказать, какие изменения они заметили.
-Какой ствол у березы - толстый или тонкий?
-Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
-Расскажи о строении березы?
Игра «Такой листок, лети ко мне» Учить находить предметы по сходству.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ ВЕСНОЙ.
Цель:
- Формированию представлений о жизни насекомых весной, в зависимости от сезонных изменений в природе;
- способствовать развитию мыслительной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- воспитанию чувства сопереживания живому организму.
Ход: воспитатель читает стих:
Насекомых на дороге
Мы увидим очень много,
Коль умеешь ты считать,
Их всегда легко узнать.
Если только лапок шесть
Насчитал ты ровно,
Будь тогда уверен –
Это насекомое!
- Каких насекомых вы видите?
- Как они выглядят?
- Что они делают?
- Почему они проснулись?
- Как нужно обращаться с насекомыми?
Весной просыпается природа, из пеньков, кары деревьев, сухих бревен выползают на теплые солнечные лучи насекомые. Они радуются теплу и солнцу. А так же служат кормом для птиц.
Игра: «Назови по описанию», «Найди где спрятано»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРВОЙ ТРАВОЙ И ОДУВАНЧИКАМИ.
Цель:
- формированию представлений о признаках живых организмов у растений (растет),о появлении первых цветов;
- развитию наблюдательности детей путем выявления новых признаков весны;
- умения эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой.
Ход: воспитатель читает стих:
Как ковёр лужайка
Вся в цветочках ярких.
Это одуванчики в мае расцвели.
Тянут прямо к солнышку
Жёлтые панамки –
Любят одуванчики солнечные дни.
Одуванчик – добрый друг,
Мне помог украсить луг.
Дуну сильно раз, другой,
Парашютики гурьбой
Разлетятся, и весной,
Будет луг наш золотой!
- Какого цвета полянка? Почему?
- Какая на ощупь первая трава? Почему?
- Чем нравится вам первая травка?
- Как называются эти цветы?
- Нравятся ли вам первая трава, цветы? Какое создают настроение?
- Можно ли рвать много цветы, траву? Почему?
Игра: «Кто спрятался в траве», «Времена года»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕВЫМ ЧЕРВЯКОМ
Цель:
-способствовать формированию конкретных представлений о признаках живых организмов у отдельных представителей (движение, питание);
-развивать познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и осторожность в поведении в природе.
Ход: воспитатель читает стих:
Два веселых старичка
Увидали червячка.
И возник у них вопрос:
Где он прячет хвост, где нос?
И куда запрятал ножки,
Чтобы бегать по дорожке?
В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День — деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных.
- Кого вы видите в земле?
- Как выглядит? На что похож?
- Что делает? Какую пользу приносит?
- Где живет? Почему?
- Чем питается?
- Нужно ли оберегать червей?
Игра: «Ползает, летает, скачет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое развлечение "Прогулка в лес"
Экологическое развлечение «Прогулка в лес»для детей подготовительной группы. Дети заходят в зал занимают места на сту...
Открытое занятие по экологическому воспитанию" Прогулка в лес"
Данное занятие строилось на принципах усвоенных знаний, соответственных наблюдений, воспитание любви и бережного отношения к природе, а так же на совершенствование речи детей, развития их мышлен...
Экологический проект «Прогулка в лес или охраняем природу»
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения в лесу...
"КРАСОТУ ТВОРИМ МЫ САМИ". экологическое занятие (прогулка-поход к жителям с. Сицкое).
ТЕМА: "БРОСИМ УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР".ЦЕЛЬ: ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ВТОРИЧНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЫТОВЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТХОДОВ.ЗАДАЧИ:1.Формировать у детей экологическое сознание, понимание проблем природы и ...
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Экологический десант "Прогулка по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) 2017 год.
На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих ...
Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников
laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...