Рабочая программа дополнительного образования "Моя Родина - Россия"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа дополнительного образования "Моя Родина - Россия" для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moya_rodina-rossiya.docx | 497 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки - формирование социально-активной личности;
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основные задачи и разделы
раздел | задачи |
| Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3.Родной край | Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
4.Земля наш – общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. |
5.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
6.Беседы о правах ребёнка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». |
7.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей. |
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения Педагогические ситуации Экскурсии Ситуации морального выбора | Групп. Подгрупп. Инд. |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина | Групп. Подгрупп. Инд. |
Освоение прав детей | Беседы Педагогические ситуации |
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Примерные виды интеграции области «Социализации». | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и Детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире) «Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности) «Труд» (накопление опыта двигательной активности) | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире) «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализации» |
Продолжительность НОД– 30 минут
- 1 группы по 10 человек
- 2 НОД в месяц для группы
- В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
- Мониторинг образовательной деятельности: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Перспективное планирование
Сентябрь | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | Цель: определение уровня знаний детей о Родине. |
Октябрь | 1. «Земля – наш общий дом» 2. «С чего начинается Родина?» | Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? |
Ноябрь | 1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» 2.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» | Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. |
Декабрь | 1. «Что такое генеалогическое дерево» 2. «Право ребёнка на охрану физического здоровья» | Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека. Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья. |
Январь Февраль | 2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» 3. «Права и обязанности ребёнка» 1. «Защитники земли русской» 2. «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | 1. «Отражение народных традиций в национальном костюме» 2. «Русские народные промыслы» | Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
Апрель | 1. «Многонациональная Родина» 4. «Знаменитые земляки» | Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
Май | 1. «День Победы» 2. «Мы – патриоты» Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. Цель:Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...