Методическая разработка "Обеспечение условий для формирования положительного самоощущения (самооценки) у детей в музыкальном воспитании ДОУ"
методическая разработка
От того, что ребёнок впитал в себя в детстве, зависит его успешная жизнедеятельность в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motodicheskaya_razrabotka_zyuzina.docx | 41.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Обеспечение условий для формирования
положительного самоощущения (самооценки) у детей
в музыкальном воспитании ДОУ»
Музыкальнй руководитель:
Зюзина О.Н.
В детстве закладывается фундамент для формирования и развития основных качеств личности, основ морально-эстетических норм, социализации. От того, что ребёнок впитал в себя, зависит его успешная жизнедеятельность в будущем.
В федеральных государственных стандартах обозначено, что одна из основных целей дошкольного образования – обеспечение социальной успешности, которая напрямую связана с положительным самоощущением ребёнка, уровнем его самооценки, социальным статусом в группе.
Положительное самоощущение – это, в первую очередь удовлетворённость потребности личности, а именно – потребности в движении и игре:
Игра - решенье всех проблем
Играть нам никогда не поздно
Играть, конечно, нужно всем
И маленьким и взрослым!
Потребности в общении, уважении, познании и конечно же потребности в самореализации.
Как музыкальный руководитель, я понимаю, что всё это возможно осуществить в грамотно построенном процессе музыкального воспитания.
Для того чтобы обеспечить положительное самоощущение у ребёнка, я строю педагогический процесс, соблюдая следующие условия:
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, субъект-субъектные отношения. Предоставить каждому ребёнку возможность выбора деятельности (дети могут выбрать и спеть песню, которую хотели бы спеть, исполнить свой танцевальный этюд, танец, сыграть на музыкальном инструменте, напр., с помощью шумовых инструментов изобразить явления природы (шум дождя, гром, ветер). Дети постепенного раскрепощаются, начинают верить в себя, что у них многое получается, что могут сыграть на инструменте, самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Во все игры и пляски стараюсь привлекаю всех детей, например закличкой:
«Собирайся, детвора!
Будет новая игра!
Будем с вами мы играть –
Живые ритмы создавать! – проводится игра «Живые ритмы»
Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быструю реакцию, развивает чувство ритма. Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно-родевые, игры с пением, хороводные. Через игру мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов.
Педагогическую оценку ориентирую на относительные показания детской успешности. Оценивая личностные качества и результат деятельности каждого ребёнка, своими восклицаниями, утверждениями я намеренно создаю ситуацию, в которой ребёнок чувствует себя успешным.
Таблица личностно-оценочных связей (педагог – ребёнок)
Оценка качеств ребёнка | Оценка результатов деятельности ребёнка | Субъективное мнение педагога относительно результатов деятельности ребёнка | Вопросы поднимающие детскую самооценку |
Какой ты молодец! | Сегодня у тебя получилось лучше чем вчера! | Я в тебе никогда не сомневалась! | Можно с тобой посоветоваться? |
Ты просто умница! | Как ты здорово придумал! | Я тобой горжусь! | А как бы сделал ты? |
Ты настоящий знаток! | Отличная идея! | Я бы так никогда не придумала! | Ты готов поделиться с друзьями своим открытием? |
В этом деле ты настоящий артист! | Ты нас сегодня удивил (меня порадовал)! | Я бы хотела, чтобы у меня получилось, как у тебя! | Может быть, ты поможешь Кате? |
А ты, оказывается исследователь! | Это поступок настоящего мужчины! | Я знала, что ты справишься! | Расскажешь нам об этом? |
Ты просто испытатель! | Ты нам сейчас очень нужен! | Какой ты смелый! | Как ты достиг таких результатов? |
Большое внимание стоит уделять созданию предметно-развивающего пространства, способствующего эмоциональному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, оснащению детей всем необходимым для музыкальной деятельности как в НОД в музыкальном зале, так и музыкальных уголках в группах.
Педагогический процесс строю, используя игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает определённым признаком – чётко поставленной целью и соответствующим конечным результатом, этому соответствует музыкально-дидактическая игра, где дидактическая цель ставится перед детьми в игровой форме. МДИ - важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Разрешая проблемные ситуации, дети чувствуют себя спасителями, помощниками, сказочными персонажами, это повышает их самоощущения (самооценку).
Танцевально-игровая технология. Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребёнке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, своевременно под музыку менять движения со сменой характера. С помощью специальных упражнений можно развивать в ребёнке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм. Эти навыки и умения также помогают ребёнку ощущать себя уверенней, спокойней в исполнении танцевально-игровых номеров, появляется желание этим заниматься, это способствует развитию детского «творчества», фантазиям. Ребёнок может сам по своему самоощущению «оценить» своё выступление, также спросить мнение своих друзей. Развивается навык самоконтроля и самооценки.
Моделирование образовательной деятельности в ДОУ с целью обеспечения положительного самоощущения воспитанников.
Интеграция музыкального образования в другие виды деятельности способствуют обогащению музыкального опыта ребёнка и делает жизнь детей радостней и ярче. Тщательно подбираю репертуар, обговариваю с воспитателями музыку для режимных моментов и для самостоятельной музыкальной деятельности, записываю музыку для группы на флеш-носитель.
Содержание музыкальной деятельности играет немаловажное значение для обеспечения ребёнка положительным самоощущением. Критериями выбора материала для меня является нравственное, доброе, выразительное начала в музыкальных произведениях, а также возрастные особенности, интересы детей, учёт тематики занятий и праздников по плану ДОУ. Праздникам уделяю особое внимание, проводятся в атмосфере лёгкости, доброжелательного общения, желании детей выступать, а родителей поддерживать своих детей радостными улыбками. Они создают мощнейшие предпосылки для формирования и развития положительного самоощущения у детей
В настоящее время проектная деятельность является одной из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитии его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов детского творчества.
Арт-проект (от английского art – искусство, мастерство, художество, художественный) – проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействие с различными видами детского творчества. Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной национальной и мировой культуре.
Основой, базой арт-проекта является музыкальная или художественная программа.
Тематика арт-проектов может быть различной.
Что даёт арт-проект всем его участникам?
Воспитанникам: гармоничное всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.
Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком (посещение музея или театра где подготовленный дошкольник выступает для родителя в роли гида или художественного консультанта, что чрезвычайно благотворно влияет на повышение самооценки ребёнка, а для родителей мотивация к совместному посещению культурных учреждений).
Педагогам: повышение мастерства, рождение ярких художественно-творческих идей, активизацию своих творческих способностей, объединению педагогов творческой задачей.
Литература
- Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»
- Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»
- Выгодский Л.С. «Педагогическая психология»
- Дзержинская И.Л. «Игра как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»
- Картушина М.Ю. «Мы играем, рисуем, поём» - интегрированные занятия для детей 5-7 лет.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
- Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
- Методический журнал «Музыкальный руководитель» №5 2015г, №7 2014г., №4 2012г., №82016г., №9 2016г., №8 2015г.
- Метлов Н.А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности....
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Одним из главных при...
Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...
Фрагмент педагогического мероприятия по формированию положительной «Я – концепции» у детей среднего дошкольного возраста РАЗДЕЛ: «Я СРЕДИ ДРУГИХ»
фрагмент занятия...
ПАМЯТКА «Формирование положительной «Я – концепции» у детей среднего дошкольного возраста»
памятка...
Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей.
Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей....